Персоны

Королевский оркестр «Консертгебау»

Основан в 1888 году

Биография

Королевский оркестр «Консертгебау» / Koninklijk Concertgebouworkest – нидерландский симфонический коллектив, основанный в Амстердаме.

В начале 80-х годов XIX века в Амстердаме началось строительство роскошного особняка в стиле неоклассицизма. В своей новой работе зодчий Адольф Леонард ван Гендт вдохновлялся архитектурой лейпцигского Гевандхауза. Но, в отличие от немецкого собрата, сохранившего исходное название дома («Гевандхауз» в переводе означает «здание суконного цеха», именно в нем начали когда-то проводить музыкальные вечера), итог трудов ван Гендта сразу войдет в мировую историю как «Здание для концертов» – Консертгебау. На музыкальной карте мира оно окажется одним из важнейших адресов.

Зал вместимостью в 2000 слушателей – это и сегодня достаточно много, но по тем временам казалось огромным числом – открылся 11 апреля 1888 года концертом сборного оркестра. Но совсем скоро, через полгода здесь появится свой постоянный коллектив – симфонический оркестр Консертгебау.

В его длинной истории было всего семь руководителей – приходя сюда, дирижеры стремились остаться на посту надолго. Виллем Менгельберг (Willem Mengelberg, 1871–1951) и вовсе сохранял главную дирижерскую палочку Консертгебау на протяжении 50 лет: он пришел в оркестр еще в XIX веке, в 1895-м, а покинул коллектив с окончанием Второй мировой войны. При Менгельберге существовали позиции «первого» (помимо главного) и «второго» штатных дирижеров оркестра. Их в разные годы занимали блестящие музыканты: Шарль Мюнш (1921–1925), Пьер Монтё (до 1934-го), Бруно Вальтер (до 1939-го), Ойген Йохум (в 1941–1943) и, параллельно нидерландский дирижер Эдуард ван Бейнум (Eduard Alexander van Beinum, 1901–1959).

Одной из традиций, заведенных Менгельбергом и сохранившейся поныне, стало ежегодное исполнение оркестром Консертгебау на Пасхальной неделе Страстей по Матфею Иоганна Себастьяна Баха. При Менгельберге зарождается и другая традиция – играть музыку современников. Она звучит под управлением главного дирижера, ее представляют сами авторы. За пультом Консертгебау появлялись Эдвард Григ (впервые в 1887-м), Рихард Штраус (множество раз с 1897-го по 1931-й, именно оркестру Консертгебау и Виллему Менгельбергу он посвятил свою «Жизнь героя»), Густав Малер (неоднократно в 1903–1909), Арнольд Шенберг (в 1912-м он, например, дирижировал здесь своей поэмой «Пеллеас и Мелизанда», которую в том же сезоне представлял и в Зале Дворянского собрания в Петербурге), Клод Дебюсси (1914), Эдвард Элгар (1919, 1920), Морис Равель (1923 и 1932), Отторино Респиги (1926), Пауль Хиндемит (с 1935-го), Артюр Онеггер (1942). Есть, конечно, в этом списке и русские фамилии. Не раз своими сочинениями здесь дирижирует Игорь Стравинский (в 1924–1937). В 1931-м авторскую программу с оркестром Консертгебау представляет Александр Глазунов, звучит в ней и Скрипичный концерт, в котором солирует Цецилия Ганзен (десятью годами ранее она играла на открытии Петроградской филармонии, но теперь, как и Глазунов, живет и работает в Европе). В 1932-м единственный раз нидерландским оркестром дирижирует Сергей Прокофьев, вскоре он вернется в СССР и выступать в Европе больше не будет, но пока он представляет амстердамской публике музыку балета о молодой Советской России «Стальной скок».

