Персоны

Герберт Блумстедт

Род. в 1927
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Герберт Блумстедт

Биография

Блумстед Герберт / Herbert Blomstedt – дирижер.

«Музыка делает меня юным», – эти слова Герберт Блумстедт произнес в одном из интервью в возрасте девяносто трех лет!

Сегодня его называют самым возрастным дирижером мира, хотя долгожителей в этой профессии традиционно немало. Музыкант, начинавший карьеру в середине ХХ века, по-прежнему дает по 80–90 концертов в год. В 2020-м большинство из них пришлось отменить из-за пандемии коронавируса, охватившей мир. Но как только залы снова получили возможность открыть двери для публики, 93-летний Блумстедт вышел за дирижерский пульт: в Зальцбурге представил Брамса, Брукнера и Онеггера с Венским филармоническим оркестром, совершил целый тур по США, выступив с Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским симфоническими, с оркестром Сан-Франциско – по нескольку вечеров, с разными программами. После каждого из них поклонники и журналисты непременно спросят у маэстро о секрете такой невероятной активности. Блумстедт уверяет, что причина в любопытстве: каждый концерт открывает ему в знакомой музыке что-то новое.

На протяжении долгой карьеры эти «открытия» он совершал за пультами ведущих оркестров мира. Родившись в США, где учились его родители, Блумстедт уже в раннем детстве перебрался с семьей в Швецию. Мать была пианисткой, не сумевшей реализовать себя из-за тяжелой болезни, рано приковавшей ее к инвалидному креслу. Отец – пастором Адвентистской церкви, неумолимо строгим в вопросах соблюдения всех церковных запретов. Глубокую религиозность Герберт Блумстедт пронесет сквозь всю жизнь, но «приспособит» под себя некоторые догмы учения адвентистов: так, отказываясь репетировать по субботам (когда трудиться по канонам его веры запрещено), он не отменяет в эти дни концертов, считая, что выступления на публике – это не труд, но особый способ общения с Богом.

Его путь к музыке шел через концертный зал Гётеборга: подростком Блумстедт тайком от родителей работал разносчиком газет, чтобы купить сюда симфонический абонемент, здесь он и загадал, что однажды станет дирижером. Параллельно занимался с матерью игрой на рояле и с частным педагогом по скрипке, как скрипач окончил Королевский музыкальный колледж в Стокгольме, как музыковед – университет в Упсале и продолжил образование, добирая то, что считал необходимым для себя: старинную музыку изучал в Базеле, современную – в Дармштадте, в Тэнглвуде под Бостоном стажировался у Леонарда Бернстайна (тот, со слов маэстро, помог ему «расслабиться» за дирижерским пультом»), в Зальцбурге – у Игоря Маркевича (от него молодой дирижер возьмет привычку не заглядывать на концертах в партитуры, зная всё от первой до последней ноты наизусть – эту привычку он сохранит до самых преклонных лет!)

В 1950-е годы Блумстедт получает Премию имени Кусевицкого в США и становится победителем Зальцбургского конкурса дирижеров. Тогда же начинает карьеру, работая с оркестрами в Осло, Копенгагене ( Симфонический оркестр Датского радио), Стокгольме (Симфонический оркестр Шведского радио), а затем по всему миру.

Оркестр Дрезденская Штаатскапелла и дирижер Герберт Блумстедт. Концерт 4 октября 1974 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Блумстедт был главным дирижером знаменитых немецких и американских коллективов: Дрезденской Штаатскапеллы (1975–1985), Лейпцигского оркестра Гевандхауз (1998–2005), Симфонического оркестра Сан-Франциско (1985–1995), как приглашенный дирижер выступал практически со всеми ведущими оркестрами мира. За долгую жизнь с разными коллективами дирижер запишет более 125 пластинок и дисков! Среди них – несколько вариантов цикла симфоний Брукнера, много Бетховена, Шуберта, Брамса, Рихарда Штрауса, и конечно же много скандинавских композиторов – Сибелиуса, Нильсена…

Гастрольные маршруты музыканта, охватившие весь мир, лишь дважды приводили его в Ленинградскую-Петербургскую филармонию. В 1974-м Герберт Блумстедт приезжал сюда с Дрезденской Штаатскапеллой. Концерт проходил в рамках «Дней культуры ГДР в СССР», и, разумеется, звучала исключительно немецкая музыка: Бетховен, Вебер, концерт для валторны с оркестром Курца (солировал Петер Дамм). Уже в другую эпоху, в 1995-м, дирижер выступил в Большом зале Петербургской филармонии со сборным Оркестром Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля, исполнив увертюру из «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, Симфонии № 7 Сибелиуса и Брукнера.

О. Р.


Концерты

  • 4 октября 1974

    1-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт Блумстедт (ГДР)

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Курц. Концерт для валторны с оркестром. Бетховен. Симфония № 7




Другие материалы

Мура Лимпани

Мура Лимпани

Фортепиано 1916–2005
Симфонический оркестр Казахской ССР, сейчас – Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан

Симфонический оркестр Казахской ССР, сейчас – Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан

Симфонический оркестр Основан в 1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»