Персоны

Лорин Маазель

1930–2014
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лорин Маазель

Биография

Маазель Лорин / Maazel Lorin – американский дирижер.

Лорин Маазель стал самым знаменитым, но не первым музыкантом в семье. Его дед Исаак Маазель, родившийся в 1873 году в Полтаве и эмигрировавший в 1900 году вместе с женой (уроженкой Харькова) в США, двадцать лет был концертмейстером оркестра Нью-Йоркской Метрополитен-оперы. Отец – Линкольн Маазель – преподавал вокал и фортепиано. Музыке Лорина начали учить рано, а первые уроки дирижирования семилетнему вундеркинду давал обосновавшийся в Питтсбурге после 1920 года выпускник Московской консерватории Владимир Бакалейников.

За пульт Университетского оркестра Айдахо с Неоконченной симфонией Шуберта Маазель встал 13 июля 1938 года в Лос-Анджелесе. Дебютанту было 8 лет. Так началась его дирижерская судьба: в 11 лет концерты с Нью-Йоркским симфоническим оркестром NBC – оркестром Тосканини, которого покорил талант Маазеля, в 12 – гастроли по США. Общее образование Лорин Маазель получает в Питтсбургском университете, где изучает математику, философию и филологию.

В 1960-м молодой дирижер дебютирует с Лондонским симфоническим оркестром BBC и – первым из американцев – дирижирует в Байройте на Вагнеровском фестивале. С такой вершины начинается европейская карьера Лорина Маазеля.

В этот период состоятся и его гастроли в СССР. В 1963 году Маазель приезжает на пять концертов в Москву, 11 и 15 мая дает по одному концерту с Заслуженным коллективом и Симфоническим оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Московская пресса сообщает о полупустом зале в первый вечер и аншлаге на следующих концертах. Ленинградские газеты откликаются лишь на следующий визит Лорина Маазеля: в октябре 1964 года Заслуженный коллектив исполняет под его управлением симфонии Брамса (№ 3) и Сибелиуса (№ 1). В «Золотой книге» Филармонии дирижер делает первую запись:

«Среди избранных оркестр Ленинградской филармонии гордо занимает первое место.
У вас есть мастерство и сердце.
Спасибо вам, спасибо вам.
Лорин Маазель
Ленинград
29.10.64»
.

Но, несмотря на восторженный отзыв об оркестре, опыт сотрудничества с ЗКР продолжен не будет. Исключительная востребованность в Европе и в Америке заполнит жизнь музыканта. В 1964 году он получит свою первую должность главного дирижера в Симфоническом оркестре Берлинского радио, который возглавляет до 1975 года, одновременно руководит Немецкой оперой в Берлине (1965–1971), а в 1972-м сменит Джорджа Селла на посту музыкального директора Кливлендского оркестра, с которым работает 10 лет, до 1982 года. Параллельно с 1977-го Маазель руководит Национальным оркестром Франции (до 1991-го), а в 1982–1984 занимает позицию главного дирижера Венской государственной оперы.

В 1984 году Лорина Маазеля приглашают быть музыкальным консультантом Питтсбургского симфонического оркестра (в 1948-м он начинал здесь скрипачом), главным дирижером которого он будет в 1988–1996. С этим коллективом Маазель приезжает на свои следующие гастроли в СССР в 1989 году. 5, 6 и 7 октября музыканты дают концерты в Большом зале Ленинградской филармонии. Под управлением Лорина Маазеля Питтсбургский оркестр исполнил симфонии № 7 Малера и № 3 Бетховена, сюиту № 3 Чайковского. Первый вечер открылся скрипичным концертом Барбера. Американской музыке была отдана полностью заключительная программа гастролей: из классиков прозвучали Гершвин и вновь Барбер, из современников – Джордж Рохберг и Марк Нейкруг, в его концерте для флейты с оркестром солировал Джеймс Голуэй, для которого флейтовый концерт написал и Лорин Маазель. Трудно поверить, но он успевал не только концертировать по всему миру, руководить оркестрами и оперными труппами, но и сочинять.

