Персоны
Николай Петров
Биография
Петров Николай Арнольдович – пианист.
Родители Николая Петрова расстались, когда он был еще ребенком. Но музыкальные гены достались ему с обеих сторон. Отец, Арнольд Яковлевич Феркельман, был успешным виолончелистом и в 1932–1941 часто выступал в Большом зале Ленинградской филармонии. Звучала здесь музыка и дяди будущего пианиста – композитора Моисея Феркельмана. Мама, Ирина Васильевна Петрова, была балериной Большого театра, на сцене которого пел и его знаменитый дед – бас Василий Родионович Петров. Фортепианное отделение Московской консерватории окончила бабушка – Евгения Николаевна. Она и стала первой учительницей внука. Потом будет Центральная музыкальная школа, где Петров учится в 1949–1961 в классе Татьяны Евгеньевны Кестнер, Московская консерватория (1966) и аспирантура, которую Николай Петров окончит в 1968 году у Якова Израилевича Зака. К этому времени у него уже будут успешные выступления (2-е премии) на международных конкурсах – Вана Клиберна в Форт-Уорте (США, 1962) и королевы Елизаветы в Брюсселе (Бельгия, 1964), работа в штате Московской филармонии (с 1965-го), концерты по стране.
Концерт 18 декабря 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 1968 года Петров много выступает за рубежом – в престижных залах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, с сольными программами и оркестрами под управлением именитых дирижеров. Всемогущественная в СССР организация «Госконцерт», ведающая всеми зарубежными командировками артистов и исправно забирающая у них почти весь гонорар, охотно отправляет Петрова на гастроли.Он очень надежен и ответственен, никогда не подведет в качестве, никогда не отменит концерта, к тому же знает несколько европейских языков. Так же надежен он был и в человеческих отношениях, потому, когда в 1978 году Петров отказался участвовать в морально нечистоплотной интриге, его на четыре года «закрыли», не выпуская на зарубежные гастроли. К концу 1980-х он и сам прекратит отношения с Госконцертом, первым из советских артистов откажется отдавать свой гонорар в казну, самостоятельно займется собственным менеджментом. Эта история наделает много шуму, но Петров выйдет из нее победителем, и вскоре его примеру последуют другие артисты.
Концерт 21 сентября 1975 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Гонорары Николай Петров вкладывал не только в свою семью и дом (он жил в Подмосковье на Николиной Горе и многое мастерил своими руками), но и в масштабные проекты – Академию российского искусства, которую учредил для молодых музыкантов в 1995 году, именной благотворительный фонд (создал в 1998-м), фестиваль «Кремль музыкальный», который проводил с 2000 года в Оружейной палате, открывая публике новые имена.
К мейнстримной пианистической молодежи Петров относился со скепсисом, сожалея о современном культе быстрой и громкой игры. Хотя сам он обладал фантастической техникой. Пальцы этого большого и грузного человека с такой легкостью владели клавиатурой, что иногда казалось, будто у него не две, а, по меньшей мере, три руки. При этом игру Петрова сложно было назвать виртуозной. Скорее – точной, мастерской. Слову «вдохновение» он предпочитал слово «качество», относя себе к тому типу артистов, которые не имеют «права на техническую помарку, неточность, сбой». Причем у слушателей мысль о трудности исполнения не успевала сформироваться, ее опережало ощущение мистики происходящего за роялем.
В Большом зале Ленинградской филармонии Николая Петрова впервые услышали в декабре 1962 года: с Государственным оркестром Союза ССР под управлением Евгения Светланова лауреат II премии конкурса Вана Клиберна исполнил концерт № 2 Прокофьева. С тех пор он приезжал в Филармонию почти каждый сезон. Выступал с Новосибирским и Горьковским (Нижегородским) оркестрами, московскими коллективами «Молодая Россия» и «Виртуозы Москвы», с Госоркестром Украинской ССР, с ленинградскими филармоническими оркестрами – Симфоническим, но в основном с Заслуженным коллективом. Николай Петров играл под управлением Кирилла Кондрашина и Геннадия Рождественского, Арнольда Каца, Джансуга Кахидзе, Оганеса Чекиджяна и Юозаса Домаркаса, Игоря Блажкова, Арвида Янсонса и Александра Дмитриева.
Часто Петров солировал в программах Мариса Янсонса и Юрия Темирканова. Исполненный под их управлением с разницей в три года Концерт № 2 Рахманинова вдохновил пианиста на признания в любви к залу, оставленные в «Золотой книге» филармонических автографов.
«Нет нигде лучшего зала!»
Так написал Николай Петров после выступления с Янсонсом в апреле 1989-го на фестивале «Ленинградская музыкальная весна». Вторая запись была сделана в апреле 1992-го после концерта с Темиркановым, ознаменовавшего возрождение Филармонического общества Санкт-Петербурга (оно существовало с 1802-го до 1917 года), почетным членом которого избрали пианиста:
На зависть Москве и миру этот великолепный зал обязан стоять во веки веков!
Николай Петров
16.04.1992
В симфоническом репертуаре Петрова – также концерты Моцарта и Бетховена, Стравинского, Шостаковича и Прокофьева (он был особенно близок Петрову), Хачатуряна (его концерт пианист играл под управлением автора) и Щедрина…Музыку ХХ века Петров включал и в свои сольные вечера.
Его клавирабенды в залах Филармонии (в Малом – редкие) привлекали сюжетностью программ. Их концепции мог бы позавидовать любой опытный арт-менеджер. На вечере к 200-летию Паганини (1982) Петров играет созданные на темы демонического итальянца сочинения Брамса и Листа, Фалика, Шопена и Шумана – его 6 концертных этюдов по каприсам Паганини исполняются в Ленинграде впервые. Премьерами насыщена и программа французской музыки (1983), составленная из пьес Рамо, Дюка (из цикла «Гробница Дебюсси»), Дебюсси, Бизе и Сен-Санса. Французов он играет и на вечере транскрипций (1986) – Фантастическую симфонию Берлиоза в транскрипции Листа, концерт № 2 для фортепиано с оркестром Равеля в транскрипции Бизе и «Вальс» Равеля в авторской транскрипции.
