Персоны

Георгий Свиридов

1915–1998
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Георгий Свиридов

Биография

Свиридов Георгий Васильевич – русский композитор.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

17 ноября 1937 года в Большом зале на Декаде советской музыки исполняется Концерт для фортепиано с оркестром 22-летнего композитора Свиридова. Играет Павел Серебряков, дирижирует Евгений Мравинский. Это премьера, хотя в программке ремарка отсутствует. Уже на следующий день в камерном концерте Декады, наряду с романсами и песнями Шостаковича, Хренникова, Хачатуряна, прозвучат три пушкинских романса Свиридова («Роняет лес багряный свой убор», «Няне», «Подъезжая под Ижоры»), их исполнит солист Театра имени Кирова (Мариинского) Сергей Мигай. Фортепианный концерт Серебряков повторит через неделю, теперь под управлением Николая Рабиновича. Партиту для фортепиано Свиридова дважды (в мае и октябре 1947-го) включает в свои сольные программы Мария Юдина. 24 февраля 1947 года Свиридов впервые сам выступает в Большом зале – с Квартетом имени Глазунова исполняет свой фортепианный квинтет. Так стремительно врывается молодой композитор на филармоническую сцену. С тех пор его имя не сходит с афиш Большого и Малого залов.

Александр Свешников, Евгений Светланов, Георгий Свиридов. Концерт 26 марта 1957 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Учиться в Ленинград он приехал в 1932 году из Курска (тогда Свиридов еще Юрий, Георгием его станут звать позднее). Для Свиридова эти места – не просто малая родина, но источник творческого вдохновения: курский фольклор во многом определит язык его хорового письма, ему будут посвящены кантата для хора и оркестра «Курские песни» (1964) и поздние (1990) «Три старинные песни Курской губернии» для хора и фортепиано. В Ленинграде он учится в Музыкальном техникуме, а в 1941-м оканчивает консерваторию – у Рязанова и Шостаковича, которому поначалу подражал, но вскоре влияние преодолел, найдя свою неповторимую интонацию в музыке. Она была любима публикой, потому что язык, на котором говорил Свиридов, публике был понятен и доступен. Признанным авторитетом Свиридов стал и в профессиональной среде, хотя в композиторских кругах экспериментального ХХ века его, опиравшегося на русскую традицию, нередко считали консерватором. В каком-то смысле Свиридов им и был. Но при этом свою вокальную и хоровую музыку писал на тексты Блока (важнейший для композитора поэт) и Есенина, Пастернака и Соллогуба. А еще Пушкина – с именем поэта связаны свиридовские шлягеры – ранние романсы (1935) и музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (1964). Множество раз они исполняются и в Большом зале Ленинградской филармонии, куда Георгий Васильевич приезжает уже из Москвы, где живет с 1956 года.

Малый зал Филармонии, концерт 25 ноября 1953 года: Иван Нечаев (тенор), Александр Люблинский (фортепиано), Георгий Свиридов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Филармонией его связывает важное в биографии – первые композиторские успехи, первые публичные выступления (в Малом зале он играет с 1955-го), годы эвакуации в Новосибирск: в 1944-м Свиридов напишет фортепианную сонату памяти художественного руководителя Филармонии Ивана Ивановича Соллертинского, скончавшегося в Новосибирске, в 1970-е сонату дважды сыграет в Большом зале Рудольф Керер.

Георгий Свиридов и Ефрем Флакс в концерте 28 ноября 1955 года, Малый зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Хоровые сочинения Свиридова в Филармонии исполняют Русский хор СССР Свешникова, Капелла Юрлова, Молдавская капелла «Дойна», Эстонский мужской хор Густава Эрнесакса, Капелла имени Глинки. Его музыку играют Заслуженный коллектив и Симфонический оркестр филармонии – под управлением дирижеров Мравинского, Грикурова, Светланова, Рахлина, Кондрашина, позднее – Темирканова, Дмитриева, Серова, исполняют Московский камерный оркестр Рудольфа Баршая и Оркестр Всесоюзного радио и телевидения Владимира Федосеева. Известные певцы – Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Виргилиюс Норейка, Елена Образцова, Зураб Соткилава, Анатолий Соловьяненко, Мария Биешу, Юрий Марусин – включают в свои программы вокальную лирику Свиридова.

