Персоны

Поль Паре

1886–1979

Биография

Паре Поль / Paul Paray – французский дирижер.

В юности Поль Паре вовсе не мечтал стать дирижером. Родившись в небольшом городке в Нормандии в семье скульптора, страстно увлеченного музыкой, он с детства брал уроки фортепиано и органа, рано начал сам сочинять. Как пианист, органист и композитор Паре оканчивает Парижскую консерваторию. Сюда он попал по случаю: один из педагогов консерватории отдыхал с семьей в городке, где жил юный музыкант и, услышав его импровизации за органом местного собора, посоветовал непременно ехать учиться в столицу.

В 1911 году Паре получает не только консерваторский диплом, но и престижнейшую Римскую премию: право провести два года на римской вилле Медичи, посвящая себя исключительно творчеству, всегда было высшей мечтой для молодых французских композиторов. Премию ему приносит кантата «Яница». В Италии Паре напишет несколько новых сочинений, сблизится и с новым кругом музыкантов. На сайте, посвященном памяти Поля Паре, среди фотографий есть забавные снимки, на которых лауреаты премии в перерывах между трудами скачут через скакалку. Всем им вскоре придется покинуть и римскую виллу, и Италию – начнется Первая мировая война.

Поль Паре почти всю ее проведет в лагере для военнопленных в Дармштадте, освободится только в 1918-м и первым делом бросится записывать музыку, ведь в лагере бумаги у него не было, а сочинять он продолжал, удерживая написанное в голове. Однако время не располагало к творчеству. Именно тогда, в поисках любого заработка, Паре впервые становится за дирижерский пульт – это был сборный оркестр, развлекающий публику на французских курортах. Во время отпусков в нем играли музыканты разных коллективов. Через них слух о невероятно талантливом дирижере, не имеющем никакого опыта и места, распространился и в Париже.

В 1920 году Паре дебютирует со знаменитым оркестром Ламурё, в 1923-м становится его главным дирижером, в 1928–1932 возглавляет оркестр Монте-Карло, затем переходит в парижский симфонический Оркестр Колонна. Формально пост главного дирижера музыкант занимает здесь на протяжении двадцати лет: в 1932–1952, однако в годы войны Оркестр Колонна фактически прекращает работу. С первых дней оккупации Поль Паре решает не сотрудничать с немецкими властями, он отказывается выдать список оркестрантов «неарийских кровей», отказывается и переименовать оркестр (его основатель Эдвард Колонн был евреем). Начало 1940-х он проводит сначала в Марселе, затем в Монако. Почти лишенный дирижерской работы, Паре снова много сочиняет – это был последний всплеск композиторской активности в жизни музыканта. Послевоенный гастрольный график уже не оставит времени на собственную музыку.

Вернувшись в заново собранный Оркестр Колонна, Паре с конца 1940-х годов много выступает и как приглашенный дирижер. Появляется за пультами разных французских и европейских оркестров, гастролирует в США, а с 1951 года на протяжении 11 лет руководит Детройтским симфоническим оркестром. Критики в шутку называли коллектив «Самым французским оркестром Америки»: исполняя классику и американских современных композиторов, маэстро делал в своих программах немалый акцент на музыку соотечественников – Берлиоза, Сен-Санса, Равеля, Дебюсси.

В середине 1960-х годов Поль Паре возвращается во Францию, несмотря на преклонный возраст, много выступает, ездит по миру, но в СССР попадает практически случайно – имя его советской публике неизвестно. Но здесь хорошо знают Шарля Мюнша, уже не раз выступавшего в Советском Союзе, и в 1968 году его приглашают на серию концертов по стране со своим новым Оркестром де Пари – коллектив тогда еще не успел отметить первую годовщину с момента создания. Мюнш был на пять лет младше Паре, но свои гастроли в СССР отменил из-за проблем со здоровьем. За пультом Оркестра де Пари в Москве, Киеве и Ленинграде его заменят младший коллега Серж Бодо и 81-летний Поль Паре. 15 апреля 1968 года он даст единственный концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, не изменив объявленную заранее программу: Дюка, Берлиоз, Дебюсси и Равель были «его» композиторами.

Творческую активность Поль Паре сохранял еще целое десятилетие после визита в Ленинград. Его последний концерт состоялся за несколько дней до смерти. Дирижеру было 93 года!

О. Р.


Концерты

  • 15 апреля 1968

    (в анонсе и гастрольном буклете в качестве дирижера заявлен Шарль Мюнш)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Поль Паре (Франция)

    Дюка. Хореографическая поэма «Пери». Равель. «Испанская рапсодия». Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Равель. Сюита из балета «Дафнис и Хлоя» № 2




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»