Персоны

Симфонический оркестр Парижа (Оркестр де Пари)

Основан в 1967

Биография

Симфонический оркестр Парижа, или Оркестр де Пари / Orchestre de Paris – французский симфонический коллектив, основанный в 1967 году.

На протяжении почти всего XIX и половины XX веков важную роль в музыкальной жизни Парижа играл Оркестр концертного общества Парижской консерватории. Созданный еще в 1828 году, он активно концертировал по Франции, выезжал на гастроли, в том числе в США, а среди значимых премьер, которые дал оркестр, оказались такие шедевры французской музыки, как «Фантастическая симфония» Берлиоза и Симфония ре минор Франка. Тем не менее, к 1960-м годам в коллективе начались проблемы, как финансового, так и творческого порядка, а в 1967 году он и вовсе прекратил существование. Вместо него по распоряжению министра культуры Франции Андре Мальро был основан Симфонический оркестр Парижа.

Возглавить новый коллектив Мальро предложил дирижеру, хорошо знакомому ленинградской филармонической публике – Шарлю Мюншу. В 1956 году он приезжал в Большой зал с Бостонским симфоническим оркестром, а в 1965-м исполнил здесь две программы французской музыки с Заслуженным коллективом. Мюнш должен был дирижировать и в первых советских гастролях Симфонического оркестра Парижа, которые состоялись всего через год после основания коллектива. Его имя стоит в гастрольном буклете, напечатанном специально для концертного тура. Однако слабое здоровье не позволило 76-летнему маэстро на сей раз приехать в Ленинград. В Большом зале в апреле 1968 года его заменят Серж Бодо и Поль Паре (кстати, он старше Мюнша на пять лет). В программах ожидаемо была французская музыка – Берлиоз, Дюка, Равель и Дебюсси.

Советские гастроли стали первым зарубежным туром коллектива. Спустя несколько месяцев оркестр едет в Америку, куда его все-таки везет Шарль Мюнш. После одного из концертов в гостиничном номере у него случится инфаркт, который маэстро не переживет. Так, едва начав свою историю, Оркестр де Пари оказывается без главного дирижера.

Впрочем, на уровень последующих руководителей парижанам жаловаться не приходилось! Любопытно, что среди главных дирижеров французов больше не будет. В разные годы оркестр возглавляли немцы Герберт фон Караян (1969–1971), Кристоф фон Донаньи (1998–2000) и Кристоф Эшенбах (2000–2010), англичане сэр Георг Шолти (1973–1975) и Дэниел Хардинг (2016–2019), россиянин Семен Бычков (1989–1998), эстонец Пааво Ярви (2010–2016). А с 1975-го по 1989 год главным дирижером Оркестра де Пари был Даниэль Баренбойм – среди его четырех гражданств французского тоже нет.

Именно с Баренбоймом коллектив дважды – в 1977 и 1986 годах – приезжал в Ленинград на серии из трех концертов в Большом зале филармонии. В двух программах по-прежнему были французы: «Фантастическая симфония» (1977) и оркестровые фрагменты из «Ромео и Юлии» (1986) Берлиоза, «Море» и «Послеполуденный отдых фавна» (1977) Дебюсси, много Равеля – «Гробница Куперена» (1977), вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» (ее оркестр привозил на все гастроли), «Моя матушка-гусыня» и «Испанская рапсодия» (1986), которые Баренбойм не случайно объединил с «Весной священной» Стравинского: с парижской премьеры «Весны», представленной в 1913-м Дягилевым (по его заказу писал и Равель) началась громкая слава русского композитора, а оркестровая версия «Матушки-гусыни» была создана по заказу Александра Зилоти и исполнена в 1912-м в Петербурге вслед за премьерой во Франции.

К французским мастерам, причисленным к классике, Даниэль Баренбойм добавляет новые сочинения ниспровергателя традиций, авангардиста Пьера Булеза (сам он не раз стоял за пультом Оркестра де Пари): «Ритуал памяти Бруно Мадерны» (1977) и «Нотации» (1986).

В каждый из визитов одну программу Оркестр де Пари посвящает австро-немецкой музыке, а Даниэль Баренбойм выступает в них не только как дирижер, но и как солист. В 1977 году это бетховенская монография – Концерт № 1 и Третья симфония, в 1988 году – Концерт № 21 Моцарта и Симфония № 7 Брукнера, которой французские музыканты завершают гастроли.

Долгие годы основной концертной сценой Оркестра де Пари был зал Плейель. В 2000-е зал закрыли на реконструкцию, несколько сезонов коллектив скитался по разным площадкам, а в 2015 году стал резидентом нового огромного современного концертного комплекса Парижской филармонии. В сентябре 2021 года у оркестра появился и новый главный дирижер. Это совсем молодой, но невероятно успешный финский музыкант Клаус Мякеля (Klaus Mäkelä; род. в 1996).

О. Р.


Концерты

  • 14 апреля 1968

    (в анонсе и гастрольном буклете в качестве дирижера заявлен Шарль Мюнш)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Серж Бодо (Франция)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дебюсси. «Море»

  • 15 апреля 1968

    (в анонсе и гастрольном буклете в качестве дирижера заявлен Шарль Мюнш)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Поль Паре (Франция)

    Дюка. Хореографическая поэма «Пери». Равель. «Испанская рапсодия». Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Сюита из балета «Дафнис и Хлоя» № 2

  • 4 октября 1977

    6-й концерт 6-го абонемента сезона 1976-77 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Даниэль Баренбойм

    Булез. «Ритуал памяти Бруно Мадерны». Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 5 октября 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер и солист – Даниэль Баренбойм

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 3 «Героическая»

  • 6 октября 1977

    Симфонический концерт
    Дирижер – Даниэль Баренбойм

    Равель. Сюита «Гробница Куперена». Дебюсси. Три симфонических эскиза «Море». «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя». Бизе. Антракт к IV действию из оперы «Кармен»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»