Персоны

Борис Тищенко

1939–2010

Биография

Тищенко Борис Иванович – композитор, пианист.

Жизнь расстелила перед Борисом Тищенко «красную дорожку». Вернувшись в Ленинград из эвакуации, где он жил под Оренбургом с мамой (она и привила любовь к музыке), он поступил в общеобразовательную школу, которую окончил с отличием. Яркие музыкальные способности мальчика, сочиняющего пьесы, не зная нот, заметила школьная учительница пения, и в 11 лет его отдали сначала в кружок Дома пионеров, затем в Детскую музыкальную школу.

С учителями Тищенко везло и дальше. В Училище имени Римского-Корсакова композицией он занимался у Галины Уствольской (1954–1957), в консерватории (1957–1962) начинал у Вадима Салманова, продолжил у Виктора Волошинова, окончил у Ореста Евлахова. В 1963 году Тищенко получает и диплом пианиста, занимаясь параллельно на фортепианном факультете у замечательного Абрама Логовинского, воспитанника Феликса Блюменфельда. Но главным наставником в жизни музыканта станет Дмитрий Шостакович, у которого он окончил в 1965 году аспирантуру.

Шостакович любил Тищенко, выделяя его среди своих учеников. Относился к нему как к коллеге – не только из-за свойственной ему деликатности, но и ценя очевидный композиторский талант молодого коллеги. Концерт № 1 для виолончели с оркестром Тищенко (1962) Шостакович знал наизусть и сделал собственную оркестровую версию: в Большом зале ее исполнит Борис Пергаменщиков с Заслуженным коллективом под управлением Эдуарда Серова 6 июня 1971 года. Тищенко обращался к сочинениям Шостаковича неоднократно, ему принадлежат оркестровые версии вокальных циклов «Сатиры» на слова Саши Черного, «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» и «Антиформалистический раек», редакция Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели. Шостаковичу Тищенко посвятил вокальный цикл «Дорога» на стихи Овсея Дриза и две своих симфонии – № 3 (1966) и № 5 (1976, уже после ухода учителя). Прекрасный пианист, Борис Тищенко появлялся на концертной эстраде почти исключительно как исполнитель сочинений своих и Шостаковича: в Малом зале он дважды (1981 и 1982) будет играть в монографических программах, исполнив несколько прелюдий и фуг Шостаковича, Сонату для виолончели и фортепиано с Иваном Монигетти, оба фортепианных трио в ансамбле с Монигетти и Михаилом Гантваргом.

Казалось, Тищенко даже внешне подражал Шостаковичу в его манере держаться – скромно, незаметно, интеллигентно. Таким его знали посторонние. В кругу близких и коллег мог быть резок, нетерпим, несправедлив. Но студенты его любили, и он неизменно поддерживал их, устраивал их судьбу. Как когда-то поддерживал его Шостакович.

Шлейф любимого ученика Шостаковича тянулся за Тищенко всю жизнь. После смерти Шостаковича – бесспорного духовного камертона для нескольких поколений – именно за Тищенко в пространстве ленинградской-петербургской культуры закрепился негласный титул его наследника. Поколение, сформированное на пороге XXI века (поколение «детей»), ставило это композитору в упрек («Тищенко положил жизнь на то, чтобы заместить Шостаковича», – писал Дмитрий Ренанский в статье на смерть Бориса Тищенко). Поколение «отцов» ценило композитора за его верность традициям Шостаковича и, прежде всего, традиции большой симфонии.

С их количеством автор запутал будущих исследователей. Номерных симфоний у Тищенко восемь, 1-я написана в 1961-м, в консерваторские годы, 8-я – в 2008 году, симфония № 9 осталась незавершенной, подтвердив роковую нумерологическую символику.

