Персоны
Барочный ансамбль Галле Collegium Instrumentale
Биография
Коллегиум Инструментале Галле / Collegium Instrumentale Halle – немецкий барочный ансамбль, основанный в 1959 году в Галле.
Средневековый город Галле (земля Саксония-Анхальт) гордится своими старинными замками, памятниками, соборами. Но главная достопримечательность здесь – Дом-музей Генделя, в котором в 1685 году родился великий композитор. Музей открыли в 1948-м, но еще в 1922 году в Галле учредили Общество Генделя и именной фестиваль – Händel-Festspiele, а в 1956 году – премию Händel-Preis. Среди ее лауреатов был и музыкальный руководитель Штаатскапеллы Галле (сейчас – Theater, Oper und Orchester GmbH Halle) Хорст-Тану Марграф (Horst-Tanu Margraf, 1903–1978). Премию имени Генделя Марграф получил в 1961 году, а в 1964-м ее вручат барочному ансамблю Collegium Instrumentale, созданному в 1959 году из артистов Штаатскапеллы.
В составе ансамбля – 13 музыкантов-струнников, на отдельные программы приглашались исполнители на духовых инструментах и клавесинисты. Как когда-то и Ленинградский камерный оркестр, собранный из солистов Заслуженного коллектива, Collegium Instrumentale Halle не являлся штатной единицей Штаатскапеллы, это добровольное объединение музыкантов, не получающих дополнительного вознаграждения за выступления. Так Collegium Instrumentale работает и сегодня, а лидером ансамбля по сложившейся с первого дня традиции остается концертмейстер Штаатскапеллы. С 1991 года это Аркадий Мараш, поступивший сюда по конкурсу на позицию первой скрипки после двух лет работы в ленинградском филармоническом Заслуженном коллективе.
По признанию музыканта, за прошедшие 30 лет репертуар Collegium Instrumentale Halle претерпел существенные изменения. После создания в 1993 году еще одного камерного коллектива – Генделевского фестивального оркестра (Händelfestspielorchester), приверженца аутентичной манеры, играющего исключительно на исторических инструментах, исполнение барочного репертуара стало его прерогативой. А Collegium Instrumentale постепенно перешел к ранней классике, романтикам, музыке ХХ века. Но при создании ансамбля в 1959-м его задачей было исполнение старинной музыки, а главным «героем» программ долгие годы оставался Георг Фридрих Гендель.
Музыку Генделя – Кончерто гроссо, соч. 3 № 4, арии из опер «Ариоданте» и «Роделинда», Концерт для двух валторн и струнных – немецкие музыканты представили в гастрольном туре по городам СССР в 1972 году, прошедшем под управлением лауреата Премии имени Генделя (1971), главного дирижера и музыкального руководителя Штаатскапеллы Галле с 1966 года Томаса Зандерлинга.
В программу своего единственного концерта в Большом зале Ленинградской филармонии ансамбль включил и редко звучащие опусы современников Генделя: кантату Вивальди «Обманутая любовь» (солировал тенор Юрген Вахсмут), флейтовый концерт Леклера (Ульрике Нееф) и Концертино для струнного оркестра, обозначенное под авторством Карло Риччиотти. Уже в конце 1970-х годов историки музыки выяснили, что Риччиотти был лишь исполнителем и издателем шести Concerti armonici (1725–1740), которые на самом деле сочинил нидерландский аристократ, дипломат, музыкант-любитель Вильгельм ван Вассенар.
Для Томаса Зандерлинга, связанного с Ленинградской филармонией с самого рождения, это будет один из множества концертов в Большом зале. Камерный оркестр барочной музыки Collegium Instrumentale Halle сюда больше не приедет.
И. Р.
Концерты
-
14 июня 1972
Вечер камерной музыки
Камерный оркестр «Коллегиум инструментале Галле» (ГДР)В программе: Риччиотти, Вивальди, Гендель, Леклер