Персоны
Генрих Нейгауз
Биография
Нейгауз Генрих Густавович – пианист.
Музыка и музыканты окружали Генриха Нейгауза с детства. Его отец Густав Вильгельмович Нейгауз, выпускник Кёльнской консерватории, был директором частной музыкальной школы в Елизаветграде. Большое влияние на юного Нейгауза оказали и родной брат матери – уже знаменитый в то время пианист и композитор Феликс Блуменфельд, и старший кузен по отцовской линии – будущий лидер польской музыки первой половины ХХ века Кароль Шимановский.
В 1903 году, после нескольких успешных концертов в Елизаветграде и Киеве, Нейгауз вместе с сестрой уезжает в Варшаву. Следующие одиннадцать лет он проведет за границей. В Германии Нейгауз играет Бурлеску Рихарда Штрауса в присутствии автора, удостаиваясь его похвалы, берет уроки у Леопольда Годовского, затем два года проводит в Италии и, после краткого пребывания дома в Елизаветграде, вновь уезжает в Европу. В Берлине учится в Высшей школе музыки у Генриха Барта по фортепиано и Павла Юона по композиции, затем продолжает обучение у Годовского в Венской музыкальной академии.
В Петербурге Нейгауз оказался впервые в 1915 году, когда ему было уже 27 лет. Здесь, в Петербургской консерватории, он экстерном сдает выпускной экзамен, так как полученный в год начала Первой мировой войны диплом Венской академии в России не признается.
Генрих Нейгауз в сольном концерте 14 октября 1949 года. Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Почти вся дальнейшая жизнь Генриха Нейгауза будет связана с Москвой и с Московской консерваторией, где он начнет преподавать в 1922 году. За отказ эвакуироваться из Москвы в 1941-м он восемь месяцев отсидит в тюрьме на Лубянке, освободится по ходатайству друзей и учеников, будет преподавать в Свердловске (Екатеринбурге), а с 1944-го – опять в Москве. Имена его воспитанников – вершинные точки в исполнительском искусстве ХХ века: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак, и следующее поколение, перешедшее в век XXI, – Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Раду Лупу. Его книга «Об искусстве фортепианной игры», изданная впервые в 1958 году, выдержала шесть изданий, переведена на английский, итальянский, немецкий, французский и испанский языки, ею зачитываются многие поколения музыкантов.
Литературный дар автора проявился и в его дневниках, изданных в 1975 году в сборнике «Г. Г. Нейгауз. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям» [1], на страницах которого в том числе и хроника концертной жизни Нейгауза. Его первые публичные выступления состоялись еще в детстве, в Елизаветграде, а уже в юности пианист покорил сначала Европу, а потом и Россию.
В Ленинграде «Великий Генрих» играл редко. До войны в Большом зале филармонии (с 18 декабря 1926-го до 9 февраля 1941-го) состоится лишь восемь выступлений пианиста – четыре с оркестром под управлением Вячеслава Сука, Ганса Кнаппертсбуша, Эугена Сенкара и Николая Рабиновича, три клавирабенда (еще один Филармония устроит в Капелле) и сонатный вечер с Мироном Полякиным (13.11.1938; Бетховен, Брамс). С оркестром Нейгауз играет Концерт № 1 Чайковского (с Кнаппертсбушем) и Концерт № 2 Листа, который исполнит и на гастролях Заслуженного коллектива в Кисловодске в 1939 году (дирижер Эдуард Грикуров). Фото с дарственной надписью Филармоническому оркестру, 1929
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Послевоенный график ленинградских гастролей пианиста становится более интенсивным. С оркестром он дает пять концертов – играет Скрябина под управлением Карла Элиасберга (5.05.1945), Владимира Небольсина (13.06.1951), Леонида Вигнера (11.01.1952) и Шопена (№ 1) под управлением Курта Зандерлинга (16.10.1949) и Александра Гаука (18.01.1953). 6 января 1953 года выступает в дуэте с сыном Станиславом Нейгаузом.
С мая 1945 года в Большом зале проходит двенадцать сольных концертов Генриха Нейгауза. В их программах важное место занимают Скрябин, Шопен, Шуман, но звучит и Бах, Моцарт, Регер, Брамс, Метнер, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев. В один из вечеров Нейгауз играет 24 прелюдии Дебюсси, несколько монографических концертов посвящено Бетховену – два сонатных вечера проходят в Большом зале и три в Малом.
