Персоны

Генрих Нейгауз

1888–1964
Генрих Нейгауз

Биография

Нейгауз Генрих Густавович – пианист.

Музыка и музыканты окружали Генриха Нейгауза с детства. Его отец Густав Вильгельмович Нейгауз, выпускник Кёльнской консерватории, был директором частной музыкальной школы в Елизаветграде. Большое влияние на юного Нейгауза оказали и родной брат матери – уже знаменитый в то время пианист и композитор Феликс Блуменфельд, и старший кузен по отцовской линии – будущий лидер польской музыки первой половины ХХ века Кароль Шимановский.

В 1903 году, после нескольких успешных концертов в Елизаветграде и Киеве, Нейгауз вместе с сестрой уезжает в Варшаву. Следующие одиннадцать лет он проведет за границей. В Германии Нейгауз играет Бурлеску Рихарда Штрауса в присутствии автора, удостаиваясь его похвалы, берет уроки у Леопольда Годовского, затем два года проводит в Италии и, после краткого пребывания дома в Елизаветграде, вновь уезжает в Европу. В Берлине учится в Высшей школе музыки у Генриха Барта по фортепиано и Павла Юона по композиции, затем продолжает обучение у Годовского в Венской музыкальной академии.

В Петербурге Нейгауз оказался впервые в 1915 году, когда ему было уже 27 лет. Здесь, в Петербургской консерватории, он экстерном сдает выпускной экзамен, так как полученный в год начала Первой мировой войны диплом Венской академии в России не признается.

Почти вся дальнейшая жизнь Генриха Нейгауза будет связана с Москвой и с Московской консерваторией, где он начнет преподавать в 1922 году. За отказ эвакуироваться из Москвы в 1941-м он восемь месяцев отсидит в тюрьме на Лубянке, освободится по ходатайству друзей и учеников, будет преподавать в Свердловске (Екатеринбурге), а с 1944-го – опять в Москве. Имена его воспитанников – вершинные точки в исполнительском искусстве ХХ века: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак, и следующее поколение, перешедшее в век XXI, – Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Раду Лупу. Его книга «Об искусстве фортепианной игры», изданная впервые в 1958 году, выдержала шесть изданий, переведена на английский, итальянский, немецкий, французский и испанский языки, ею зачитываются многие поколения музыкантов.

Литературный дар автора проявился и в его дневниках, изданных в 1975 году в сборнике «Г. Г. Нейгауз. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям» [1], на страницах которого в том числе и хроника концертной жизни Нейгауза. Его первые публичные выступления состоялись еще в детстве, в Елизаветграде, а уже в юности пианист покорил сначала Европу, а потом и Россию.

В Ленинграде «Великий Генрих» играл редко. До войны в Большом зале филармонии (с 18 декабря 1926-го до 9 февраля 1941-го) состоится лишь восемь выступлений пианиста – четыре с оркестром под управлением Вячеслава Сука, Ганса Кнаппертсбуша, Эугена Сенкара и Николая Рабиновича, три клавирабенда (еще один Филармония устроит в Капелле) и сонатный вечер с Мироном Полякиным (13.11.1938; Бетховен, Брамс). С оркестром Нейгауз играет Концерт № 1 Чайковского (с Кнаппертсбушем) и Концерт № 2 Листа, который исполнит и на гастролях Заслуженного коллектива в Кисловодске в 1939 году (дирижер Эдуард Грикуров). Фото с дарственной надписью Филармоническому оркестру, 1929
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Послевоенный график ленинградских гастролей пианиста становится более интенсивным. С оркестром он дает пять концертов – играет Скрябина под управлением Карла Элиасберга (5.05.1945), Владимира Небольсина (13.06.1951), Леонида Вигнера (11.01.1952) и Шопена (№ 1) под управлением Курта Зандерлинга (16.10.1949) и Александра Гаука (18.01.1953). 6 января 1953 года выступает в дуэте с сыном Станиславом Нейгаузом.

С мая 1945 года в Большом зале проходит двенадцать сольных концертов Генриха Нейгауза. В их программах важное место занимают Скрябин, Шопен, Шуман, но звучит и Бах, Моцарт, Регер, Брамс, Метнер, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев. В один из вечеров Нейгауз играет 24 прелюдии Дебюсси, несколько монографических концертов посвящено Бетховену – два сонатных вечера проходят в Большом зале и три в Малом.

В Малом зале имени Глинки Нейгауз впервые выступает 5 мая 1950-го, через год после его открытия. На концерты сюда он приезжает специально, никогда не объединяя их с концертами в Большом зале. На камерной филармонической сцене пианист сыграл фортепианный квинтет Франка с Квартетом имени Глазунова, программу из фортепианных и вокальных сочинений Шумана и Брамса: здесь Мастер выступил не только как солист, но и как аккомпаниатор певицы Натальи Рождественской. В Малом зале проходит и пять сольных концертов Генриха Нейгауза: три сонатных вечера Бетховена (1950, 1951 и 1955 годы, за редким исключением, сонаты не повторялись), монография Скрябина (последний концерт в зале – 26 октября 1955-го), вечер сонат Скрябина (№№ 2 и 4) и Шопена (№№ 2 и 3).

Сочинения Шопена и Скрябина составили и программу последнего филармонического концерта Генриха Нейгауза, прошедшего в Большом зале 20 марта 1956 года.

И. Р.


ВИДЕО

Элисо Вирсаладзе о Генрихе Нейгаузе

Элисо Вирсаладзе о Генрихе Нейгаузе

Иосиф Райскин о Генрихе Нейгаузе

Иосиф Райскин о Генрихе Нейгаузе




Другие материалы

Антон Гришин

Антон Гришин

Кларнет ?
Елена Лунц

Елена Лунц

Скрипка 1907–1986

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»