Персоны

Игорь Маркевич

1912–1983
Игорь Маркевич на репетиции к концерту 8 июня 1962 года, Большой зал филармонии.
Игорь Маркевич

Биография

Маркевич Игорь Борисович – дирижер, композитор.

Игорь Маркевич, один из «русских европейцев», составивших славу музыкального искусства XX века, родился на Украине в русской семье, которая на протяжении нескольких поколений была тесно связана с искусством. Дед будущего музыканта, Иван Похитонов, был художником, чьи картины хранятся в собраниях Третьяковской галереи и других престижных мировых музеев. В имении его прадеда по другой, отцовской линии – этнографа Николая Маркевича, бывали Александр Пушкин и Тарас Шевченко, здесь же работал над своей первой оперой «Жизнь за царя» Михаил Глинка.

Игорю было всего два года, когда его отец, пытаясь вылечиться от туберкулеза, отправляется вместе с семьей за границу – сначала в Париж, затем в Швейцарию. В Россию Маркевич приедет спустя годы – как гастролер, уже успевший покорить Европу, а в книге автографов Большого зала Ленинградской филармонии оставит запись на французском – языке, на котором он говорил с раннего детства.

Музыкальный талант Маркевича проявляется рано. Первые уроки ему дает отец. Затем его наставниками становятся выдающиеся музыканты – Альфред Корто и Надя Буланже, позднее Герман Шерхен, Пьер Монтё и Альфредо Казелла.

Маркевич начинает чрезвычайно успешную карьеру композитора, войдя в парижский круг русских модернистов – наряду с Вышнеградским, Дукельским, Лурье; пишет по заказу Дягилева, работает с Сержем Лифарем и Вацлавом Нижинским (на его дочери дирижер был коротко женат), его друзьями становятся Стравинский (критики называли Маркевича «Игорем Вторым»), Кокто, Пикассо и Маяковский. Позднее Маркевич переезжает в Италию, сближается с итальянскими авангардистами, в годы Второй мировой войны участвует в движении Сопротивления.

Как дирижер Игорь Маркевич начал выступать в 1930-е, а с начала 1940-х годов, почти полностью прекратив сочинять, целиком посвятил себя дирижерской карьере и снискал славу непревзойденного на Западе интерпретатора Стравинского и Чайковского. Маркевич возглавлял оркестры Стокгольма, Монреаля, Гаваны, оркестр Ламурё в Париже, гастролировал как приглашенный дирижер, работал в Ковент-Гардене и в театре Монте-Карло, проводил мастер-классы, в том числе в Московской консерватории в 1963 году.


Игорь Маркевич в концерте 17 декабря 1960 года. Оркестр ЗКР, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцену Большого зала филармонии Игорь Маркевич впервые выходит в декабре 1960 года. В программе с Заслуженным коллективом – Гендель, Вагнер, де Фалья и Берлиоз. Эту же программу он исполняет и в Москве. Генрих Нейгауз после концерта пишет:

«Мне кажется, он принадлежит к тому типу современного дирижера, для которого произведение и его исполнители, то есть оркестр и оркестранты, более важны, чем он сам, что он прежде всего служитель искусства, а не повелитель, диктатор… Обнимать духовно много индивидуальностей – а этим искусством Маркевич безусловно владеет – всегда является доказательством большой культуры, таланта и ума».

Об этом же качестве упоминают и другие рецензенты. Неслучайно в заметке о ленинградских концертах дирижера автор публикации выражает не только искреннее восхищение французским маэстро российского происхождения, но также замечает: «Ленинградские слушатели смогли вновь убедиться в замечательных достоинствах прославленного симфонического коллектива. Его возможности, его прекрасные качества во всем блеске проявились и под руководством гостя из Франции».

Музыкантам оркестра Игорь Маркевич посвятит и свою запись в «Золотой книге» Большого зала:

«Великолепному оркестру Ленинградской филармонии на память о наших первых совместных концертах.

С большим дружеским приветом,

Маркевич

17–18 декабря 1960».


