Персоны

Питер Пирс

1910–1986
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Питер Пирс

Биография

Пирс Питер / Pears Peter Neville Luard – английский певец, тенор.

Творческая судьба, да и вся жизнь Питера Пирса были связаны с Бенджамином Бриттеном.

До их случайной встречи у общих друзей в 1936 году биография Пирса складывалась из нескольких дат и фактов – школа небольшого городка Фарнхем графства Суррей (здесь Пирс родился), выступления в школьных постановках комических опер Гилберта-Салливана, с 1928-го – занятия в Кэбл-колледже Оксфордского университета (экзамены в сам университет Пирс провалил), работа ассистентом органиста, учеба в Лондонском Королевском колледже музыки (с 1934-го), который Пирс так и не окончил: пройдя прослушивание на BBC, он получил двухлетний контракт в небольшом вокальном ансамбле ‘’BBC Singers’’.

Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в Ленинградской филармонии в день концерта 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Специфика голоса Пирса – суховатого, инструментального – вряд ли сулила ему большую карьеру. Но для него начинает писать вокальные циклы, а потом и титульные партии в операх молодой Бриттен, который вскоре станет всемирно известным композитором.

Первый значимый опус – «Семь сонетов Микеланджело» – появился в 1940 году в США, куда друзья вместе уплыли в 1939-м. В Нью-Йорке рождается и идея первой оперы – «Питер Граймс», в основе ее сюжета – поэма уроженца Олдборо Джорджа Крабба «Городок», опубликованная в 1810 году. Статья о поэме попадается на глаза Пирсу, и он предлагает Бриттену подумать об опере. Композитор, поначалу слышавший главного героя в тембре баритона, пишет партию Питера Граймса для тенора Пирса.

Премьера состоится уже в Лондоне, куда Пирс и Бриттен вернутся в 1942 году. В 1943–1947 Питер Пирс работает в театре «Сэдлерс-Уэллс» – поет Рудольфа в «Богеме», Герцога в «Риголетто» и Альфреда в «Травиате», Тамино в «Волшебной флейте» и Феррандо в опере «Так поступают все», Вашека в «Проданной невесте». Здесь 7 июня 1945 года он и исполняет главную партию в премьерной постановке «Питера Граймса».


Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в концерте в Большм зале 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Премьера следующей оперы Бриттена (камерной) – «Поругание Лукреции», в которой Пирс поет партию рассказчика, случится в 1946 году на первом послевоенном оперном фестивале в Глайндборне. А в 1947-м Бриттен с единомышленниками создает собственный театр – ‘’English Opera Group’’, целью которого становится исполнение новых английских опер, прежде всего, самого Бриттена. Первой для театра стала постановка «Альберта Херринга», главного героя, разумеется, пел Питер Пирс. Оперу с успехом показали на гастролях труппы по городам Англии, в том числе в Олдборо. И Пирсу приходит в голову идея устраивать здесь постоянный фестиваль. С Бриттеном они поселяются в Олдборо, первый фестиваль, история которого продолжается до сегодняшнего дня, проходит в июне 1948 года. Почти на каждом фестивале проходят премьеры новых сочинений Бриттена с участием Пирса.

В 1951 году «Английская оперная группа» представляет премьеру оперы «Билли Бад»: это был дебют Питера Пирса на сцене Королевского театра «Ковент-Гарден». В партии Густава фон Ашенбаха в последней опере Бриттена «Смерть в Венеции», созданной по новелле Томаса Манна, Пирс выйдет и на сцену Метрополитен-оперы в 1974 году.

Для Пирса были созданы и другие сочинения Бриттена, самым популярным из них стала Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра, которая прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии в заключительном концерте Фестиваля английской музыки на гастролях музыкантов в марте 1963 года – Симфоническим оркестром (СО) дирижировал Бенджамин Бриттен. В этот же приезд Пирс выступил под фортепианный аккомпанемент Бриттена в двух концертах: 13 марта разделил вечер с Мстиславом Ростроповичем, 17 марта состоялся его Liederabend. В программах – вокальные циклы Бриттена, песни Шуберта, народные английские песни и песни Пёрселла.

