Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 5 марта 1947 в БЗФДвадцать четыре прелюдии
КОНЦЕРТ ПРОФЕССОРА Г. Г. НЕЙГАУЗА В ФИЛАРМОНИИ
На эстраде Г. Г. Нейгауз — профессор Московской и Ленинградской консерваторий, учитель Гилельса, Зака, Рихтера, пианист и музыковед, знаток многих областей искусства. Каждый его концерт (а он выступает довольно редко) — известное событие в музыкальном мире, ибо Нейгауз всегда в исканиях, в благородном беспокойстве художника, жаждущего познавать и передавать людям все новое и новое.
Последняя работа Нейгауза — 24 прелюдии Дебюсси — была исполнена им на-днях в Большом зале Филармонии.
Прелюдии Дебюсси занимают особое место в фортепианной литературе. Их автор поставил перед собой цель изобразить средствами музыки самые, казалось бы, необычайные явления и чувства. «Ветер на равнине», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе», «Шаги на снегу», «Фейерверк», «Туманы», «Девушка с волосами цвета льна» — так называются прелюдии.
Огромный талант Дебюсси помог ему избежать формалистического решения своей задачи: прелюдии, подобно знаменитым «Картинкам с выставки» Мусоргского, своеобразно и убедительно отразили окружавший композитора мир, открыли новые звуковые возможности фортепиано и новые пути совершенствования для пианистов.
В игре впечатляет образность. От реальных образов — к звукам, таким нам представляется путь проникновения Нейгауза в прелюдии Дебюсси. Вот, казалось бы, такая трудно выразимая тема, как «Шаги на снегу». Человек идет сначала довольно бодро: ритм музыки создает это ощущение, а звук лишен густоты и беспокойства. Все труднее и труднее шагать по снегу, человек задыхается, вязнет... Нейгауз все более подчеркивает внутреннюю напряженность сил, усталость и страх — не выдержать, не дойти... Иногда фортепиано дает почти физическое ощущение шагов (подчеркнутые синкопы, броские и сразу угасающие аккорды). Эти эффекты для пианиста — отнюдь не самоцель, а лишь средство для выражения характера музыки.
Глубокое проникновение в мир образов Дебюсси помогло исполнителю преодолеть некоторое однообразие пианистических приемов прелюдий. Все прелюдии воспринимаются с неослабным вниманием, вызывая в памяти различные мысли и ощущения. В противовес многим западноевропейским пианистам, играющим Дебюсси манерно, Нейгауз дает образец реалистического исполнения этих произведений.
С. Хентова