Персоны

Генрих Нейгауз

1888–1964
Генрих Нейгауз

Биография

Нейгауз Генрих Густавович – пианист.

Музыка и музыканты окружали Генриха Нейгауза с детства. Его отец Густав Вильгельмович Нейгауз, выпускник Кёльнской консерватории, был директором частной музыкальной школы в Елизаветграде. Большое влияние на юного Нейгауза оказали и родной брат матери – уже знаменитый в то время пианист и композитор Феликс Блуменфельд, и старший кузен по отцовской линии – будущий лидер польской музыки первой половины ХХ века Кароль Шимановский.

В 1903 году, после нескольких успешных концертов в Елизаветграде и Киеве, Нейгауз вместе с сестрой уезжает в Варшаву. Следующие одиннадцать лет он проведет за границей. В Германии Нейгауз играет Бурлеску Рихарда Штрауса в присутствии автора, удостаиваясь его похвалы, берет уроки у Леопольда Годовского, затем два года проводит в Италии и, после краткого пребывания дома в Елизаветграде, вновь уезжает в Европу. В Берлине учится в Высшей школе музыки у Генриха Барта по фортепиано и Павла Юона по композиции, затем продолжает обучение у Годовского в Венской музыкальной академии.

В Петербурге Нейгауз оказался впервые в 1915 году, когда ему было уже 27 лет. Здесь, в Петербургской консерватории, он экстерном сдает выпускной экзамен, так как полученный в год начала Первой мировой войны диплом Венской академии в России не признается.

Почти вся дальнейшая жизнь Генриха Нейгауза будет связана с Москвой и с Московской консерваторией, где он начнет преподавать в 1922 году. За отказ эвакуироваться из Москвы в 1941-м он восемь месяцев отсидит в тюрьме на Лубянке, освободится по ходатайству друзей и учеников, будет преподавать в Свердловске (Екатеринбурге), а с 1944-го – опять в Москве. Имена его воспитанников – вершинные точки в исполнительском искусстве ХХ века: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак, и следующее поколение, перешедшее в век XXI, – Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Раду Лупу. Его книга «Об искусстве фортепианной игры», изданная впервые в 1958 году, выдержала шесть изданий, переведена на английский, итальянский, немецкий, французский и испанский языки, ею зачитываются многие поколения музыкантов.

Литературный дар автора проявился и в его дневниках, изданных в 1975 году в сборнике «Г. Г. Нейгауз. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям» [1], на страницах которого в том числе и хроника концертной жизни Нейгауза. Его первые публичные выступления состоялись еще в детстве, в Елизаветграде, а уже в юности пианист покорил сначала Европу, а потом и Россию.

В Ленинграде «Великий Генрих» играл редко. До войны в Большом зале филармонии (с 18 декабря 1926-го до 9 февраля 1941-го) состоится лишь восемь выступлений пианиста – четыре с оркестром под управлением Вячеслава Сука, Ганса Кнаппертсбуша, Эугена Сенкара и Николая Рабиновича, три клавирабенда (еще один Филармония устроит в Капелле) и сонатный вечер с Мироном Полякиным (13.11.1938; Бетховен, Брамс). С оркестром Нейгауз играет Концерт № 1 Чайковского (с Кнаппертсбушем) и Концерт № 2 Листа, который исполнит и на гастролях Заслуженного коллектива в Кисловодске в 1939 году (дирижер Эдуард Грикуров). Фото с дарственной надписью Филармоническому оркестру, 1929
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Послевоенный график ленинградских гастролей пианиста становится более интенсивным. С оркестром он дает пять концертов – играет Скрябина под управлением Карла Элиасберга (5.05.1945), Владимира Небольсина (13.06.1951), Леонида Вигнера (11.01.1952) и Шопена (№ 1) под управлением Курта Зандерлинга (16.10.1949) и Александра Гаука (18.01.1953). 6 января 1953 года выступает в дуэте с сыном Станиславом Нейгаузом.

