Персоны
Джемал Далгат
Биография
Далгат Джемал-Эддин Энверович – дирижер, в 1950–1954 – дирижер-ассистент, а в 1963–1991 – штатный дирижер Кировского/Мариинского театра.
Источник изображения: kino-teatr.ru
Джемал Далгат родился в горном кавказском селении Урахи, где бережно хранят память о представителях рода, прославивших Дагестан. Его прадед был богословом, а сыновья выбрали светские профессии. Дед будущего дирижера Далгат Магомедович Халилов отправился учиться на медицинский факультет Московского университета, после участия в студенческих волнениях сменил, скрываясь от полиции, имя на Магомед Далгат и уехал в Германию, здесь продолжил учебу, а диплом получил в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Он лечил людей на юге России – в Дагестане, Ставрополе, Ростове-на-Дону, здесь женился на дочери иранского посла, стал депутатом Дагестанской думы, а в 1912-м был избран в Государственную думу Российской империи 4-го (последнего) созыва. Среди представителей рода были и другие уважаемые люди – адвокаты, врачи, учителя, инженеры (многие из них пострадают в период сталинских репрессий). Первым музыкантом в роду стала дочь доктора и депутата Магомеда Далгата Дженнет – мать Джемала.
С детства она проявляла незаурядные способности, в 1909-м окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1913-м – Высшую школу исполнительского мастерства, с успехом концертировала в Европе. В историю дагестанской культуры она вошла не только как первая женщина, получившая высшее образование, но и как первая женщина-композитор. Учиться композиции она была направлена в Лейпциг в 1924 году уже советской властью. Здесь до 1927 года Дженнет Далгат жила вместе с маленьким сыном Джемалом: в школу он пойдет в Лейпциге, впитывая в раннем детстве атмосферу европейской культуры. Вернувшись на родину, Дженнет пишет первые национальные сочинения в классических жанрах – симфонию, квартет, участвует в создании системы музыкального образования в республике. Учит музыке она и сына. Дженнет Далгат не стало, когда ему было 18 лет.
Профессиональное обучение Джемал Далгат продолжит с 1938-го в Москве – в училище и консерватории. Занятия прервет война. В 1948-м он получит диплом Ленинградской консерватории, которую окончит в дирижерском классе Ильи Александровича Мусина. Для сдачи государственного экзамена консерватория арендует Большой зал филармонии, и 24 июня 1948-го Джемал Далгат получает возможность впервые встать за пульт Заслуженного коллектива. Он проводит с оркестром I отделение, в программе – увертюра к «Альцесте» Глюка, первая часть «Манфреда» Чайковского и аккомпанемент – скрипичный концерт № 5 Моцарта, в котором солирует Михаил Вайман.
В ближайшие годы в Филармонии Джемал Далгат не появится. В 1951-м он окончит аспирантуру у Бориса Хайкина, тогда главного дирижера Кировского/Мариинского театра, в 1950–1954 будет его дирижером-ассистентом, в 1955–1957 займет должность главного дирижера Таджикского театра оперы и балета. Вернувшись в Ленинград, Далгат получит дирижерский класс в Ленинградской консерватории (1958–1962), а в 1963-м поступит в штат Театра оперы и балета имени Кирова, в котором будет работать почти до конца трагически оборвавшейся жизни.
Джемал Далгат (справа) и композитор и солист Борис Тищенко (в центре) в концерте 28 октября 1968 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С декабря 1961 года начинается тесное сотрудничество Джемала Далгата с оркестрами Ленинградской филармонии. Музыкант прекрасно читает новые партитуры, потому его часто приглашают дирижировать программами современной музыки. Под управлением Далгата проходят исполнения и премьеры ленинградских авторов Юрия Кочурова, Владимира Цытовича, Бориса Тищенко, Татьяны Ворониной, москвича Николая Сидельникова, эстонца Вельо Тормиса, украинского композитора Леонида Грабовского и грузинского Отара Гордели. Не теряет он связи и с Дагестаном: в феврале 1969-го в рамках Недели литературы и искусства республики Заслуженный коллектив исполняет под управлением Далгата сочинения Сергея Агабабова, Готфрида Гасанова, Ширвани Чалаева и Мурада Кажлаева. Тогда же, кстати, в Малом зале им. Глинки будут исполнены камерные сочинения матери дирижера. Годом раньше Далгат дирижирует премьерой балета Кажлаева по поэме Расула Гамзатова «Горянка» в Театре им. Кирова.
