Персоны

Симфонический оркестр Сан-Франциско

Создан в 1911

Биография

Симфонический оркестр Сан-Франциско / San Francisco Symphony (SFS) – американский коллектив, созданный в 1911 году.

В апреле 1906 года в Сан-Франциско случилось мощное землетрясение, а вслед за ним город охватили пожары. Они бушевали несколько дней, унесли жизни 3000 человек и оставили около 300 тысяч (то есть 2/3 населения) без крова. Город, где многие потеряли близких, где большинству нужно было начинать жизнь с нуля, восстанавливался на удивление быстро. И одним из символов возрожденного Сан-Франциско стал собственный симфонический коллектив – он был основан в 1911 году.

На открытии играли Гайдна, Вагнера, Листа и Чайковского. Но часть программ были посвящены легкой, популярной музыке, что неудивительно: оркестру нужно было завоевать любовь публики, а любителей академической классики среди нее числилось немного. Когда 83 года спустя, в 1989-м, San Francisco Symphony будет давать концерт памяти жертв следующего крупного землетрясения, то послушать Девятую симфонию Бетховена под открытым небом соберутся 20 000 слушателей! Между этими двумя природными катастрофами был долгий музыкальный путь…

Первым руководителем оркестра стал американский композитор, скрипач и дирижер Генри Хэдли (Henry Kimball Hadley, 1871–1937). Незадолго до этого в 1908-м он вернулся в США из Германии, где получал образование, работал ассистентом дирижера в Майнце, оперы и симфонии Хэдли исполнялись на европейских сценах.  Долго в San Francisco Symphony Хэдли не задержится, в 1915-м он переедет в Нью-Йорк, а во главе оркестра на 15 лет обоснуется Альфред Херц (Alfred Hertz, 1872–1942).

Немец, перебравшийся в США по приглашению Метрополитен-оперы (именно с этой труппой он впервые оказался в Сан-Франциско еще в 1906-м, пережив вместе с горожанами землетрясение), Херц будет вынужден решать и творческие, и финансовые проблемы музыкантов. С ним SFS начнет выступать в прямом эфире на радио, сделает первые записи (в 2011-м к столетию оркестра их оцифруют и выпустят отдельным диском), Хенц сумеет договориться с калифорнийской нефтяной компанией Standard Oil Company о спасении коллектива, когда в 1926-м оркестр признают банкротом.

Уже после ухода Херца (в 1930–1934 главными дирижерами были Бэзил Камерон и Исай Добровейн), во времена Великой депрессии, оркестр все-таки будет вынужден прервать работу: в сезоне 1934/1935 концерты не давали, штат артистов был распущен. Возродить оркестр пригласят европейскую знаменитость – Пьера Монтё. Дирижер с мировым именем и тесными связями со всем музыкальным миром Европы (он начинал еще в дягилевских «Русских сезонах», а впервые встал за пульт оркестра по просьбе Сен-Санса!), Монтё постепенно завоевывает для своего коллектива репутацию в академических кругах Америки. Он приглашает дирижировать оркестром Игоря Стравинского, Дариюса Мийо, свои опусы с коллективом представляют Джордж Гершвин (он дирижирует сюитой из оперы «Порги и Бесс» и солирует как пианист в Концерте и Рапсодии в стиле блюз под управлением Монтё), Арнольд Шенберг. Пьер Монтё предпринимает серьезные шаги и по расширению аудитории – за счет бесплатных концертов на открытом воздухе, поездок по университетам. Еще одна его инициатива в этом направлении – приглашение на пост «поп-дирижера» Артура Фидлера (Arthur Fiedler, 1894–1979) – руководителя Бостонского оркестра популярной музыки. Серии концертов легкой музыки Фидлер продолжал вести и после того, как Пьер Монтё в 1952 году покинет Сан-Франциско.

На протяжении двух лет – с 1952-го по 1954-й, оркестр выступает исключительно под управлением приглашенных дирижеров. Среди них есть и проходные фигуры, и имена с мировой известностью – за пультом San Francisco Symphony появлялись Леопольд Стоковский, Георг Шолти и Джордж Селл.

Селл продолжал сотрудничество с коллективом и позднее, именно его письмо в одну из авторитетных газет вызовет впоследствии скандал и отставку следующего главного дирижера оркестра Сан-Франциско. Им в 1954-м станет испанец Энрике Хорда (Enrique Jordá, 1911–1996). Ученик Монтё (именно он когда-то дебютировал за пультом, заменяя заболевшего маэстро на концерте Оркестра де Пари), Хорда и на прежних местах работы оставлял о себе неоднозначное мнение. С одной стороны, музыкант был полон энтузиазма, сотрудничал с крупными солистами и композиторами, исполнял много новой музыки. С другой стороны, особенности характера дирижера неизбежно приводили к конфликтам и интригам внутри оркестров, которыми ему доводилось руководить. В очередной раз, приехав на гастроли с San Francisco Symphony в 1963 году, Джордж Селл был настолько поражен отсутствием дисциплины во время репетиций коллектива, что написал открытое письмо в прессу. Так Энрике Хорда будет вынужден покинуть свой пост.

Надежды на перемены возложат на европейского музыканта с безупречной репутацией – Йозефа Крипса. И перемены действительно случатся. Это не только введение жесткого порядка, но и смещение акцентов в репертуаре: австриец Крипс, бывший дирижер Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, бывший директор Зальцбургского фестиваля, приучает музыкантов и публику к Бетховену, Брукнеру, Вагнеру. Находясь за тысячи километров от столицы Австрии, где Крипс родился и вырос, он заведет в Сан-Франциско традицию предновогодней «Ночи музыки старой Вены», исполняя польки и вальсы Иоганна Штрауса, которые с поправкой на разницу в часовых поясах звучат в этот вечер на сцене Венского Музикферайна.

