Персоны
Томас Зандерлинг

Биография
Зандерлинг Томас /Thomas Sanderling – немецкий дирижер.
С Ленинградской филармонией Томас Зандерлинг был связан не просто с детства – с рождения. Его отец Курт Зандерлинг, бежавший в середине 1930-х в СССР от нацистской Германии, осенью 1941 года оказался в эвакуации в Алма-Ате без жилья, работы и денег… Внезапный вызов в Новосибирск, где работал в годы войны ленинградский Филармонический оркестр (тогда единственный), стал для Курта Игнатьевича (так его теперь зовут) и его жены спасением в самом буквальном смысле этого слова. В Новосибирске Зандерлинг начнет свое длительное сотрудничество с оркестром в качестве второго дирижера. Здесь в 1942-м родится его сын Томас.
В Ленинград Зандерлинги возвращаются вместе с Филармонией в 1944-м. Томаса вскоре отдают в школу-десятилетку при консерватории в скрипичный класс Михаила Ваймана. Но уже тогда он мечтает стать дирижером, как отец, как друзья отца – Евгений Мравинский, Карл Элиасберг, Николай Рабинович, с которыми Зандерлинг-младший часто встречается не только на репетициях и концертах, но и дома. Впоследствии на его пути будет множество крупнейших музыкантов, будет работа ассистентом Герберта фон Караяна и Леонарда Бернстайна, однако первые впечатления, заложившие понимание профессии, Томас Зандерлинг получит именно в Ленинграде, в семье и филармоническом кругу.
Томас Зандерлинг в концерте 13 марта 1972 года. Большой зал, Симфонический оркестр филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Конечно, Курт Зандерлинг мечтал вернуться с семьей в Германию. Но разрешение на отъезд в Восточный Берлин (о Западном и речь не шла), было получено только в 1960 году. Томас сразу же поступил в Академию музыки на дирижерский факультет. Студентом он станет лауреатом немецкого дирижерского конкурса, уже в 1964-м получит назначение главным дирижером оркестра небольшого немецкого городка Райхенбах.
Важнейшим в биографии двадцатичетырехлетнего музыканта станет 1966 год, когда он одновременно возглавит Симфонический оркестр Осаки и Городской театр Галле, оказавшись самым молодым главным дирижером в Германии! Обоими коллективами руководит 11 сезонов. В Галле становится фактическим музыкальным директором города: по давней немецкой традиции театр обеспечивает и оперную, и симфоническую афишу. Внутри коллектива рождается и камерный барочный ансамбль Collegium Instrumentale, им тоже руководит Томас Зандерлинг, а в июне 1972 года приезжает с ансамблем в Большой зал Ленинградской филармонии.
Дебют музыканта состоится здесь на шесть лет раньше, в том же ключевом 1966 году: в мае с Симфоническим оркестром филармонии он исполняет программу из Вагнера (увертюра «Нюрнбергские мейстерзингеры»), Дворжака (Симфония № 8), в Скрипичном концерте Мендельсона солирует Борис Гутников. В город, где прошло детство и юность, Томас Зандерлинг вернется еще не раз. До 1977-го выступает только с Симфоническим оркестром, позже и с Заслуженным коллективом.
В концерте 13 марта 1972 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1982 году филармонический хронограф Томаса Зандерлинга прервется на десять лет. Причиной тому станет его эмиграция из Германской Демократической Республики. Казалось бы, его карьера здесь развивалась стремительно. Он выступает с различными восточногерманскими оркестрами, в том числе с такими престижными, как Дрезденская Штаатскапелла и лейпцигский Гевандхауз, работает с Берлинской государственной оперой как главный приглашенный дирижер (1978–1983). Он дирижирует в Амстердаме, Лондоне, Осаке, в 1978-м дебютирует в Венской опере… На каждые гастроли требуются утомительные согласования с чиновниками ГДР. Разрешения дают, правда, с одним исключением: раз за разом Томасу Зандерлингу отказывают в возможности выступить в Западном Берлине. В 1983 году музыкант решит переехать на Запад, сначала живет в ФРГ, затем в Великобритании. С этого момента география его гастролей расширится. Зандерлинг выступает с Национальным оркестром США, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, симфоническим оркестрами Ванкувера, Хельсинки и Осло, Лондонским симфоническим оркестром, Королевским симфоническим оркестром Ливерпуля, оркестрами Баварского и Берлинского радио. С 1992 года он становится главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Осаки, здесь позднее получит титул дирижера-лауреата.