Джемал Далгат в концерте 5 февраля 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но всё же в историю Петербургской филармонии Джемал Далгат войдет прежде всего, как исполнитель европейских редкостей. Он представил публике оперу Бриттена «Питер Граймс» (впервые в СССР, март 1964, ЗКР), ораторию Генделя «О радости, печали и мудрости» (март 1966, СО), масштабные сочинения Шумана – ораторию «Рай и Пери» (ноябрь 1983, ЗКР), последний раз звучавшую в Большом зале 2 января 1924 года под управлением Михаила Климова, и оперу «Геновева», единственный раз до этого исполненную в Петербурге в 1896 году. В 1969-м в Малом зале им. Глинки Камерный оркестр филармонии играет под управлением Далгата «Сказания об играх мира» Онеггера.
«Питер Граймс» и оратории исполнялись на русском языке в переводе с английского и немецкого самим Джемалом Далгатом. В его переводе в мае 1974-го в Большом зале звучал Военный реквием Бриттена, дирижировал Юрий Серебряков. Бриттен на долгие годы увлек Далгата. После филармонической премьеры «Питера Граймса» он готовит с режиссером Маргаритой Слуцкой сценическое представление оперы в Кировском театре (1965), ведя переписку с композитором, с которым познакомился во время его приезда на концерты в Филармонию в марте 1963 года. В 1972-м, уже после второго визита Бриттена в Ленинград, в Театре имени Кирова хореограф Олег Виноградов и дирижер Джемал Далгат показывают еще одну бриттеновскую премьеру – балет «Зачарованный принц» (оригинальное название «Принц пагод»), а в апреле 1974-го музыку балета под управлением Далгата исполняет в Большом зале Заслуженный коллектив.
Новое, неизведанное притягивает дирижера-исследователя на разных этапах его творческой биографии. И это не только ХХ век. Так, в июне 1963-го он знакомит филармоническую публику с не исполнявшимися прежде кантатами Брамса на стихи Гёте и Гельдерлина (ЗКР и Капелла Юрлова) и «Четыре духовных напева» Верди, а 13 и 14 февраля 1988-го впервые в СССР исполняет грандиозную ораторию Франка «Заповеди блаженства» (ЗКР, Латвийский хор). Это будут его последние концерты с Заслуженным коллективом.
Джемал Далгат и "Санкт-Петербург–оркестр", 1991 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В конце 1990-го Джемал Далгат уходит из театра и создает собственный камерный коллектив – «Санкт-Петербург–Оркестр». Ему хочется самому формировать репертуар и выстраивать художественную политику. Вольница рубежа 1980–1990-х окрыляет и всё кажется возможным, никто еще не представляет, что значит содержать свой, пусть и небольшой, коллектив. В залах филармонии «Санкт-Петербург–Оркестр» под управлением Джемала Далгата даст шесть концертов с программами из Баха, Телемана и Вивальди, Моцарта и Шенберга, Глинки, Мясковского и Стравинского, Шостаковича, Бриттена и Пелециса. Последний пройдет в Большом зале 20 ноября 1991-го. 30 декабря 1991 года Джемал Далгат погибнет в пожаре в своей квартире.
В апреле 1992-го в Малом зале концертом его памяти продирижирует Владимир Альтшулер: Камерный оркестр под его управлением исполнит Моцарта, Барбера, Шенберга и любимого Далгатом Бриттена…
Дирижерскую династию продолжил внук музыканта – Михаил Татарников.