С мая 1945 года в Большом зале проходит двенадцать сольных концертов Генриха Нейгауза. В их программах важное место занимают Скрябин, Шопен, Шуман, но звучит и Бах, Моцарт, Регер, Брамс, Метнер, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев. В один из вечеров Нейгауз играет 24 прелюдии Дебюсси, несколько монографических концертов посвящено Бетховену – два сонатных вечера проходят в Большом зале и три в Малом.

В Малом зале имени Глинки Нейгауз впервые выступает 5 мая 1950-го, через год после его открытия. На концерты сюда он приезжает специально, никогда не объединяя их с концертами в Большом зале. На камерной филармонической сцене пианист сыграл фортепианный квинтет Франка с Квартетом имени Глазунова, программу из фортепианных и вокальных сочинений Шумана и Брамса: здесь Мастер выступил не только как солист, но и как аккомпаниатор певицы Натальи Рождественской. В Малом зале проходит и пять сольных концертов Генриха Нейгауза: три сонатных вечера Бетховена (1950, 1951 и 1955 годы, за редким исключением, сонаты не повторялись), монография Скрябина (последний концерт в зале – 26 октября 1955-го), вечер сонат Скрябина (№№ 2 и 4) и Шопена (№№ 2 и 3).

Сочинения Шопена и Скрябина составили и программу последнего филармонического концерта Генриха Нейгауза, прошедшего в Большом зале 20 марта 1956 года.

И. Р.


Концерты

  • 18 декабря 1926

    5-й концерт 2-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Вячеслав Сук
    Солист – Генрих Нейгауз

    Лист. Симфоническая поэма № 2 «Тассо. Скорбь и торжество». Два эпизода из «Фауста» Ленау. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая поэма № 6 «Мазепа»

  • 21 декабря 1926

    Klavierabend
    Генрих Нейгауз

    Бетховен. Соната для фортепиано № 29 «Hammerklavier». Метнер. Соната для фортепиано соль минор. Шопен. Соната для фортепиано № 3. Скрябин. Соната для фортепиано № 7. Соната для фортепиано № 9

  • 5 января 1929

    4-й концерт 2-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Ганс Кнаппертсбуш

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5

  • 2 февраля 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эуген Сенкар

    Лист. «Фауст-симфония». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Венгерская рапсодия № 2

  • 6 октября 1938

    (программка, рукопись)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Заслуженный деятель искусств, орденоносец
    Генрих Нейгауз

    В программе: Брамс, Шуберт–Лист, Шопен, Дебюсси

  • 13 ноября 1938

    Сонатный вечер
    Генрих Нейгауз и Мирон Полякин

    Бетховен. Соната № 7 до минор. Брамс. Соната № 3 ре минор. Бетховен. Соната № 9 ля мажор «Крейцерова»

  • 13 мая 1940

    (программа с анонсом концертов Государственного симфонического оркестра Союза ССР)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Бах. Прелюдия и фуга ре-диез минор. Бетховен. Соната № 31. Прокофьев. Соната № 4. Шопен. Ноктюрн си мажор. Фантазия фа минор. Скрябин. Соната № 6. «Желание». «Ласка в танце». «Маска». «Странность». Соната № 5

  • 9 февраля 1941

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Шуман. Увертюра «Манфред». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Малер. «Песнь о земле»

  • 5 мая 1945

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 6 мая 1945

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Шопен. Полонез № 5. Ноктюрн. Две мазурки. Баркарола. Экспромт № 3. Полонез-фантазия № 7. Скрябин. Две поэмы. Два этюда. Два танца

  • 6 декабря 1945

    (афиша)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Шопен. Концертное аллегро. Восемь прелюдий. Три мазурки. Тарантелла. Скерцо. Соната № 2. Два ноктюрна. Три этюда. Скерцо № 3

  • 8 декабря 1945

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Мендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. «Испанская рапсодия»

  • 13 декабря 1945

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Шопен. 24 прелюдии. Прелюдия соль минор. Тарантелла. Вальс № 7. Вальс № 8. Соната № 2

