Персоны

Зоя Соловьева

1909–?
Худ. Татьяна Цырлина
Зоя Соловьева

Биография

Соловьева Зоя Григорьевна – оперная певица, сопрано.

Пению Зоя Соловьева училась в Оперной студии Станиславского, а когда на ее основе в 1928 году мастер открыл Государственный оперный театр своего имени, вошла в состав труппы. Значительных ролей, судя по сохранившимся составам оперных постановок тех лет, у Соловьевой было немного. Но в 1938-м она пела Чио-Чио-сан в постановке «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В архивах Станиславского сохранились воспоминания Соловьевой о встрече с режиссером, состоявшейся 1 июня 1938 года, незадолго до его смерти:

«Незабываемый день. Константин Сергеевич просматривал оперу “Чио-Чио-сан”. Он сидит в первом ряду, с ним рядом музыкальный руководитель студии Н. С. Голованов, педагоги А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, А. В. Богданович, артисты МХАТ, гости – друзья студии, В. Э. Мейерхольд. … Когда мы закончили третий, последний акт оперы, в зале несколько секунд было очень тихо. Заглянув в отверстие между ширмами в зрительный зал, я увидела, как К. С., сняв очки, вытирал слезы. Потом он сказал: «Позовите всех исполнителей и педагогов в зал». Мы вышли и сели полукругом около сцены. К. С. начал беседу с разбора образа Чио-Чио-сан. В моем исполнении он отметил непосредственность и детскую чистоту. При этом он несколько раз повторил, что эти непосредственность и чистоту надо сохранить и пронести через всю свою сценическую жизнь. “Если вам начнут говорить, что вот там вы хорошо повернули голову, там хорошо засмеялись, и вы в следующих спектаклях будете думать, как бы это повторить, тогда – беда, все пропадет. Нужно на сцене думать о том, что ты делаешь, а не как ты делаешь”.

В составе труппы Зоя Соловьева осталась и после ее слияния с театром Немировича-Данченко в 1941 году, участвовала в советских премьерах – в 1950-х имя певицы появляется на афишах «Фрола Скобеева» Хренникова и «Кето и Котэ» Долидзе (не в первых составах).

Единственное появление Зои Соловьевой в Большом зале Ленинградской филармонии тоже связано с советским репертуаром – она выступает в главной партии оперы Владимира Энке «Любовь Яровая». Оперу композитор завершит после войны, и ее сценическая премьера состоится в феврале 1947 года во Львове. А в ноябре 1939-го солисты и Заслуженный коллектив под управлением Абрама Стасевича знакомят ленинградскую публику с ее фрагментами на открытии Декады советской музыки.

И. Р.


Концерты

  • 18 ноября 1939

    Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Открытие декады советской музыки
    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Энке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»




Другие материалы

Иван Сердюков

Иван Сердюков

Бас 1886–1951
Георгий Свиридов

Георгий Свиридов

Композитор 1915–1998

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»