Отдельный круг составляют симфонии с названиями: студенческая (1958, переработана в 1993-м) «Французская симфония» по рассказу Анатоля Франса «Кренкебиль», «Пушкинская симфония» (1967, к ее партитуре вернется в 1998-м), одночастная Sinfonia Robusta (1970), «Хроника блокады» (1984).Особняком в творчестве композитора стоит монументальный цикл «Беатриче» (хорео-симфоническая циклиада из пяти симфоний) по «Божественной комедии» Данте, созданный в 1997–2005. Приняты они были неоднозначно. Одних в «Данте-симфониях» восхищала масштабность замысла и его воплощения, другие упрекали автора за длинноты, огромный оркестр, подробное следование сюжету. Но несомненно одно: премьеры поздних опусов композитора становились важным событием музыкальной жизни, вызывая интерес и у адептов, и у скептиков.

Его музыка сразу же, с первых шагов в карьере, привлекла к себе внимание исполнителей, публики, критики. Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1963) получил в 1966 году премию на конкурсе «Пражская весна» и тогда же прозвучал в Большом зале в исполнении Мстислава Ростроповича (посвящен ему), премьеру Скрипичного концерта в 1967-м сыграл Виктор Либерман (сочинение прочно войдет в репертуар музыканта), премьера Sinfonia Robusta состоялась в 1971-м под управлением Арвида Янсонса.

Иная судьба ждала поставленный Леонидом Якобсоном и снятый с проката балет «Двенадцать» по Блоку (1963, в БЗФ прозвучит лишь в 1982-м), не ко времени появившуюся симфонию № 2 «Марина» на стихи Цветаевой (1964, ленинградская премьера пройдет в 1977-м) и «Реквием» на стихи Ахматовой (1966), дождавшийся своего первого исполнения лишь 23 июня 1989 года.

Запреты еще больше подогревали интерес к музыке Тищенко. Его «Грустные песни», наряду с «Песнями вольницы» Слонимского, стали шлягерами, и редкий любознательный студент 1960–1970-х не напевал их наизусть. Когда Тищенко показывал в клавире в 1974 году в просторной консерваторской аудитории свою только что оконченную Четвертую симфонию, мест всем желающим не хватило. А премьеру балета «Ярославна», состоявшуюся в МАЛЕГОТе (Михайловском) 30 июня 1974 года (режиссер Юрий Любимов, хореограф Олег Виноградов, дирижер Александр Дмитриев), обсуждал весь город (постановка сохранялась в репертуаре полтора десятилетия).

Впервые имя композитора Бориса Тищенко появляется в афише Большого зала в программе органного вечера Исайи Браудо: посвященным ему циклом четырех инвенций Тищенко органист завершает концерт. Дочь Исайи Александровича Браудо, тоже органистка Анастасия Браудо – первая жена Тищенко. В феврале 1965 года они вместе солируют в Большом зале в Концерте Баха для трех клавиров с оркестром. Это первое филармоническое выступление Тищенко-пианиста. В этот период он увлекается старинной музыкой: для жены, участвующей в исполнении оратории Генделя «О радости, печали и мудрости» пишет органную каденцию (1966), в консерватории, где преподает с 1965 года, становится художественным руководителем концертного исполнения (1-го в СССР) оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» (1969, дирижер Игорь Блажков).

Уже в 1964 году после показа на Смотре композиторов Ленинграда Первой симфонии в газете «Смена» (от 12.03.1964) музыковед Майя Элик отмечала:

«Борис Тищенко пишет много и увлеченно, дарование отличается щедростью и общительностью. То здесь, то там яркими блестками настоящих находок заявляет о себе его музыка. Собственный почерк композитора угадывается за пластичной прелестью некоторых тем, естественной непринужденностью и стройностью формы, за темпераментностью и теплой лиричностью высказывания. Но все это, повторяем, только еще угадывается за излишествами, длиннотами, некоторой эклектичностью и разбросанностью поисков. Невольно вспоминается повторявшееся многими мастерами определение: истинно высоким является не то произведение искусства, к которому нельзя ничего больше прибавить, а то, от которого нельзя ничего отнять. А из сочинений Тищенко многое еще надо убрать, чтобы остался Тищенко! Хочется верить, что зрелость поиска придет со временем, и в насыщенном фантазией и противоречивыми устремлениями ‘’растворе’’ постепенно образуются четкие кристаллы».