Игорь Маркевич за пультом Симфонического оркестра филармонии, концерты в Большом зале 8 и 9 июня 1962 года. Солист – Павел Серебряков (фортепиано).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В июне 1962 года Маркевич вновь приезжает в Большой зал. Два концерта дает с Симфоническим оркестром филармонии (это останется единственным опытом их сотрудничества), два – с Заслуженным коллективом, за пульт которого встанет и в 1964 году. В этих программах, кроме Бетховена, Равеля, Малера и Прокофьева, звучат и Шесть песен для голоса с оркестром Мусоргского в обработке и оркестровке самого Игоря Маркевича, солирует Галина Вишневская.


Концерт с Оркестром ЗКР 4 декабря 1964 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В июне 1966 года маэстро приезжает в Ленинград с Датским королевским оркестром, с которым работает в те годы. Два концерта в Большом зале станут последними перед длительным перерывом.

В следующий, последний раз Игорь Маркевич выступает здесь в 1983 году. В рамках цикла концертов к 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического симфонического оркестра филармонии он дирижирует в Большом зале Седьмой симфонией Бетховена и «Весной священной» Игоря Стравинского: забыть этот вечер невозможно и спустя несколько десятилетий.

Игорь Маркевич за пультом Заслуженного коллектива Республики. Концерт 12 февраля 1983 года, посвящен 100-летию Оркестра.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из Ленинграда музыкант отправился в Москву, а затем в Киев, где родился, но почти не жил. Именно там состоится его последний в жизни концерт. Вернувшись в Европу, Игорь Маркевич скончается от сердечного приступа.

Музыкальную династию продолжил сын Маркевича и итальянской графини Каэтани – дирижер Олег Каэтани, который гастролировал и в Мариинском театре, однако в Большом зале Петербургской филармонии на момент публикации ни разу не выступал.

И. Р.


Концерты

  • 17 декабря 1960

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич (Франция)

    Гендель. Concerto grosso ре мажор. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Фалья. Сюита из балета «Треуголка». Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 18 декабря 1960

    (повтор программы 17 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич (Франция)

    Гендель. Concerto grosso ре мажор. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Фалья. Сюита из балета «Треуголка». Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 8 июня 1962

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 9

  • 9 июня 1962

    8-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 8 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 9

  • 15 июня 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Брамс. Симфония № 1. Мусоргский. Шесть песен для голоса с оркестром в обработке и оркестровке И. Маркевича. Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита из балета № 2

  • 16 июня 1962

    (повтор программы 15 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Брамс. Симфония № 1. Мусоргский. Шесть песен для голоса с оркестром в обработке и оркестровке И. Маркевича. Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита из балета № 2

  • 4 декабря 1964

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Прокофьев. Симфония № 1 (Классическая). Руссель. «Вакх и Ариадна», сюита из музыки балета. Малер. Симфония № 1.

  • 6 декабря 1964

    (повтор программы 4 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Прокофьев. Симфония № 1 (Классическая). Руссель. «Вакх и Ариадна», сюита из музыки балета. Малер. Симфония № 1.

  • 14 июня 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Сибелиус. Симфоническая поэма «Сага». Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2. Бетховен. Симфония № 5

  • 15 июня 1966

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич

    Нильсен. Увертюра «Маскарад». Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Бриттен. «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов», вариации и фуга на тему Г. Пёрселла для оркестра. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 12 февраля 1983

    6-й концерт 2-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич (Франция)

    Бетховен. Симфония № 7. Стравинский. «Весна священная», картины языческой Руси

  • 13 февраля 1983

    6-й концерт 1-го абонемента сезона 1981–1982 гг. (повтор программы 12 февраля)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Маркевич (Франция)

    Бетховен. Симфония № 7. Стравинский. «Весна священная», картины языческой Руси



Игорь Маркевич

Игорь Маркевич

Дирижер, композитор 17-18 декабря 1960



Другие материалы

Галина Вишневская

Галина Вишневская

Сопрано 1926–2012
Олег Соколов

Олег Соколов

Артист балета род. в 1936

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»