Неизменными остаются и его визиты в Ленинград/Петербург, где, как признается сам музыкант, он «сразу начинает думать по-русски».
В программах Томаса Зандерлинга звучат симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, позднее – Брукнера и Малера. В 2005-м он, как музыкальный руководитель и дирижер, представляет в Большом зале с московской труппой Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко концертную версию оперы Бетховена «Фиделио». До 2016-го дает еще четыре концерта, один из которых, 9 декабря 2012 года, посвящен 100-летию со дня рождения Курта Зандерлинга.
В этот вечер дирижер оставил запись в «Золотой книге» книге, где так и не появился автограф его знаменитого отца:
Большая благодарность замечательному оркестру ЗКР и Филармонии (в которой я вырос...) Для меня особая радость быть у Вас в навсегда родном городе.
Томас Зандерлинг
9/12/2012
Любви петербургской публики, сравнимой с ее безграничной любовью к отцу, у Томаса Зандерлинга не случится. Да и вряд ли это было возможно. Очевидцы до сих пор вспоминают, как на прощальном концерте перед отъездом Курта Игнатьевича в ГДР, слушатели, засыпавшие его цветами и подарками, скандировали: НЕ УЕЗЖАЙТЕ! Но эта теплота аудитории останется в наследство и Томасу Зандерлингу. Как «по наследству» ему досталась и возможность общения с Дмитрием Шостаковичем, с которым был дружен отец. Дмитрий Дмитриевич доверил Томасу Зандерлингу немецкие премьеры Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний, Зандерлинг первым запишет оркестровую версию Сюиты на стихи Микеланджело Буонарроти.
Томас Зандерлинг за пультом Симфонического оркестра филармонии в концерте 9 января 1975 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В петербургской филармонической афише имена Шостаковича и Зандерлинга окажутся рядом лишь однажды: 24 октября 2020 года на ХХ фестивале «Международная неделя консерваторий» Концерт № 1 для скрипки с оркестром Шостаковича исполняет Максим Венгеров с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Томаса Зандерлинга. В 2002 году он получает предложение от основателя оркестра Арнольда Каца стать приглашенным дирижером коллектива, в 2007-м получает пост главного приглашенного дирижера, а в августе 2017-го возглавит оркестр. На репетиции из Лондона ездит без визы, получив в 2009 году российское гражданство.
Заключенный на шесть лет контракт прерывается по взаимному соглашению в марте 2022 года, а выступление Томаса Зандерлинга с Новосибирским оркестром осенью 2020-го окажется последним пока выходом дирижера на сцену Большого зала Петербургской филармонии.
О. Р.
Концерты
-
20 мая 1966
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Дворжак. Симфония № 8
-
9 февраля 1970
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Гайдн. Симфония № 94 «Сюрприз». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Бетховен. Симфония № 7
-
9 января 1975
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (Германская Демократическая Республика)Гендель. Concerto Grosso ля минор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Брамс. Симфония № 1
-
10 января 1975
(повтор программы 9 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (Германская Демократическая Республика)Гендель. Concerto Grosso ля минор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Брамс. Симфония № 1
-
23 марта 1977
6-й концерт 9-го абонемента (к 150-летию со дня смерти композитора)
Симфонический концерт
Бетховен
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)В программе: Бетховен
-
7 февраля 1980
4-й концерт 18-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Бетховен. Увертюра «Король Стефан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 2
-
8 февраля 1980
(повтор программы 7 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Бетховен. Увертюра «Король Стефан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 2
-
1 октября 1981
1-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4
-
2 октября 1981
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)
Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 4
-
25 ноября 1982
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Гендель. Концерт для органа с оркестром соль минор. Гайдн. Симфония № 94 соль мажор «Сюрприз». Франк. Симфония ре минор
-
26 ноября 1982
Повтор программы 25 ноября.
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (ГДР)Гендель. Концерт для органа с оркестром соль минор. Гайдн. Симфония № 94 соль мажор «Сюрприз». Франк. Симфония ре минор
-
6 марта 1992
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (Федеративная Республика Германия)Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Брукнер. Симфония № 7
-
7 марта 1992
(повтор программы 6 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Томас Зандерлинг (Федеративная Республика Германия)Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Брукнер. Симфония № 7