После одного из мартовских концертов певец оставляет запись в филармоническом альбоме – «Золотой книге», она стоит рядом с автографом Бриттена:

«Восхитительнейшая неделя с самыми дружелюбными и превосходными музыкантами.

Питер Пирс

1963»

Валторнист Барри Таквелл, Бенджамин Бриттен и Питер Пирс в Ленинградской филармонии в день концерта 19 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С камерными программами Пирс и Бриттен гастролировали по всему миру – с песнями Шуберта, Шумана, Бриттена и старой английской вокальной музыкой, обработки которой Бриттен специально делал для Пирса.

Оркестровая версия песен Генри Пёрселла, собранная в сборник «Британский Орфей», прозвучит и 14 марта 1963 года в Большом зале филармонии: Заслуженным коллективом дирижирует Норман Дель Мар, солирует Питер Пирс. Весной 1971 года в СССР вновь состоится Фестиваль английского искусства: 18 апреля четыре песни из сборника «Британский Орфей» Питер Пирс исполнит с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Бенджамина Бриттена.

Концерт 18 апреля 1971 года. Дирижер Бенджамин Бриттен, солист Питер Пирс. Лондонский симфонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После смерти композитора в 1976 году Питер Пирс продолжит концертировать (до 1980-го), руководить фестивалем в Олдборо, преподавать вокал в Олдборнской школе, которую основал вместе с Бриттеном в 1972 году. Память об их содружестве хранят многочисленные записи, в том числе и запись Реквиема Бриттена, сделанная на фирме Decca в 1963 году Лондонским симфоническим оркестром под управлением автора с Галиной Вишневской, Питером Пирсом и Дитрихом Фишером-Дискау.

На Decca осуществлены и другие записи Пирса – старой английской и немецкой музыки, «Страстей по Матфею» Баха (Пирс – Евангелист) под управлением Отто Клемперера, «Фасадов» Уолтона, «Царя Эдипа» Стравинского. Но в историю Питер Пирс вошел, прежде всего, как блестящий интерпретатор музыки Бенджамина Бриттена.

И. Р.


Концерты

  • 13 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Камерный концерт

    Шуберт. Соната Арпеджионе. Lieder. Бриттен. Фрагменты на тексты Хельдерлина. Соната для виолончели и фортепиано.

  • 15 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Симфонический концерт
    Дирижер – Норман Дель Мар (Великобритания)

    Уолтон. Комическая увертюра «Скапино». Моцарт. Концерт № 4 для валторны с оркестром. Типпет. Ритуальные танцы из оперы «Свадьба в середине лета». Перселл. Пять песен из сборника «Орфеус Британикус» (обр. Бриттена). Бриттен. Четыре морские интерлюдии и пассакалия из оперы «Питер Граймс».

  • 17 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Вокальный вечер. Питер Пирс, тенор (Великобритания)

    В программе: Перселл, Шуберт, Бриттен, народные песни в обработке Бриттена

  • 19 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Симфонический концерт
    Дирижеры – Бенджамин Бриттен и Норман Дель Мар (Великобритания)

    Бриттен. Симфония-реквием. Перселл. Чакона для струнных. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Холст. «Планеты», симфоническая сюита.

  • 18 апреля 1971

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бенджамин Бриттен (Великобритания)

    Пёрселл. Чакона соль минор. Пёрселл–Бриттен. Четыре песни. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония для виолончели с оркестром. Холст. Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит»



Питер Пирс

Питер Пирс

Тенор 19 марта 1963



Другие материалы

Николай Петров

Николай Петров

Фортепиано 1943–2011
Геннадий Проваторов

Геннадий Проваторов

Дирижер 1929–2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»