  • 7 мая 1946

    6-й концерт 4-го абонемента (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Бетховен. Соната № 17. Соната № 28. Соната № 30. Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 14 «Лунная»

  • 5 марта 1947

    (анонс и рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Заслуженный деятель искусств
    Генрих Нейгауз

    Дебюсси. 24 прелюдии

  • 14 октября 1949

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    В программе: Шопен

  • 16 октября 1949

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Шопен (к 100-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    (программа не указана)

  • 5 января 1950

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Брамс. Два каприччио и два интермеццо (соч. 76). Регер. Вариации и фуга на тему Баха. Рахманинов. Три прелюдии (соч. 23). Этюд-картина (соч. 39). Скрябин. Поэма ре-бемоль мажор. Соната № 4

  • 8 января 1950

    (рукописная книга)

    Фортепианный концерт
    Генрих Нейгауз

    Бетховен. Соната для фортепиано № 28. Соната для фортепиано № 15 «Пасторальная». Шуман. «Крейслериана». Чайковский. Четыре пьесы из цикла «Времена года». Рахманинов. Две прелюдии (соч. 32). Скрябин. Соната № 3

  • 9 апреля 1950

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    В программе: Моцарт, Бетховен, Шопен, Скрябин, Шостакович, Дебюсси

  • 11 мая 1951

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Бетховен. Соната (соч. 27). Шуман. Фантазия Блуменфельд. Соната-фантазия. Скрябин. Фантазия. Шопен. Фантазия. Мазурка

  • 13 июня 1951

    8-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Василий Небольсин

    Скрябин. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 23 октября 1951

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Шимановский. Два этюда. Вариации на польскую народную тему. Прокофьев. Десять «Мимолетностей». Сюита. Шопен. Четыре мазурки. Экспромт № 3. Дебюсси. Этюд. Четыре прелюдии. «Прерванная серенада»

  • 11 января 1952

    Симфонический концерт
    Скрябин (к 80-летию со дня рождения)
    Дирижер – Леонид Вигнер

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 1 декабря 1952

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Бетховен. Соната № 8 «Патетическая». Соната № 14 «Лунная». Соната № 23 «Аппассионата». Соната № 31

  • 6 января 1953

    (рукописная книга)

    Вечер фортепианных дуэтов
    Генрих Нейгауз и Станислав Нейгауз

    Моцарт. Соната ре мажор. Дебюсси. Три пьесы. Рахманинов. Сюита № 1 «Фантазия-картины»

  • 18 января 1953

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Лист. «Фауст-симфония». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»

  • 8 апреля 1954

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Бах. Три прелюдии и фуги. Регер. Вариации и фуга на тему Баха. Метнер. Траурный марш. Две сказки. Рахманинов. Два этюда-картины. Скрябин. Поэма. Пять прелюдий. Поэма «К пламени»

  • 20 марта 1956

    Фортепианный вечер
    Генрих Нейгауз

    Скрябин. Соната № 3. Соната № 4. Две пьесы, соч. 59. Поэма «К пламени». Шопен. Восемь прелюдий, соч. 28. Три этюда. Баллада № 3. Две мазурки, соч. 59. Баркарола, соч. 60

  • 15 июня 1959

    Концерт-показ студентов Московской Консерватории

    В программе: Чайковский, Прокофьев, Шопен, Брамс, Дворжак, Шуберт, Скрябин, Сильвестри, Моцарт, Форе, Шоссон, Лист


ВИДЕО

Элисо Вирсаладзе о Генрихе Нейгаузе

Элисо Вирсаладзе о Генрихе Нейгаузе

Иосиф Райскин о Генрихе Нейгаузе

Иосиф Райскин о Генрихе Нейгаузе



«Вечерний Ленинград»

О концерте 5 марта 1947 в БЗФ 9 марта 1947



Другие материалы

Антон Гришин

Антон Гришин

Кларнет ?
Елена Лунц

Елена Лунц

Скрипка 1907–1986

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»