Пресса
«Наша Газета»
О концертах в Москве, состоявшихся перед выступлениями в ЛенинградеДирижер Эрнест Ансерме
Восьмой симфонический концерт Центр. Концертного Бюро под управлением Э. Ансерме (Париж) — выдающееся событие в нашей музыкальной жизни. Программа, посвященная французской музыке (Сен-Санс, Дебюсси, Равель и современный Оннегер), отличалась единством и выдержанностью. Исполнение двух симфонических вещей Дебюсси являлось в то же время памяткой о десятой годовщине со дня смерти французского композитора-музыканта, впервые занесшего на Запад элементы русской мелодии н элементы творчества Мусоргского. Концерт был выдающимся и по исполнению. Давно нам не приходилось слышать такой умной, до мелочей продуманной, такой цельной и в то же время благодарно-простой трактовки трудных вещей. Сложнейшие ухищрения ритмов французских новаторов, сплетения тем, капризные смены характеров частей пьесы воспринимались легко благодаря тому, что они до мелочей проанализированы дирижером и поданы слушателю в стройной архитектурно-выпуклой передаче. В трактовке исполняемого у Ансерме чувствуется типично французская культура строгого вкуса, не допускающего излишних эффектов, и безудержного темперамента; даже в огненной испанской вещи Равеля Ансерме был сдержан и несколько рассудочен.
Сдержанность толкования Ансерме, однако, далека от сухого академизма: он чувствует перебои музыкального пульса, он дает широкий простор нарастаниям звука, меняет характеры звучаний, умело выдвигая то ту, то другую оркестровую группу. «Пасифик № 231» (картина движущегося поезда) Оннегера — поэма, посвященная дирижеру, прозвучал по-новому, стройно, расчлененно и в то же время как подлинная индустриальная романтика.
Успех Ансерме был исключительным. Наша аудитория бурно приветствовала не только крупнейшего художника-дирижера, но и старого друга русской музыки, ее неутомимого пропагандиста на Западе и в Америке.
Сергей Бугославский