Персоны

Новосибирский академический симфонический оркестр

Основан в 1956 году
Источник изображения: phil-nsk.ru
Новосибирский академический симфонический оркестр

Биография

Новосибирский академический симфонический оркестр – коллектив Новосибирской государственной филармонии, созданный в 1956 году. Первый симфонический оркестр Сибири.

Культурный облик Новосибирска начал формироваться в годы войны. Сюда, подальше от боевых действий, были эвакуированы из Ленинграда Филармонический оркестр во главе с Евгением Мравинским, артисты Концертного бюро филармонии, труппа Театра драмы имени Пушкина (Александринского), Новый ТЮЗ Бориса Зона. Когда коллективы вернулись в Ленинград из эвакуации, Новосибирск, за три года пристрастившийся к искусству больших мастеров, испытывал чувство культурного голода. Тогда на уровне правительства было принято решении о создании в городе собственных культурных институтов.

В 1945-м откроется Театр оперы и балета (его начали строить еще до войны), в 1956 году создаются симфонический оркестр и консерватория. Последние события будут связаны с именем Арнольда Каца. Недавнего выпускника Ленинградской консерватории направляют в Новосибирск, где в консерватории он возглавит дирижерскую кафедру, а в Филармонии станет во главе симфонического оркестра, с которым проработает более полувека.

Первый концерт с программой из «Итальянского каприччио» Чайковского и симфонии № 10 Шостаковича музыканты дают 14 октября 1956 года. Арнольд Кац за короткий срок делает коллектив одним из самых мобильных, профессиональных и успешных в СССР. В 1961 году оркестр становится лауреатом Всероссийского смотра, в 1967-м – Всесоюзного, в 1982 году получает звание «академический».

Арнольд Кац – настоящий подвижник. Музыкальный талант сочетается в нем с качествами менеджера, а оркестр оказывается главным делом жизни. С коллективом Кац осваивает огромный репертуар, включая новейшую музыку, ездит с концертами по области и городам Сибири, гастролирует в Москве, Ленинграде, с 1980-х выезжает за рубеж.

В 1970-е годы Новосибирский оркестр приезжал в Ленинградскую филармонию дважды (1971, 1976). С января 1981-го по июль 1992 года оркестр дал 36 концертов, став полноправным участником текущей жизни Большого зала. Программы новосибирцев стояли в филармонических абонементах, среди которых были и тематические: «Все симфонические и хоровые произведения Д. Д. Шостаковича» (к 80-летию со дня рождения), «Все симфонии Г. Малера» (1985). Оркестр участвовал в Смотре творчества молодых композиторов Ленинграда (1987) и фестивале «Петербургские встречи в белые ночи», исполнял программы к юбилеям Мендельсона, Рихарда Штрауса. Все концерты проходили под управлением главного дирижера и художественного руководителя коллектива Арнольда Каца, и лишь монографический вечер музыки Леонарда Бернстайна (апрель 1991) был разделен между ним и американским дирижером Сарой Колдуэлл.

С Новосибирским оркестром в Большом зале выступали солисты Григорий Соколов, Наталия Гутман, Олег Каган, Элисо Вирсаладзе, Николай Петров, Алексей Любимов, Евгений Нестеренко, Николай Охотников, для которых Арнольд Кац и его коллектив были чуткими ансамблистами. С оркестром солируют и юные представители знаменитой новосибирской скрипичной школы – Вадим Репин, Максим Венгеров, Антон Бараховский, Михаил Симонян.

В ноябре 2002 года Новосибирской оркестр и его главный дирижер дают два концерта в рамках празднования 300-летия Петербурга. Программы идут под названием «Музыкальное приношение Великому городу. Наследники традиций». И оркестр, и его основатель и бессменный руководитель Арнольд Кац действительно ощущают неразрывную связь с Северной столицей: еще в апреле 1991-го они представили в Большом зале концерт из «программ военных лет Заслуженного коллектива РСФСР Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии в эвакуации в Новосибирске», в Петербург они приедут и на два концерта в ноябре 2006 года в рамках тура к 50-летию коллектива. Это будет последний визит оркестра с Арнольдом Кацем. 22 января 2007 года во время гастролей в Пекине его не станет. Так завершится 50-летняя история коллектива.

С 2007 года и на протяжении десяти лет Новосибирский оркестр возглавлял литовский дирижер, выпускник Ленинградской консерватории (1983) Гинтарас Ринкявичюс. Под его управлением коллектив дважды приезжает в Большой зал – в 2009-м и 14 октября 2012 года: это последнее (на момент публикации) выступление новосибирских музыкантов в Петербургской филармонии.

С 2002 года с коллективом сотрудничает уроженец Новосибирска Томас Зандерлинг, ставший в 2007-м главным приглашенным дирижером оркестра. Его отец, дирижер Курт Зандерлинг, в 1936-м эмигрировавший из нацистской Германии в СССР, в начале войны оказывается в тяжелейшем положении. В Новосибирск он приезжает с женой в конце 1941 года, вызванный телеграммой от Мравинского. Это спасает жизнь семье, дает жизнь сыну Томасу. Курт Зандерлинг работал в Ленинградской филармонии почти 20 лет, завоевав безграничные симпатии оркестрантов и признание публики, но в 1960-м вернулся с семьей в Германию (Восточный Берлин). Назначение Томаса Зандерлинга в 2017 году художественным руководителем и главным дирижером Новосибирского симфонического оркестра становится еще одним символом, связывающим историю новосибирцев с Петербургской филармонией.

Под управлением Томаса Зандерлинга оркестр выезжает на гастроли в Германию, Великобританию, дает концерты в московском зале «Зарядье», выступает на концерте-открытии ХХ фестиваля «Международная неделя консерваторий» в октябре 2020 года в Большом зале Петербургской филармонии. Но в марте 2022-го дирижер прерывает контракт с новосибирцами. Место главного дирижера пока вакантно. Но интенсивная концертная жизнь оркестра продолжается. Он по-прежнему (с 2014-го) является базовым коллективом крупнейшего в регионе Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина, в жизни которого этот оркестр и его основатель Арнольд Кац сыграли важнейшую роль.

И. Р.


Концерты

  • 1 февраля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 13 мая 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Хиндемит. Симфония «Художник Матис». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Рахманинов. Симфония № 3

  • 10 января 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 11 января 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. Рахманинов. Симфонические танцы

  • 14 июня 1982

    5-й концерт 1-го абонемнта (Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    (программа не указана)

  • 15 июня 1982

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    (программа не указана)

  • 16 июня 1982

    6-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    (программа не указана)

  • 21 октября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Вагнер. Вступление и смерть Изольды из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Бетховен. Два романса для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 4

  • 23 октября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арнольд Кац

    Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Рахманинов. Симфония № 3

  • 12 октября 1988

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Арнольд Кац

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Брамс. Симфония № 2

  • 14 октября 1988

    3-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Арнольд Кац

    Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Маурер. Концерт для четырех скрипок с оркестром. Бизе–Щедрин. «Кармен-сюита»

  • 16 октября 1988

    5-й концерт 9-го абонемента сезона 1987-88 гг.

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Арнольд Кац

    Шостакович. Симфония № 8




Другие материалы

Евгений Нестеренко

Евгений Нестеренко

Бас 1938–2021
Константин Огневой

Константин Огневой

Тенор 1926–1999

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»