Персоны

Стокгольмский филармонический оркестр

Основан в 1902

Биография

Стокгольмский филармонический оркестр / Kungliga Filharmoniska Orkestern i Stockholm

В 1992 году Стокгольмский филармонический оркестр получил покровительство шведской королевской семьи, и к названию коллектива добавился титул «Королевский». Он участвует в церемонии вручения Нобелевской премии, дает более ста концертов в сезон, проводит два ежегодных фестиваля современной музыки: один – международный, другой посвящен шведским композиторам.

Биография коллектива началась в 1902 году. Именно тогда был создан сессионный Оркестр Стокгольмского концертного общества, которым руководил шведский скрипач и дирижер Тур Аулин (Tor Aulin, 1866–1914). В 1914-м, уже при новом главном дирижере – финском музыканте Георге Леннарте Шнеевойгте (Georg Lennart Schnéevoigt, 1872–1947) оркестр получил финансирование из городского бюджета, а в 1926 году и свою домашнюю площадку – Концертный зал Стокгольма, где работает и сейчас. В 1937-м Оркестр концертного общества становится основным коллективом Шведского радио и лишь в 1957 году получает статус Филармонического.

В списке главных дирижеров оркестра, за исключением его первого руководителя Тура Аулина, – сплошь имена иностранцев, в том числе титулованных. Это и близкие Швеции финские артисты Георг Леннарт Шнеевойгт (1914–1926), Пааво Берглунд (1987–1990) и Сакари Орамо (2008–2021), венгры Карл Гарагуй (1942–1953) и Антал Дорати (1966–1974), сделавшие, впрочем, карьеру за пределами своей страны. Это чех Вацлав Талих (1926–1936), немцы Фриц Буш (1937–1940) и Ханс Шмидт-Иссерштедт (1955–1964), советский эмигрант Юрий Аранович (1982–1987). Это британец Эндрю Дэвис и эстонец Пааво Ярви, разделившие руководство оркестром в 1995–1998, американцы Алан Гилберт (2000–2008) и Райн Бэнкрофт, с которым оркестр заключил контракт с сезона 2023/2024.

В 1974–1977 годах художественным руководителем и главным дирижером Стокгольмского филармонического оркестра был Геннадий Рождественский. Он оказался первым советским дирижером, которому власти СССР разрешили заключить постоянный контракт с западным оркестром. На должность главного дирижера Рождественский вернется сюда в 1991–1995, но сотрудничество с ним не прерывал и до этого. Именно под управлением Рождественского Стокгольмский филармонический оркестр приехал в 1979 году на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии.

В пору руководства коллективом у Геннадия Николаевича не раз возникали дискуссии с оркестрантами по поводу слишком радикального репертуара, потому при формировании гастрольных программ он предпочел умеренность. Но Рождественский не был бы Рождественским, если бы за внешней академичностью не скрывал дополнительных смыслов. Так, уже первый вечер 9 февраля он начал Фортепианным квинтетом Брамса в оркестровке Шёнберга, а вслед за вокальным циклом Берлиоза «Летние ночи» (кстати, редко исполняемым) с замечательной Биргит Финниле поставил сюиту из балета «Болт» Шостаковича, звучавшую 17 января 1933 года в первом авторском концерте композитора в Большом зале.

Второй концерт 10 февраля завершился Симфонией № 5 Сибелиуса – финского классика, этнического шведа, дружившего с одним из основателей Петроградской филармонии Глазуновым и лично стоявшего за пультом оркестра в 1906 году в Зале Дворянского собрания. Подтекст программы I отделения вряд ли был разгадан чиновниками Госконцерта, утверждавшими гастрольный репертуар, и это, несомненно, доставляло Рождественскому особое удовольствие. Он открыл концерт пьесой шведского композитора Ингмара Лидхольма (1921–2017) "Kontakion", основанного на теме традиционного песнопения православной службы. Уж совсем дерзко выглядел Концерт для балалайки (что может быть невиннее!) с оркестром Эдуарда Тубина, бежавшего в 1944-м из Советской Эстонии в Швецию. Солировал эмигрант второго поколения, сын офицера Деникинской армии, врач-нейрохирург, член ассоциации нейрохирургов Норвегии, Германии и Швеции, балалаечник-любитель Николай Цветнов.

Так тонко Геннадий Рождественский обозначил связи шведской и русской культур в программах единственных гастрольных концертов Стокгольмского филармонического оркестра в Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 9 февраля 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Брамс. Фортепианный квартет. Берлиоз. Вокальный цикл «Летние ночи». Шостакович. Сюита из балета «Болт»

  • 10 февраля 1979

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Линдхольм. «Контакион». Тубин. Концерт для балалайки с оркестром. Сибелиус. Симфония № 5




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»