И. Р.
Концерты
-
24 июня 1948
(машинопись, в рукописной книге не указан)
Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
Дирижеры – Михаил Черкасов, Джемал ДалгатГлюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чайковский. I часть симфонии «Манфред». Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Бородин. Симфония № 3 (неоконченная)
-
9 декабря 1961
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Шуман. Увертюра «Манфред». Брамс. Симфония № 4
-
14 декабря 1961
2-й концерт 1-го абонемента
Смотр творчества молодых композиторов
Цытович. «Весенняя увертюра». Воронина. Концерт-баллада для фортепиано с оркестром. Пригожин. Симфония № 2
-
10 февраля 1962
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатВ программе: Глинка, Чайковский, Аренский, Кочуров, Прокофьев, Рахманинов, Мусоргский
-
27 мая 1962
6-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатГлинка. Испанская увертюра «Арагонская хота». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Танеев. Симфония № 1
-
19 мая 1963
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатТормис. Увертюра № 2. Грабовский. Четыре украинские песни для хора и оркестра. Гордели. Концерт для флейты с оркестром. Кажлаев. «Дагестан», симфонические картины. (Все произведения исполняются в Ленинграде впервые)
-
20 мая 1963
6-й концерт 1-го абонемента (повтор дневной программы 19 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатТормис. Увертюра № 2. Грабовский. Четыре украинские песни для хора и оркестра. Гордели. Концерт для флейты с оркестром. Кажлаев. «Дагестан», симфонические картины. (Все произведения исполняются в Ленинграде впервые)
-
2 июня 1963
6-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатБрамс. Кантаты на стихи немецких поэтов. Верди. Quattro pezzi sacri (Четыре духовные пьесы) (исп. в 1-й раз)
-
20 марта 1964
5-й концерт 6-го абонемента
Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы
Бриттен. Опера «Питер Граймс»
-
22 марта 1964 (днем)
4-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 20 марта, частично другой состав солистов)
Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы
Бриттен. Опера «Питер Граймс»
-
21 июня 1964
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатБетховен. Симфония № 8. Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Кочуров. Сюита «Дон Жуан»
-
12 июня 1965
7-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатТанеев. Симфония до минор. Фрагменты из 1-й части трилогии «Орестея» – «Агамемнон».
-
20 марта 1966 (днем)
4-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатГендель. Оратория «О радости, печали и мудрости»
-
21 марта 1966
(повтор программы дневного концерта 20 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатГендель. Оратория «О радости, печали и мудрости»
-
2 июня 1968
5-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатРахманинов. Рассказ старого цыгана из оперы «Алеко». Рапсодия на тему Паганини. Симфония № 3
-
28 октября 1968
Симфонический концерт
Дирижеры – Джемал Далгат, Федор Козлов, Арвид ЯнсонсЧитчян. Увертюра «Здравствуй, утро». Тищенко. Концерт для фортепиано, восьми духовых и струнного оркестра с ударными и арфой. Баневич. Кантата «Песнь о Гренаде». Петров. Симфонический цикл «Песни наших дней»
-
5 февраля 1969
5-й концерт 3-го абонемента
Концерт дагестанской симфонической музыки
Дирижер – Джемал ДалгатАгабабов. Кантата «Сказ о свободе». Гасанов. II и III части Концерта для фортепиано с оркестром № 1. Чалаев. Симфония «Горы и люди». Кажлаев. Вокальный цикл «О тебе я думаю». Фрагменты из музыки к кинофильму «Тучи покидают небо»
-
17 июня 1969
7-й концерт 8-го абонемента
Бах. Месса си минор
Дирижер – Джемал ДалгатБах. Месса си минор
-
19 июня 1969
6-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 17 июня)
Бах. Месса си минор
Дирижер – Джемал ДалгатБах. Месса си минор
-
10 декабря 1969
2-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Джемал ДалгатМоцарт. Реквием