В Малом зале имени Глинки Нейгауз впервые выступает 5 мая 1950-го, через год после его открытия. На концерты сюда он приезжает специально, никогда не объединяя их с концертами в Большом зале. На камерной филармонической сцене пианист сыграл фортепианный квинтет Франка с Квартетом имени Глазунова, программу из фортепианных и вокальных сочинений Шумана и Брамса: здесь Мастер выступил не только как солист, но и как аккомпаниатор певицы Натальи Рождественской. В Малом зале проходит и пять сольных концертов Генриха Нейгауза: три сонатных вечера Бетховена (1950, 1951 и 1955 годы, за редким исключением, сонаты не повторялись), монография Скрябина (последний концерт в зале – 26 октября 1955-го), вечер сонат Скрябина (№№ 2 и 4) и Шопена (№№ 2 и 3).
Сочинения Шопена и Скрябина составили и программу последнего филармонического концерта Генриха Нейгауза, прошедшего в Большом зале 20 марта 1956 года.
И. Р.
Концерты
-
18 декабря 1926
5-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Вячеслав Сук
Солист – Генрих НейгаузЛист. Симфоническая поэма № 2 «Тассо. Скорбь и торжество». Два эпизода из «Фауста» Ленау. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая поэма № 6 «Мазепа»
-
21 декабря 1926
Klavierabend
Генрих НейгаузБетховен. Соната для фортепиано № 29 «Hammerklavier». Метнер. Соната для фортепиано соль минор. Шопен. Соната для фортепиано № 3. Скрябин. Соната для фортепиано № 7. Соната для фортепиано № 9
-
5 января 1929
4-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Ганс КнаппертсбушЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
17 января 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Генрих НейгаузШуман. Аллегро. Большая соната № 1. Шопен. Баркарола. Три мазурки. Скерцо № 4. Концертное аллегро
-
2 февраля 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарЛист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Венгерская рапсодия № 2
-
6 октября 1938
(программка, рукопись)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Заслуженный деятель искусств, орденоносец
Генрих НейгаузВ программе: Брамс, Шуберт–Лист, Шопен, Дебюсси
-
13 ноября 1938
Сонатный вечер
Генрих Нейгауз и Мирон ПолякинБетховен. Соната № 7 до минор. Брамс. Соната № 3 ре минор. Бетховен. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»
-
13 мая 1940
(программа с анонсом концертов Государственного симфонического оркестра Союза ССР)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузБах. Прелюдия и фуга ре-диез минор. Бетховен. Соната № 31. Прокофьев. Соната № 4. Шопен. Ноктюрн си мажор. Фантазия фа минор. Скрябин. Соната № 6. «Желание». «Ласка в танце». «Маска». «Странность». Соната № 5
-
9 февраля 1941
Симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичШуман. Увертюра «Манфред». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Малер. «Песнь о земле»
-
5 мая 1945
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергСкрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
6 мая 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузШопен. Полонез № 5. Ноктюрн. Две мазурки. Баркарола. Экспромт № 3. Полонез-фантазия № 7. Скрябин. Две поэмы. Два этюда. Два танца
-
6 декабря 1945
(афиша)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузШопен. Концертное аллегро. Восемь прелюдий. Три мазурки. Тарантелла. Скерцо. Соната № 2. Два ноктюрна. Три этюда. Скерцо № 3
-
8 декабря 1945
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингМендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. «Испанская рапсодия»
-
13 декабря 1945
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузШопен. 24 прелюдии. Прелюдия соль минор. Тарантелла. Вальс № 7. Вальс № 8. Соната № 2
-
7 мая 1946
6-й концерт 4-го абонемента (рукописная книга)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузБетховен. Соната № 17. Соната № 28. Соната № 30. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 14 «Лунная»
-
5 марта 1947
(анонс и рукописная книга)
Фортепианный вечер
Заслуженный деятель искусств
Генрих НейгаузДебюсси. 24 прелюдии
-
14 октября 1949
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузВ программе: Шопен
-
16 октября 1949
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Шопен (к 100-летию со дня смерти)
Дирижер – Курт Зандерлинг(программа не указана)
-
5 января 1950
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Генрих НейгаузБрамс. Два каприччио и два интермеццо (соч. 76). Регер. Вариации и фуга на тему Баха. Рахманинов. Три прелюдии (соч. 23). Этюд-картина (соч. 39). Скрябин. Поэма ре-бемоль мажор. Соната № 4
-
8 января 1950
(рукописная книга)
Фортепианный концерт
Генрих НейгаузБетховен. Соната для фортепиано № 28. Соната для фортепиано № 15 «Пасторальная». Шуман. «Крейслериана». Чайковский. Четыре пьесы из цикла «Времена года». Рахманинов. Две прелюдии (соч. 32). Скрябин. Соната № 3