16 марта 1970 года, Малый зал филармонии: премьера "Петербургских песен" Г. Свиридова. Георгий Свиридов, Галина Писаренко (сопрано), Елена Образцова (меццо-сопрано), Евгений Кибкало (баритон), Александр Ведерников (бас).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Особый творческий контакт складывается у Свиридова с басом Большого театра Александром Ведерниковым. Именно с ним после 22-летнего перерыва, 1 февраля 1969 года, Георгий Васильевич появляется на сцене Большого зала филармонии за роялем: на авторском вечере он аккомпанирует Ведерникову. Вместе они выступят еще не раз, а 1 марта 1973 года дают концерт, в программе которого не только Свиридов, но и романсы Глинки, Бородина, Мусоргского. Свиридов аккомпанирует на сольных концертах Ирины Архиповой (4.05.1980), Евгения Нестеренко (3.04.1983), Елены Образцовой – все они поют его музыку. В ансамбле с Образцовой Свиридов выступает дважды на вокальных вечерах певицы (18.03.1977 и 30.04.1983), дважды в авторских концертах композитора, на которых звучат его сочинения разных жанров, – 21 марта 1982-го и 29 мая 1983 года. Это будет последнее выступление Георгия Васильевича Свиридова на сцене Большого зала. Выступает он и в Малом зале имени Глинки – в 1950-е исполнителями его романсов были Сергей Шапошников и Ефрем Флакс, в 1970–1980-е – Ведерников, Нестеренко, Архипова, Образцова.

Георгий Свиридов и Елена Образцова.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Одного из самых преданных интерпретаторов своей музыки Свиридов обретает в лице Владимира Минина и его Московского камерного хора. Дирижер вспоминал, как на первой встрече боялся строгого и требовательного композитора, как потом сблизился с ним, никогда при этом не нарушая дистанции и сохраняя глубочайшее почтение. По мнению Владимира Минина, ничего лучшего для хора не написано по сей день. Сочинения Свиридова Московский камерный хор включал в свои ленинградские программы с 1966 года. В 2018-м Владимир Минин приезжал со своим коллективом на пороге своего 90-летия, в его программе вновь была музыка Свиридова – кантата на стихи Блока «Ночные облака» и «Три старинные песни Курской губернии».

И. Р.


Концерты

  • 24 февраля 1947

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
    Горьковские чтения
    V вечер

    В программе: Свиридов, Горький, Стальский, Островский, Горький, А.Толстой, Погодин

  • 1 февраля 1969

    Авторский вечер Георгия Свиридова

    Свиридов. Вокальный цикл на стихи Р. Бернса. «Легенда». «Камень». «Изгнанник». «Как яблочко румян». «Эти бедные селенья». «В Нижнем Новгороде». «Юным». «Ворон к ворону летит». «Русская песня». «Голос из хора»

  • 21 декабря 1970

    Георгий Свиридов. Авторский концерт

    Свиридов. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Соната для фортепиано. Вокальный цикл «Петербургские песни». Романсы и песни

  • 2 марта 1973

    Вокальный вечер
    Александр Ведерников (бас)
    Георгий Свиридов (фортепиано)

    В программе: Глинка, Бородин, Мусоргский, Свиридов

  • 3 декабря 1973

    2-й концерт 1-го абонемента

    Авторский концерт Георгия Свиридова
    Дирижер – Александр Дмитриев

    В программе: Свиридов

  • 21 марта 1982

    Георгий Свиридов. Произведения на слова Александра Блока

    В программе: Свиридов

  • 3 апреля 1983

    3-й концерт 19-го абонемента

    Вокальный вечер
    Евгений Нестеренко

    Свиридов. «В Нижнем Новгороде». «Баллада о гибели комиссара». «История про бублики и про бабу, не признающую республики». «Юным». «Есть одна хорошая песня у соловушки». «Папиросники». «Когда, невзначай в воскресенье». «Петербургская песенка». «Голос из хора». Песни на слова Роберта Бёрнса в переводе С. Маршака



Другие материалы

Зоя Соловьева

Зоя Соловьева

Сопрано 1909–?
Иоганнес Срабиан

Иоганнес Срабиан

Дирижер 1901–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»