Рецензию свою автор начинает, впрочем, похвалой другому участнику Смотра:

«Пожалуй, единственным из молодых композиторов, единодушно и безоговорочно признанным всеми участниками смотра, был Сергей Слонимский. Его произведения, неоднократно исполнявшиеся в симфонических, камерных концертах и по радио, уже знакомы ленинградцам. Показанные на смотре ‘’Песни вольницы’’, тоже не раз звучавшие с различных концертных площадок, неизменно вызывают энтузиазм у слушателей и расцениваются ими как явление подлинного искусства, без всяких скидок на молодость автора».

Эта «дуэль» (заочная, а порой и очная) двух ярких, но очень разных художников, определивших композиторский облик города на десятилетия, останется постоянным фоном музыкального пространства, не предполагая победителей и побежденных.

В ноябре 1965 года в Москве проходит Декада музыкального искусства Ленинграда. Таким отчетным декадам придавалось важное идеологическое значение, и для участия в ней отбирались лучшие – Заслуженный коллектив, Кировский / Мариинский театр, Хор Капеллы. Молодых ленинградских композиторов представляли Андрей Петров, Геннадий Белов и Борис Тищенко: под управлением Арвида Янсонса он исполнил с ЗКР свой Фортепианный концерт. С этого момента имя Тищенко появляется и в центральной прессе, а музыка его входит в текущий репертуар Филармонии. Свой Фортепианный концерт автор неоднократно (с 1968-го) играет с оркестрами в Большом зале, в последний раз 23 мая 1987 года с Академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Дмитриева.

Как пианист Тищенко чаще появляется в Малом зале: играет свои фортепианные сонаты №№ 3, 4, 5, 6 (всего их 11), солирует в Концерте для флейты, фортепиано и струнных: в 1973 году – с Александрой Вавилиной, в 1979-м – с Ольгой Чернядьевой. В ансамбле с автором исполнялись и его вокальные циклы – «Грустные песни», «Три песни на стихи Цветаевой»: в апреле 1973-го их пела в Малом зале Надежда Юренева, в декабре – Галина Тищенко (вторая жена композитора). В 1978 году здесь состоится премьера Концерта для арфы с оркестром, солирует Ирина Донская (третья жена), которой Концерт посвящен.

К сочинениям Тищенко обращались большие музыканты – Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев. Но самым преданным его интерпретатором долгие годы был Эдуард Серов, представивший публике большинство премьер композитора. В последние годы к партитурам Тищенко всё чаще обращается Николай Алексеев. Под его управлением с Заслуженным коллективом прозвучали две из пяти «Данте-симфоний» – № 2 «Входящие, оставьте упованья», (2001) и № 5 «Рай» (2009). Симфонией «Рай» Алексеев дирижировал и 6 марта 2019 года в концерте, посвященном 80-летию со дня рождения Бориса Тищенко.

И. Р.


Концерты

  • 13 февраля 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бетховен. Симфония № 7. Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Гендель. Концерт для органа с оркестром. Барбер. Размышления Медеи и танец мщения.

  • 14 февраля 1965 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента, повтор программы 13 февраля

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бетховен. Симфония № 7. Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Гендель. Концерт для органа с оркестром. Барбер. Размышления Медеи и танец мщения.

  • 28 октября 1968

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Джемал Далгат, Федор Козлов, Арвид Янсонс

    Читчян. Увертюра «Здравствуй, утро». Тищенко. Концерт для фортепиано, восьми духовых и струнного оркестра с ударными и арфой. Баневич. Кантата «Песнь о Гренаде». Петров. Симфонический цикл «Песни наших дней»

  • 23 октября 1974

    1-й концерт 1-го абонемента

    Авторский вечер Бориса Тищенко
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Тищенко. Sinfonia Robusta. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 1

  • 23 февраля 1976

    4-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Салманов. Оратория-поэма «Двенадцать». Тищенко. Концерт для фортепиано с оркестром. Петров. 1-я сюита из балета «Сотворение мира»




Другие материалы

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»