Персоны

Малкольм Сарджент

1895–1967
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Малкольм Сарджент

Биография

Сарджент Малкольм / Harold Malcolm Watts Sargent, Sir – британский дирижер.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дирижерская карьера Малкольма Сарджента началась практически случайно. Выпускник Королевского музыкального колледжа, он долгие годы работал как органист в Соборе Мелтона в Лесторе, писал музыку – хоровую и симфоническую. Параллельно Сарджент дирижировал любительскими коллективами, но за пульт профессионального оркестра его привела собственная медлительность!

В 1921 году в Лестер приехал маэстро Генри Вуд – руководитель знаменитых «Променад-концертов» – крупнейшего британского музыкального фестиваля, программы которого транслируются Би-Би-Си. По традиции, гастролируя по стране, Вуд обязательно заказывал новое сочинение кому-либо из местных авторов. В Лестере выбор пал на Сарджента. Но окончить партитуру музыкант успел перед самым концертом. И Вуд, не имея возможности выучить новую оркестровую пьесу, предложил Сардженту продирижировать самому, а после премьеры тут же пригласил дебютанта на несколько программ в Лондон. Спустя годы, после смерти Генри Вуда, именно Сарджент возглавит «Променад-концерты» и будет руководить ими с 1948-го по 1967 год.


Сэр Малкольм Сарджент в концерте 23 мая 1957 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Слава приходит к нему постепенно. В 1927-м молодого дирижера приглашает на спектакли «Русских балетов» Сергей Дягилев, а в 1929-м к нему обращается Элизабет Курто – жена промышленника, мецената, коллекционера Сэмюэля Курто – с идеей общедоступных концертов для публики, малознакомой с классикой и современной британской музыкой. До 1940 года дирижер будет музыкальным руководителем «Концертов Сарджент – Курто» и завоюет известность у широкой аудитории. Знают Сарджента и в Австралии – сюда с 1936-го он выезжал на три длительных тура и получил предложение постоянного контракта. В Сиднее его застанет известие о начале Второй мировой войны, и он возвращается в Англию, считая невозможным поступить иначе. Во время войны Сарджент руководит манчестерским Халле-оркестром (1939–1942) и Ливерпульским Королевским оркестром (1942–1948), дирижирует в Лондоне: именно Сарджент был последним, кто стоял за пультом в Куинс-холле, разрушенном в мае 1941-го немецкой авиацией через несколько часов после окончания его концерта. В 1947 году в афишах дирижера появляется титул «сэр» – музыканта возводят в рыцари. А в 1950 году сэр Сарджент возглавит Оркестр Би-Би-Си, сменяя на этом посту Адриана Боулта.

Мстислав Ростропович и Сэр Малкольм Сарджент, концерт 25 мая 1957 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В сезоне 1956/1957 оба они – и Боулт, и Сарджент – приедут на гастроли в Ленинград. В Большом зале филармонии Боулт выступит с Лондонским филармоническим оркестром. Сэр Сарджент продирижирует двумя оркестрами Ленинградской филармонии – ЗКР и СО.

В его программах звучит европейская классика – Бетховен и Брамс, непременная британская музыка, страстным пропагандистом которой дирижер был всю жизнь, – Бриттен и Элгар. С советскими солистами английский дирижер исполняет русскую музыку: с Игорем Ойстрахом – Концерт Чайковского, с Мстиславом Ростроповичем – Концерт-симфонию Прокофьева.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С музыкантами из СССР – Давидом Ойстрахом, Эмилем Гилельсом, Львом Обориным – дирижер выступал и записывался и в Англии. Среди европейских солистов с ним любили работать Артур Шнабель (пианист записал с Сарджентом все концерты Бетховена), Яша Хейфец, Иегуди Менухин.

В концерте 28 октября 1962 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Ленинград Малкольм Сарджент приедет еще дважды: в 1962 году даст два концерта с Симфоническим оркестром (СО), а в феврале 1963-го представит три программы с Королевским филармоническим оркестром Великобритании. Это окажется последним визитом дирижера в СССР.

В концерте 28 октября 1962 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С середины 1960-х он тяжело болел, но продолжал дирижировать. Его последние концерты состоялись 6 и 8 июля 1967 года за пультом Чикагского симфонического оркестра на фестивале в Равиньи. В сентябре Сарджента ждали и на закрытии лондонских «Променад-концертов». Но он появился перед оркестром лишь с короткой речью, передав дирижерскую палочку своему преемнику Колину Дэвису. Через две недели сэра Сарджента не станет. Во время похорон улицы, по которым следовал кортеж, пришлось перекрыть – дирижера вышли проводить тысячи поклонников. «Променад-концерты» 1968 года были посвящены памяти Малкольма Сарджента.

О. Р.


Концерты

  • 23 мая 1957

    7-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Лондон)

    Бриттен. Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 25 мая 1957

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Лондон)

    Э. Элгар. Интродукция и аллегро для струнного квартета и оркестра. Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 26 мая 1957

    (повторение программы 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Лондон)

    Э. Элгар. Интродукция и аллегро для струнного квартета и оркестра. Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 28 октября 1962

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Воан-Уильямс. «Осы», увертюра. Брамс. Симфония № 3. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для юношества).

  • 29 октября 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Воан-Уильямс. «Осы», увертюра. Брамс. Симфония № 3. Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для юношества).

  • 8 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Воан-Уильямс. Фантазия на тему Таллиса для струнного оркестра. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла. Бетховен. Симфония № 3.

  • 9 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Брамс. Торжественная академическая увертюра. Бетховен. Симфония № 8. Россини–Респиги. «Лавка чудес», концертная сюита (ред. М. Сарджента). Воан-Уильямс. Симфония № 2 (Лондонская).

  • 10 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Дворжак. Увертюра «Карнавал». Элгар. «Энигма», вариации. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая».




Другие материалы

Артур Айдинян

Артур Айдинян

Тенор 1923–1997
Николай Светличный

Николай Светличный

Тенор 1920–2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»