Персоны
Бернард Хайтинк
Биография
Хайтинк Бернард / Bernard Haitink – нидерландский дирижер.
Летом 2019 года у лондонского Альберт-холла случилось настоящее столпотворение. Как писал рецензент газеты «Гардиан», «огромная очередь за билетами выстроилась еще до того, как большинство лондонцев успели позавтракать». То же самое происходило несколькими неделями ранее в Берлине и Амстердаме, а несколькими днями позднее – в швейцарском Люцерне. Публика рвалась на концерты последнего тура дирижера Бернарда Хайтинка: отметив 90-летие, маэстро прощался со слушателями и любимыми коллективами, среди которых Лондонский и Венский филармонические и, конечно, оркестр Консертгебау, с ним Хайтинк начал работать с юности.
В амстердамский зал Консертгебау он попал еще ребенком. Профессии его родителей не имели никакого отношения к искусству, но сына они исправно водили на симфонические концерты под управлением Виллема Менгельберга. Именно здесь у Хайтинка возникнет желание связать свою жизнь с музыкой. С 9 лет он начинает учиться игре на скрипке, как скрипач оканчивает и Амстердамскую консерваторию, параллельно берет уроки дирижирования.
Первым оркестром Хайтинка станет симфонический коллектив Нидерландского радио: сюда музыкант тоже сначала придет как скрипач, одновременно запишется на дирижерские курсы, которые ежегодно проводятся на базе Радио, в 1955-м станет штатным дирижером коллектива, а уже в 1959-м получит пост руководителя оркестра. Но параллельно, уже в 1956-м, Хайтинк впервые выступает с оркестром Консертгебау.
Как это часто бывает, дебютирует он, заменяя заболевшего дирижера, но менеджмент престижного оркестра признает этот, во многом случайный опыт удачным, Хайтинка начинают приглашать на новые и новые программы, в том числе гастрольные. Когда в 1961-м, прямо во время репетиции не станет главы Консертгебау Эдуарда ван Бейнума, его обязанности поначалу разделят Бернард Хайтинк и Ойген Йохум, а с 1963-го Хайтинк официально займет пост главного дирижера. Надолго, на 27 лет!
В эти годы он будет работать и с другими оркестрами: с 1967-го станет главным дирижером Лондонского филармонического, с 1978-го на десять сезонов – музыкальным руководителем Глайндборнского оперного фестиваля. Позднее в его биографии появятся посты главного дирижера лондонского театра Ковент-Гарден (1987–2002), Чикагского симфонического оркестра, Дрезденской Штаатскапеллы. Тесно Хайтинк будет сотрудничать с Венским филармоническим оркестром. Но именно амстердамский оркестр Консертгебау маэстро назовет «особой частью своей души». Когда в 1980-е в Нидерландах случится масштабная оптимизация расходов на культуру и искусство, и некоторые коллективы будут расформированы, а другим придется сократить состав, Бернард Хайтинк сумеет отстоять своих артистов. С оркестром Консертгебау он делает множество записей – от Бетховена, Брукнера и Малера до Стравинского, выезжает с ним на длительные гастрольные туры. Приезжает и в СССР.
В 1974-м Хайтинк привозит оркестр Консертгебау на первые в длинной истории коллектива гастроли в Ленинград. В Большом зале филармонии в трех программах под его управлением звучат французы Равель и Руссель, но основу составляют австро-немецкие симфонии – Бетховена (№ 7), Брамса (№ 1), Шуберта (№ 3), Мендельсона (№ 4) и, конечно, Брукнера (№ 9).
Брукнер – не просто любимый композитор Хайтинка, однажды он скажет: «В Брукнера надо верить». И эту веру – как в нечто высшее, божественное, чувствует и публика. Недаром в отзывах о ленинградских концертах рецензент отметит «подлинно рыцарское отношение к музыке» нидерландского дирижера.
Симфонию другого своего кумира – Малера – Бернард Хайтинк исполнит в Большом зале уже через год в одной из программ Лондонского филармонического оркестра. Кавалер Ордена Британской империи, полученного из рук королевы за заслуги перед британским искусством, дирижер включает в гастрольную программу сочинения Уолтона, Воан-Уильямса и Типпета, но больше внимания по-прежнему уделяет австро-немецкой музыке, а завершает цикл из четырех концертов Десятой симфонией Шостаковича – Хайтинк был большим поклонником композитора, и в разные годы записал все его симфонии.
Невероятно активный концертный график дирижер сохранял до самых преклонных лет. Записал полные комплекты симфоний Бетховена, Брукнера, Малера, Брамса и Чайковского, много работал в опере, помимо своих коллективов, появлялся как приглашенный дирижер за пультами Берлинского филармонического, Бостонского симфонического оркестров, возглавлял Молодежный оркестр Европейского союза, был удостоен множества наград – от музыкальных премий до рыцарских орденов. О долгой жизни и секретах профессии, о прославленных коллективах, с которыми довелось работать, и том, как от любого оркестра хороший дирижер непременно добьется «своего», фирменного звука, Бернард Хайтинк рассказал в книге «Дирижирование – это тайна» (Dirigieren ist ein Rätsel. Bärenreiter-Verlag, 2019).
О. Р.
Концерты
-
30 сентября 1974
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская». Руссель. Сюита из музыки балета «Пир паука». Брамс. Симфония № 1
-
1 октября 1974
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)Шуберт. Симфония № 3. Брукнер. Симфония № 9
-
2 октября 1974
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард Хайтинк (Нидерланды)Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Кеттинг. Па-де-де для оркестра. Равель. «Испанская рапсодия». Бетховен. Симфония № 7
-
26 октября 1975
2-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард ХайтинкТиппет. Концертная фантазия на тему Корелли. Гайдн. Симфония № 95. Малер. Симфония № 1
-
27 октября 1975
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард ХайтинкГёр. «Метаморфозы». Моцарт. Sinfonia-concertante для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
-
28 октября 1975
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард ХайтинкУолтон. Партита для оркестра. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Дворжак. Симфония № 8
-
29 октября 1975
Симфонический концерт
Дирижер – Бернард ХайтинкВоан-Уильямс. Увертюра «Осы». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шостакович. Симфония № 10