Персоны
Алексей Любимов
Биография
Любимов Алексей Борисович – пианист, клавесинист, органист.
Фортепиано, клавесин, орган – далеко не полный список инструментов, на которых играет Алексей Любимов. Этот перечень можно продолжить тангент-клавиром, хаммер-клавиром, псалтериумом, волынкой… Реставрированные и воссозданные инструменты прошлых веков Любимов возит с собой (таких нет нигде), собирает в музее на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, который с единомышленниками Наталией Гутман и Назаром Кожухарем Алексей Борисович основал и возглавил в 1997 году (до 2010-го).
Когда-то перед юным московским музыкантом открывалась перспектива успешной фортепианной карьеры. В 1952–1963 он учился в Центральной музыкальной школе у самого знаменитого ее педагога – Анны Даниловны Артоболевской, выпускницы Марии Юдиной в Ленинградской консерватории. В школьные годы началась завидная конкурсная судьба Любимова – в 1960 году он побеждает на Всероссийском конкурсе пианистов в Москве. В консерваторию поступает в класс Генриха Густавовича Нейгауза, а после его смерти (1964) учится у Льва Николаевича Наумова. Наумов готовит Любимова к международным состязаниям – в 1965 году он становится лауреатом I премии Конкурса пианистов в Рио-де-Жанейро, в 1968-м на конкурсе в Монреале получает IV премию и специальный приз за исполнение сочинений современных канадских композиторов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В конкурсах Любимов больше не участвовал, по окончании консерватории с 1968 года преподавал на кафедре камерного ансамбля, но в 1975 году ушел, чтобы не отвлекаться от исполнительской и исследовательской карьеры.
10 февраля 2012 года после исполнения в Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева Фортепианного концерта Арнольда Шенберга Алексей Любимов оставил в «Золотой книге» запись:
«Счастлив играть в Большом Зале – в стенах, слышавших столь много великой музыки и великих исполнений, невольно чувствуешь себя одним из плывущих на этом огромном корабле – из прошлого в настоящее – через бездонный океан музыки!».
В этом «океане» Любимова мало интересовали проторенные пути. Хотя филармоническая публика слышала в его исполнении проверенную временем классику: концерты Моцарта (чаще), Бетховена, даже Рахманинова и Листа, в сольных программах – Брамса, Скрябина, Дебюсси, Шопена (увлечение 1980-х), неожиданные опусы позднего Листа и, конечно, Шуберта (вряд ли забудутся его шубертовские экспромты соч. 90 и 142, к которым он всё время возвращается). Но Любимову важнее странствовать по заброшенным закоулкам музыкальной истории или оказаться первопроходцем в новой музыке. Сам он сравнивает стили разных эпох с разными языками, для свободного владения которыми «музыкант должен стать полиглотом».
Алексей Любимов в совершенстве «говорит» на этих разных языках, не устает учить новые, делает для себя открытия, щедро делится ими с коллегами, учениками и слушателями, заражая и их радостью первооткрывателя.
В Большой зал Ленинградской филармонии Любимов впервые приехал еще студентом в 1964 году с Московским камерным оркестромРудольфа Баршая, с которым и начал концертную деятельность. На эту сцену он в следующий раз выйдет в феврале 1971 года, исполнив с ЗКР под управлением Арвида Янсонса концерты № 1 Бартока (12.02) и Брамса (14.02). С тех пор почти каждый сезон (в 2000-е значительно реже) Любимов играет в Большом зале – с ЗКР и АСО, оркестрами Новосибирска и Красноярска, оркестром Итальянской Швейцарии и Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса: концерты Моцарта, Стравинского, Бартока, Уствольской, Пелециса.
27 октября 1981 года Любимов дает свой первый клавирабенд в Большом зале, еще раньше, в дневном концерте 15 января 1978-го, исполняет на клавесине Концерт ми мажор Баха с камерным оркестром ЗКР под управлением Валентина Нестерова, а в сентябре 1980-го впервые играет на органе – двойной концерт Вивальди с Татьяной Гринденко и Литовским камерным оркестром. В ансамбле с Гринденко, Олегом Крысой, виолончелистом Валентином Фейгиным и контрабасистом Виктором Ляшко в мае 1985 года Алексей Любимов представляет в Большом зале цикл церковных сонат Моцарта для двух скрипок, органа, виолончели и баса.
С Татьяной Гринденко Алексей Любимов часто выступает и в Малом зале. Впервые он играет здесь 4 декабря 1966 года: в концерте к столетию Московской консерватории исполняет фантазию «Скиталец» Шуберта и, с Олегом Каганом и Каринэ Георгиан, – фортепианное трио Гайдна.