С началом войны оркестр оказывается в непростой ситуации. Продолжать работать и жить? Бойкотировать немецкие власти и перестать играть? Перед этим выбором фактически стоят все музыканты оккупированной Европы. Менгельберг выбирает первое. Его коллеге, второму дирижеру Эдуарду ван Бейнуму выбор дается труднее: в 1943-м он отказывается давать концерт перед нацистским руководством и даже изъявляет готовность покинуть Консертгебау в случае, если его отказ не будет принят. В 1945-м, когда Виллема Менгельберга обвинят в коллаборационизме и запретят дирижировать в Нидерландах (запрет определили сначала пожизненно, затем сократили до шести лет, но маэстро не дожил до их окончания нескольких месяцев), ван Бейнума назначат новым руководителем коллектива.

С этого момента главным композитором в репертуаре Консертгебау становится Брукнер, страстным поклонником и знатоком которого был дирижер. Впрочем, звучат, конечно, и другие композиторы, чьи имена украшают зал Консертгебау – Бах и Гендель, Моцарт и Бетховен, Штраус, Берлиоз, Шуман, Чайковский… Последними звуками, которые услышит в жизни Эдуард ван Бейнум, станет Брамс: 13 апреля 1959 года дирижер репетировал Первую симфонию, когда с ним прямо на сцене, перед оркестром Консертгебау случился смертельный инфаркт. Первое время обязанности главного дирижера делят между собой Эуген Йохум и Бернард Хайтинк. Но вскоре Хайтинк официально занимает этот пост единолично.

Приверженец романтической музыки, Хайтинк тем не менее сохраняет практику приглашения за пульт Консертгебау композиторов-современников. С 1960-х это Пьер Булез, Бенджамин Бриттен (в его «Военном реквиеме» солируют Дитрих Фишер-Дискау, Питер Пирс и Галина Вишневская, 1964), с 1970-х – Лучано Берио, Витольд Лютославский. Новой традицией, заведенной Бернардом Хайтинком, оказываются рождественские утренние концерты (ежегодно 25 декабря), которые транслируются из Амстердама на всю Европу и вскоре становятся такой же приметой «музыкальной зимы», как новогодние концерты в Венском Музикферайне. С Хайтинком оркестр много записывается и гастролирует. Именно он привезет Консертгебау на первые гастроли в СССР.

В трех программах в Большом зале Ленинградской филармонии с 30 сентября по 2 октября 1974 года под его управлением звучит та же Первая симфония Брамса, симфонии Бетховена (№ 7), Шуберта (№ 3), Мендельсона (№ 4 «Итальянская»), Брукнера (№ 9). Словно подводя итоги восторженным откликам публики, Виталий Фомин пишет в рецензии о нидерландских музыкантах:

«В их манере игры нет ничего внешнего, эффектного. Высокая культура, чуткий художественный вкус, дух непринужденного музицирования, свобода и гибкость музыкальной речи – именно эти качества определяют сегодня стиль оркестра “Консертгебау”».

Эпоху Хайтинка в Консертгебау называют «временем Малера». Но в Ленинградской-Петербургской филармонии Малер в исполнении этого оркестра прозвучит в другой раз, гораздо позднее.

Еще при Бернарде Хайтинке в штат оркестра впервые попадает дирижер советского происхождения: в 1978-м, когда в полицейском участке Амстердама просит политического убежища Кирилл Кондрашин, именно представители оркестра Консертгебау предоставляют документы о готовности взять музыканта на работу. В начале нового столетия, после 16-летнего периода руководства итальянца Рикардо Шайи (1988–2004), за пульт оркестра вновь попадает музыкант, выросший в Советском Союзе (и, что важнее для нашей истории, «кровно» связанный с залом Ленинградской филармонии), – Марис Янсонс. Сам маэстро в одном из интервью, отвечая на вопрос о причинах успеха их сотрудничества, признавался:

«Я очень хотел работать с оркестром Консертгебау. А они хотели работать со мной. Еще ведь нужно, чтобы оркестр и дирижер нашли друг друга!»