В 1970-м главным дирижером оркестра становится музыкант с совершенно иным бэкграундом – японец Сейджи Озава. Новый руководитель оркестра молод, ему 35 лет, и невероятно артистичен. Он тоже учился когда-то у Пьера Монтё, а также у Герберта фон Караяна, но гораздо в большей степени считает себя учеником Леонарда Бернстайна. Вместо строгости Крипса – «демократический» подход, вместо акцента на австро-немецкую музыку – городские премьеры того же Бернстайна и других американских композиторов, концертные исполнения опер, совместные проекты со студенческими хоровыми коллективами и даже танцорами… Эти тенденции хорошо видны и в ленинградских филармонических афишах оркестра: именно с Озавой SFS отправится в первый большой тур по Европе с заездом в Советский Союз.

На сцене Большого зала филармонии музыканты дают концерты в июне 1973-го: четыре дня подряд – четыре разные программы! Все они построены по одному принципу: одно сочинение из XIX столетия – Брамс, Чайковский, Берлиоз. И к нему – один–два опуса композиторов ХХ века: Прокофьев и Барток, американцы Айвз, Коуэлл, Руш. Сочинениями современников – Коуэлла и Руша – дирижирует ассистент Озавы, Никлаус Уисс, под его же управлением оркестр аккомпанирует пианисту Андре Уоттсу в Первом концерте Чайковского. Но основной причиной громкого успеха ленинградских гастролей Сан-Францисского симфонического критики в один голос назовут личность самого главного дирижера:

«Весь облик Озавы ‒ это полное слияние с исполняемой музыкой. Он не навязывает, не диктует оркестру свою волю, а, вовлекая его участников в радостное музицирование, дает всё новые импульсы для его продолжения. Счастливая улыбка благодарности оркестру за красиво сыгранную фразу служит стимулом к тому, чтобы и следующая прозвучала также красиво», – пишет после концертов San Francisco Symphony Михаил Бялик („Вечерний Ленинград“ от 11 июня 1973 года).

В том же 1973-м Озава становится руководителем Бостонского симфонического оркестра. Несколько сезонов совмещает работу с обоими коллективами, но в 1977-м покидает Сан-Франциско. Пост главы SFS до 1985 года займет нидерландский дирижер Эдо де Варт (Edo de Waart, род. в 1941), в 1985–1995 оркестр работает под управлением шведа Герберта Блумстедта, следующие четверть века (1995–2020) – под руководством Майкла Тилсона Томаса (Michael Tilson Thomas, род. в 1944).

Фамилия музыканта получилась от сокращенного «Томашевский» (Thomashefsky), его дед и бабушка были выходцами из Российской империи, звездами Еврейского театра на Манхэттене, сам музыкант родился в Калифорнии, но в Сан-Франциско приехал из Великобритании, где на протяжении нескольких сезонов возглавлял Лондонский филармонический оркестр. По его приглашению, кстати, на позицию первой скрипки San Francisco Symphony перешел концертмейстер Лондонского оркестра, а в прошлом – скрипач Ленинградского филармонического Заслуженного коллектива Александр Баранчик. Эпоха Майкла Тилсона Томаса охватит 25 сезонов. За это время оркестр исполнит множество премьер американских композиторов, запишет всего симфонического Малера, будет играть много русской музыки (от концертных исполнений опер Римского-Корсакова до Стравинского, которого Томас называет вторым после Малера в списке любимых композиторов), завоюет множество наград, в том числе 14 из 15-ти премий «Грэмми» (первая статуэтка досталась коллективу в 1992-м еще в период работы Блумстеда), с ним пышно отметит 100-летие в 2011 году. С Томасом оркестр совершал почти ежегодные туры по европейским странам, выезжал в Китай и Японию, но до России так больше и не добрался.

Еще в 2004 году за пультом оркестра как приглашенный дирижер впервые появился финский музыкант Эса-Пекка Салонен. В сезоне 2020/2021 он подпишет контракт на должность музыкального директора Симфонического оркестра Сан-Франциско. Салонен занял этот пост в непростые, «пандемийные» времена – большинство концертов пришлось отменить, а с публикой общаться в «цифровом формате» – через трансляции и записи. Но слушатели свой оркестр очень ждали, это можно легко понять по афише следующего сезона. Уже в сентябре – октябре 2021-го некоторые концерты с симфоническими программами не только шли с повторами – два дня подряд, но и предварялись открытыми репетициями! Возобновили свою работу Юношеский оркестр и Хор Сан-Франциско – в настоящее время эти коллективы тоже входят в общую структуру San Francisco Symphony.

О. Р.


Концерты

  • 8 июня 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Сейджи Озава

    Прокофьев. Фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта». Бернстайн. Серенада для скрипки и оркестра. Брамс. Симфония № 2

  • 9 июня 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Сейджи Озава
    Дирижер – Никлаус Уисс

    Руш. Симфоническая поэма «Небесный посланник». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Барток. Сюита из музыки балета «Чудесный мандарин»

  • 10 июня 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Сейджи Озава
    Дирижер – Никлаус Уисс

    Коуэлл. Симфониетта. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Чайковский. Симфония № 4

  • 11 июня 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Сейджи Озава

    Айвз. Симфония № 4. Берлиоз. Фантастическая симфония




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»