В ансамблевых тематических программах он появляется на камерной филармонической сцене с единомышленниками: кроме Гринденко и Кагана это Наталия Гутман, Анатолий Гринденко (виола да гамба), Марк Пекарский (ударные), певицы Лидия Давыдова и Виктория Иванова, с которой Любимов исполняет интереснейшие программы с ариями Пёрселла, Генделя, песнями Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Вольфа, Малера, Дебюсси, Бартока, Сильвестрова.
Просветительский характер программ, представленных Любимовым и его коллегами, очевиден, при этом лишен какой-либо назидательности: царящая на сцене непринужденная атмосфера дружеского музицирования лишь пробуждает желание знакомства публики со «Светской музыкой позднего европейского Средневековья», «Старинными кантатами», «Немецкой и французской музыкой эпохи барокко», «Немецкой и австрийской клавирной музыкой XVIII века» – таковы лишь некоторые темы исполненных в Малом зале имени Глинки программ. Для максимально аутентичного произнесения музыкального текста Алексей Любимов выбирает инструменты эпохи: Пёрселла, Баха, Генделя, Рамо, Куперена, Буамортье играет на клавесине, сыновей Баха и Моцарта – на молоточковом фортепиано (специально изготовленной копии инструмента XVIII века), для «Семи слов» Гайдна привозит копию тангент-клавира (разновидности клавикорда).
С не меньшей открытостью, чем к сочинениям классиков и старинных мастеров, Любимов относится к современной музыке, которая в последние годы составляет приоритетный интерес музыканта. Партиту Арво Пярта и Сонату Тиграна Мансуряна Алексей Любимов включает уже в программу своего первого клавирабенда в Малом зале, состоявшегося 31 октября 1969 года. Он познакомит публику с сочинениями Шенберга, Айвза, Павла Карманова, Валентина Сильвестрова: в 2005 году в Большом зале с АСО под управлением Александра Титова дает петербургскую премьеру посвященной ему симфонии Сильвестрова «Метамузыка» (1992) для фортепиано с оркестром. Творчеству этого замечательного украинского композитора Любимов сохраняет верность до сегодняшнего дня и на протяжении многих лет. Именно он впервые представил публике сонату № 2 Валентина Сильвестрова в своем сольном вечере в Малом зале еще 29 ноября 1978 года. Среди премьер той программы был и опус Джона Кейджа «Книга музыки для двух подготовленных фортепиано», исполненный с Тиграном Алихановым.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В диковинный мир Джона Кейджа – экспериментатора, изобретателя и разрушителя всяческих представлений об академической традиции – Алексей Любимов погружался постепенно. В 2012 году к 100-летию американского композитора «сочинил» историю, которую представил в Москве и в Петербурге: вечер состоялся в Малом зале филармонии 22 декабря на фестивале «Площадь Искусств». Концерт-перформанс ‘’MUSICIRCUS’’ вовлек в действо музыкантов из обеих столиц (петербургский композитор Владимир Раннев читал «Лекцию о ничто»), студентов Петербургской консерватории и слушателей (именно так было указано в афише), которые в фойе во время антракта с удивительным энтузиазмом пробовали себя в качестве исполнителей. Вряд ли такой проект собрал бы переполненный зал, если бы душой его не был Алексей Любимов, которому публика безгранично доверяет. В Малом зале музыкант представит еще несколько любопытнейших сольных и ансамблевых программ, последняя (пока) 9 октября 2019 года была посвящена 100-летию со дня рождения Галины Уствольской.
Общение с композиторами – особая и редкая для современных исполнителей часть таланта Любимова. Причем для него, кажется, не так важно, жил ли композитор пять веков назад или пишет сегодня. Общение в любом случае остается живым, происходит здесь и сейчас. Не случайно премию Джона Кейджа – Мерса Каннингема, учрежденную в Нью-Йорке в 2015 году Михаилом Барышниковым (Любимов – первый ее обладатель), музыкант потратил на заказ новых сочинений.
Среди проектов, осуществленных Алексеем Любимовым, были московские фестивали – «Альтернатива» (1988–1991) и именные, посвященные Арнольду Шенбергу, Андрею Волконскому, Валентину Сильвестрову, Карлу Филиппу Эммануилу Баху, Эрику Сати. Были и ансамбли – «Музыка – ХХ век» (1969–1974), «Барочный квартет» (1975–1982), Ансамбль старинной музыки Московской консерватории, где с 1997 года преподает Алексей Борисович. В 1998–2009 он также был профессором фортепиано в зальцбургском «Моцартеуме», и до сегодняшнего дня продолжает давать в Европе мастер-классы по исполнительству на исторических клавирах.