С дирижером Марком Горенштейном, 1999 или 2000 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В других концертах появляются жанровые сюжеты: фантазии (1987), вариации (1988), этюды: популярных Шопена и Листа музыкант в тот раз избегает, объединяя этюды Стравинского, Скрябина, Мошковского, Сен-Санса и Дебюсси (1990), сонаты – Прокофьева, Стравинского и премьеры – Эрвина Шульхоффа и Николая Капустина (1991).
Изысканно составлены программы «Приглашение к танцу» – от Английской сюиты Баха до польки из балета «Золотой век» Шостаковича (1989), «Учитель и ученик», где объединяются опусы Доменико Скарлатти, Антонио Солера, Бетховена (в вариациях на тему Сальери возникает имя еще одного «учителя»), Гуммеля, Шуберта и Листа. «Программой года» был назван подготовленный Николаем Петровым и органисткой Людмилой Голуб вечер французской музыки для фортепиано и органа: в Большом зале Петербургской филармонии музыканты представили ее летом 1994 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 2000 году складывается фортепианный дуэт Николая Петрова и Александра Гиндина. Ансамблевые программы выбираются столь же тщательно, как и для сольных вечеров. 11 июня 2007 года на фестивале «Музыкальная коллекция» дуэт исполняет цепочку опусов-приношений: Вариации Брамса на тему Гайдна, Вариации Сен-Санса на тему Бетховена, сюиту вальсов Шуберта–Прокофьева и сюиту из балета «Золушка» Прокофьева–Плетнева. Это было последнее выступление Николая Петрова в Петербургской филармонии.
И. Р.
Концерты
-
2 декабря 1962
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений Светланов
Галынин. Сюита для струнного оркестра. Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Стравинский. «Весна священная», музыка балета
-
2 марта 1963
Фортепианный вечер
Николай ПетровВ программе: Бетховен, Скарлатти, Равель, Овчинников, Моцарт–Лист, Скрябин, Шопен, Лист, Прокофьев
-
19 декабря 1964
Фортепианный вечер
Николай ПетровВ программе: Стравинский, Гайдн, Вебер, Щедрин, Барбер, Моцарт–Лист
-
26 февраля 1965
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановМоцарт. Симфония № 34. Стравинский. «Игра в карты», музыка балета. Рахманинов. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Светланов. Рапсодия для симфонического оркестра.
-
17 мая 1968
4-й концерт 1-го абонемента (2-й цикл)
Тихон Хренников. Авторский вечер
Дирижер – Израиль ГусманХренников. Симфония № 1. Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для скрипки с оркестром № 1
-
26 февраля 1969
Фортепианный вечер
Николай ПетровБетховен. Соната № 29 «Hammerklavier». Щедрин. Три прелюдии и фуги. Брамс. Вариации на тему Паганини (2-я тетрадь)
-
10 октября 1969
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевШабельский. Токката. Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. Симфония № 4
-
18 декабря 1969
1-й концерт 1-го абонемента (1-й цикл)
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинШостакович. Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет». Хачатурян. Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Кантата к двадцатилетию Октября
-
19 декабря 1969
6-й концерт 9-го абонемента сезона 1968-69 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Прокофьев. Кантата к Двадцатилетию Октября
-
2 июня 1972
Родион Щедрин. Авторский концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановЩедрин. Вокально-симфоническая сюита из оперы «Не только любовь». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Концерт для оркестра «Озорные частушки»
-
15 марта 1973
Студенты и аспиранты класса фортепиано профессора Якова Зака
В программе: Гайдн, Скарлатти, Лист, Шуберт, Брамс, Шуман, Прокофьев, Лист, Скрябин, Губайдулина, Дебюсси, Хиндемит, Щедрин
-
24 июня 1973
3-й концерт 1-го абонемента (1-й цикл)
Симфонический концерт
Дирижер – Марис ЯнсонсХачатурян. «Приветственная увертюра». Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром. Фрагменты музыки балета «Гаянэ»
-
28 сентября 1973
Фортепианный вечер
Николай ПетровВ програемме: Прокофьев, Равель, Дебюсси, Стравинский
-
3 февраля 1974
Авторский концерт Арама Хачатуряна
Дирижер – Арам ХачатурянХачатурян. «Ода памяти Ленина». Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром. Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром. «Ода радости»
-
29 сентября 1974
Фортепианный вечер
Николай ПетровМусоргский. «Картинки с выставки». Скрябин. Соната № 5. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Стравинский. Сюита из музыки балета «Петрушка»
-
21 сентября 1975
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Чайковский. Симфония «Манфред»
-
23 июня 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Максим Шостакович
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Малер. Адажио из Симфонии № 10 (неоконченной). Шостакович. Симфония № 12 «1917-й год»
-
26 октября 1977
Фортепианный вечер
Николай ПетровБах. Английская сюита № 6. Хорал. Шуберт. Фантазия «Скиталец». Скрябин. Восемь этюдов. Моцарт–Лист. Концертная фантазия на темы из оперы «Дон Жуан». Скрябин. Этюд
-
16 января 1978
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийРимский-Корсаков. Сюита «Шехеразада». Шостакович. Две басни Крылова. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Увертюра «Колумб»
-
17 января 1978
3-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Геннадий РождественскийШостакович. Симфония № 3 «Первомайская». Две басни Крылова. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Увертюра «Колумб»