В этот приезд Лорин Маазель вновь оставляет запись в «Золотой книге», на русском языке он пишет: «Еще раз!».

«Ещё раз!
Лорин Маазель (подпись)
Ленинград
6.10.1989»
.

Судя по этой лаконичной записи, концерты 25-летней давности с Заслуженным коллективом сохранились в памяти дирижера. Но в петербургский Большой зал он не вернется.

График жизни Лорина Маазеля расписан на годы вперед. Лучшие оркестры мира хотят видеть его своим музыкальным руководителем. Продолжая работать в Питтсбурге, он в 1993-м становится главным дирижером Оркестра Баварского радио. Позицию занимает до 2002-го, с 2000 года тесно сотрудничает с Нью-Йоркскими филармониками, а в 2002–2009 возглавляет коллектив, с которым 26 февраля 2008 года дает исторический концерт в столице Северной Кореи Пхеньяне, исполнив, среди прочего, национальные гимны государств и сочинения, премьеры которых представил в разные годы Нью-Йоркский филармонический оркестр – симфонию № 9 «Из Нового Света» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина и увертюру «Кандид» Бернстайна.

В 2006–2011 Маазель руководит оркестром Валенсии – резидентом оперы Дворца искусств королевы Софии. Здесь в марте 2011 года он дирижирует своей единственной оперой – «1984», написанной по роману Джорджа Оруэлла. Среди неосуществленных замыслов останется опера на сюжет Достоевского. Русская культура манит Маазеля. Из современных русских композиторов ему близок Родион Щедрин. Щедрину по инициативе Лорина Маазеля Оркестр Баварского радио заказывает симфонию № 3 «Лица русских сказок» (2000), а Нью-Йоркский филармонический оркестр – оперу «Очарованный странник» (2002), Маазель дирижирует премьерами (опера звучит в концертном исполнении). Уже в XXI веке дирижер несколько раз приезжает в Москву с Молодежным оркестром имени Артуро Тосканини: в 2006-м – на Первый международный фестиваль симфонических оркестров, в 2008-м – на фестиваль «Русская зима».

В 2010 году 80-летний дирижер получает предложение возглавить Мюнхенский филармонический оркестр. Контракт начинается с сезона 2012/2013. И в почтенные годы Маазель сохраняет молодость духа – на запись гимна в поддержку мюнхенской «Баварии» перед ее решающим финальным матчем Лиги чемпионов УЕФА в мае 2013-го он приходит в клубной футболке и разделяет с командой радость победы. Работа с Мюнхенским оркестром будет короткой: в июне из-за болезни Лорин Маазель объявит о своей отставке, а 13 июля дирижера не станет.

За свою долгую профессиональную карьеру Лорин Маазель работал со всеми выдающимися оркестрами мира. Среди них был и Берлинский филармонический оркестр, отношения с коллективом прервались в 1989 году после смерти Герберта фон Караяна: всё шло к тому, что Маазель станет преемником, но этого не случилось. Однако в 1987 году с Берлинским филармоническим он сделал запись авторской сюиты по тетралогии Вагнера «Кольцо без слов». Эта сюита вошла в концертную практику, а многочисленные записи выдающегося дирижера (их более трех сотен) сохраняют его присутствие в контексте современной музыкальной культуры.

И. Р.


Концерты

  • 11 мая 1963

    6-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Лорин Маазель (США)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Дебюсси. «Море». Равель. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета.

  • 15 мая 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Лорин Маазель (США)

    Брамс. Симфония № 2. Бетховен. Симфония № 5.

  • 28 октября 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Лорин Маазель (США)

    Брамс. Симфония № 3. Сибелиус. Симфония № 1.

  • 29 октября 1964

    (повтор программы 28 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Лорин Маазель (США)

    Брамс. Симфония № 3. Сибелиус. Симфония № 1.



Лорин Маазель

Лорин Маазель

Дирижер 29 октября 1964



Другие материалы

Арнольд Кац

Арнольд Кац

Дирижер 1924–2007
Тейко Маехаси

Тейко Маехаси

Скрипка род. в 1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»