В сентябре 2019 года Алексею Борисовичу Любимову исполнилось 75 лет. Он по-прежнему полон идей и замыслов, интригующих парадоксальностью и новизной – качествами, присущими большинству лишь в молодости. Что-то из задуманного осуществится и на петербургских филармонических площадках. Пока же публика Большого зала в последний раз слышала его на фестивале «Музыкальная коллекция» 9 июня 2021 года с Академическим симфоническим оркестром под управлением Филиппа Чижевского в Концерте № 21 Моцарта.
И. Р.
Концерты
-
18 декабря 1964
(программка с составом артистов оркестра)
Московский камерный оркестр
Художественный руководитель – Рудольф БаршайРамо. Концерт № 5 (Портреты композиторов). Дебюсси. Два танца для арфы и струнных. Равель. Интродукция и аллегро для арфы, струнных, флейты и кларнета. Вивальди. Концерт для двух гобоев, струнных и клавесина. Свиридов. Музыка для камерного оркестра, посвящена Р. Баршаю (1-е исп. в Ленинграде).
-
12 февраля 1971
4-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБах. Бранденбургский концерт № 1. Барток. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 2
-
14 февраля 1971
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБрамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 2
-
29 февраля 1972
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Реквием.
-
1 марта 1972
(повтор программы 29 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Реквием.
-
22 февраля 1973
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСтравинский. Сюита из балета «Жар-птица» (3-я редакция, 1945 год). Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония № 5
-
1 апреля 1973 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Вольдемар НельсонМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Гайдн. Концерт для скрипки и клавесина с оркестром. Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
-
2 апреля 1973
3-й концерт 9-го абонемента (повтор дневной программы 1 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Вольдемар НельсонМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Гайдн. Концерт для скрипки и клавесина с оркестром. Брамс. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
-
11 декабря 1974
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий СимоновПрокофьев. Симфония № 4. Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из балета «Жар-птица»
-
13 декабря 1974
(повтор программы 11 декабря)
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий СимоновПрокофьев. Симфония № 4. Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из балета «Жар-птица»
-
13 мая 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Арнольд КацХиндемит. Симфония «Художник Матис». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Рахманинов. Симфония № 3
-
15 сентября 1976
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий СимоновМусоргский. Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Симфония «Манфред»
-
15 января 1978 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Валентин НестеровМонтеверди. «Орфей-сюита». Стравинский. Симфония в трех частях. Бах. Концерт для клавесина с оркестром ми мажор. Слонимский. Симфонический мотет
-
19 сентября 1980
Литовский камерный оркестр
Дирижер – Саулюс СондецкисМоцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 25. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Рондо для фортепиано ля минор. Концерт для фортепиано с оркестром № 21
-
20 сентября 1980
Литовский камерный оркестр
Дирижер – Саулюс СондецкисВ программе: Вивальди
-
29 мая 1985
Сонатный вечер
Моцарт. Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор. Соната для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор. Семь церковных сонат (Kirchen-Sonaten) для двух скрипок, виолончели и органа
-
6 октября 1988
1-й концерт 13-го абонемента
Симфонический концерт
Художественный руководитель и главный дирижер – Иван ШпиллерРавель. Сюита «Гробница Куперена». Дюссек. Концерт для двух фортепиано с оркестром
-
10 октября 1988
1-й концерт 18-го абонемента
Гайдн и музыка Вены
Дирижер – Александр ДмитриевГайдн. Симфония № 42. Симфония № 43 «Меркурий» Концерт для органа с оркестром № 3. Моцарт. Три церковные сонаты для органа и струнных
-
11 октября 1988
(повтор программы 10 октября)
Гайдн и музыка Вены
Дирижер – Александр ДмитриевГайдн. Симфония № 42. Симфония № 43 «Меркурий» Концерт для органа с оркестром № 3. Моцарт. Три церковные сонаты для органа и струнных
-
9 февраля 1989
Фортепианный вечер
Алексей ЛюбимовШопен. Баллада № 1. Ноктюрн, соч. 55 № 2. Скерцо № 1. Баллада № 2. Баллада № 3. Прелюдия, соч. 45. Баркарола. Баллада № 4
Cсылки
Читать
- Об Алексее Любимове на сайте МГК им. Чайковского
- Об Алексее Любимове на сайте Все пианисты
- А. Ставицкий. Дорога к Любимову
- Биография (англ.)
- Интервью. Алексей Любимов: «Джон Кейдж занимает в моей жизни очень важное место»
- Интервью. Алексей Любимов: «Об истощении классического духа я нисколько не горюю»
- П. Поспелов. Пианист Алексей Любимов стал первым лауреатом премии Кейджа–Каннингема
- Дискография
Слушать
- Моцарт. Соната № 9 ре мажор
- Пярт, Кейдж, Стравинский, Дебюсси
- Шуберт. Два экспромта
- Моцарт. Соната № 1 до мажор, i часть
- Гайдн. Соната до минор