Персоны

Николай Трофимов

1920–2005
Источник изображения: bdt.spb.ru
Николай Трофимов

Биография

Трофимов Николай Николаевич – актер.

В фильмографии Трофимова около восьмидесяти работ. Главных ролей среди них почти нет, но и в ролях второго плана, и в эпизодах Трофимов умел создать яркий, узнаваемый персонаж. Его герои запоминались, его любили кинорежиссеры, знали зрители всей страны, но сам Трофимов считал себя в первую очередь театральным актером.

Николай Трофимов в роли Хлестакова в спектакле Ленинградского театра комедии по пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор", 1958 год."
Источник изображения: kino-teatr.ru

На сцену он впервые вышел в Севастополе: еще не имея никакого актерского образования, мальчишкой участвовал в спектаклях местного ТЮЗа. Сразу же определилось и комедийное амплуа будущего артиста: из школы он часто приносил родителям на подпись замечания в дневнике – «смешил детей, сам не смеялся».

В фильме-эпопее "Война и мир", режиссер С.Ф. Бондарчук, 1965-1967 гг.
Источник изображения: kino-teatr.ru

Перед самым началом войны Трофимов оканчивает Ленинградский театральный институт, служит в Театре Балтфлота, играет в Ансамбле «Пяти морей» Исаака Дунаевского. Именно на концерты этого коллектива в Тбилиси пришел однажды Георгий Товстоногов. Познакомиться с Трофимовым он тогда не успел, но фамилию артиста запомнил.

В фильме-спектакле "Табачный капитан по мотивам пьесы А.Н. А. Адуева, 1972 год."
Источник изображения: kino-teatr.ru

Демобилизовавшись в 1946-м, Трофимов сразу же получает приглашение от другого режиссера – Николая Акимова, который зовет артиста в свой Театр комедии. Это был первый театральный дом актера, где он прослужит почти двадцать лет, сыграет множество ролей, в том числе и главных. Здесь он завоюет себе имя и свою публику.

В спектакле Большого драматического театра по водевилю А. Цагарели "Ханума". Режиссер Г. А. Товстоногов, постановка 1972 года.
Источник изображения: kino-teatr.ru

В середине 1960-х Акимов предлагает Товстоногову поставить в Театре комедии «Помпадуры и помпадурши», и после выхода спектакля режиссер переманивает Трофимова в БДТ. Подстроиться к новой труппе было непросто. Олег Сердобольский в книге «Сто театральных баек» приводит слова Николая Николаевича:

«Нужно было не просто поменять театр, а перейти из одной системы в другую: в Комедии — метод представления, а в Большом драматическом — переживания. И Товстоногов терпеливо ждал, когда я укоренюсь в его труппе».

Товстоногов не просто ждал, но и пробовал Трофимова в разных ролях: Чебутыкина в «Трех сестрах», Перчихина в «Мещанах», Акопа в «Хануме», Телегина в «Дяде Ване», Расплюева в «Смерти Тарелкина». Трофимова режиссер считал «комиком мирового класса», сравнивал с Чарли Чаплиным, но прибавлял при этом, что у артиста есть и «Богом данное чувство серьеза». В 1976 году Товстоногов ставит «Пиквикский клуб» специально «под Трофимова». В этом спектакле артист играл до самых последних дней жизни.

В спектакле "Пиквикский клуб", Ленинградский Большой драматический театр. Постановка Г. А. Товстоногова, 1976 год.
Источник изображения: staroeradio.ru

Выступал Николай Трофимов и на концертной эстраде. Его коронным номером – со студенческих и до преклонных лет – был рассказ Зощенко «Мелкий случай из личной жизни». Сам Зощенко, когда-то услышав чтение юного Трофимова, подошел к сцене и, пожав руку, заметил, что сам не думал, что написал такой смешной рассказ. Возможно, читал его Трофимов и в Большом зале филармонии – программы праздничных сборных концертов, в которых часто выступал артист, редко расписывали в подробностях. В праздничном вечере 8 марта 1975 года Николай Трофимов в последний раз вышел на филармоническую сцену, но еще долго радовал зрителей своими работами в театре и кино.

О. Р.


Концерты

  • 7 июня 1948

    Общегородское торжественное собрание и концерт,
    посвященные 100-летию со дня смерти В. Г. Белинского

    В программе: Глинка, Бородин, Балакирев, Луковский, Асафьев, Римский-Корсаков, Шереметьев, Гоголь, Даргомыжский, Танеев, Новиков

  • 7 ноября 1956

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные номера (без указания произведений)

  • 1 января 1958

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)

  • 1 мая 1958

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 2 мая 1958

    (рукописная книга, повторение программы 1 мая)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1961

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1962

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 ноября 1962

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 1 января 1964

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт мастеров искусств

    В программе: Чайковский, Прокофьев, Сен-Санс, Глиэр, Твен, Мошковский, Кривин, Шуман, Рахманинов, Делиб, Ильф и Петров

  • 8 марта 1975

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (есть программа)




Другие материалы

Джемал Далгат

Джемал Далгат

Дирижер 1920–1991
Евгений Долматовский

Евгений Долматовский

Поэт 1915–1994

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»