На сайте Консертгебау в разделе «Об оркестре» собран не только архив всех концертов коллектива с момента основания, но и размещена статья, где многолетняя его история рассказана через главные репертуарные предпочтения руководителей. Упрощенно это выглядит так: ван Бейнум – Брукнер, Хайтинк – Малер, Шайи – оперная и современная музыка, Янсонс – русская музыка и Шостакович. Но всё, конечно, гораздо сложнее. Да, когда-то в 1988-м Марис Янсонс дебютировал за пультом этого оркестра программой из Рахманинова и Шостаковича. Их музыка, как и сочинения Чайковского, Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, будет звучать здесь и позднее – и до, и после назначения Янсонса на пост главы Консертгебау. Но, пожалуй, не чаще, чем музыка Брамса, Брукнера, Берлиоза, Дебюсси и Равеля, Онеггера и Пуленка.

К 2004-му, когда Марис Янсонс станет главой нидерландского коллектива (всего лишь шестым по счету), тот уже обрастет многолетними традициями, «родовыми» чертами, узнаваемыми во всем мире. Янсонс и сам приходит сюда, уже завоевав международное имя. И, судя по записям, рецензиям, воспоминаниям, это был удивительный альянс. Через несколько лет лондонский Gramophone, составляя рейтинг первой двадцатки оркестров мира, впервые в истории отдаст первое место Королевскому оркестру Консертгебау. До этого амстердамские музыканты традиционно считались третьими – после Берлинских и Венских филармоников.

Еще в 1988-м к 100-летнему юбилею оркестр Консертгебау получает статус Королевского. В 2013 году, отмечая 125-летие, коллектив совершает кругосветный концертный тур, играя в странах Европы, Южной и Северной Америки, Африки, в Китае, Японии, Австралии... Конечно, Марис Янсонс счастлив привезти свой оркестр в Россию, с особенным трепетом представляя его искусство в зале Петербургской филармонии, где сам фактически вырос (достаточно сказать, что квартира его отца, Арвида Янсонса, тогда – дирижера Филармонии, некоторое время находилась в самом здании Большого зала!). Здесь Королевский оркестр Консертгебау играет Малера: 8 ноября 2013 года прозвучит Вторая симфония (с Хором «Латвия», солистками Вероникой Джиоевой и Анной Ларссон). Так коллектив встретится с этой сценой почти через 40 лет после первых гастролей!

Руководство Консертгебау Марис Янсонс совмещал с постом главного дирижера оркестра Баварского радио. Невероятная нагрузка, постоянные перелеты, новый и новый репертуар… К 2016-му здоровье маэстро потребовало сделать выбор между двумя коллективами, и Янсонс объявил, что остается в Мюнхене.

О следующем, седьмом главном дирижере на сайте Королевского оркестра Консертгебау указаны лишь формальные биографические сведения: именитый итальянец Даниэль Гати пробудет на этой должности всего два года, вынужденно покинув пост в 2018-м после обвинений в харрасменте. Контракт был разорван с формулировкой – «потеря доверия между оркестром и главным дирижером». Но, кажется, коллектив утратил доверие к самому институту главных дирижеров и с 2018 года выступает только с приглашенными музыкантами. Коррективы в работу, не прекращавшуюся в период обеих мировых войн, внесла и охватившая планету пандемия, в 2020-м и 2021-м пришлось отменить даже знаменитые Рождественские концерты. Не торопится оркестр и с выбором лидера: лишь с 2027 года менеджмент Консертгебау заключил контракт на пост главного дирижера с Клаусом Мякеля (Klaus Mäkelä, род. в 1996). Этот молодой финский музыкант, внезапно покоривший концертные сцены, начал свою международную карьеру, как когда-то и Марис Янсонс, с руководства Филармоническим оркестром Осло. Возможно с ним Королевский оркестр Консертгебау откроет новые страницы своей блистательной истории.

О. Р.


Концерты

  • 30 сентября 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)

    Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская». Руссель. Сюита из музыки балета «Пир паука». Брамс. Симфония № 1

  • 1 октября 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)

    Шуберт. Симфония № 3. Брукнер. Симфония № 9

  • 2 октября 1974

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Кеттинг. Па-де-де для оркестра. Равель. «Испанская рапсодия». Бетховен. Симфония № 7




Другие материалы

Бах–Моцарт

(транскрипция) ?

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»