Персоны
Зоя Соловьева

Биография
Соловьева Зоя Григорьевна – оперная певица, сопрано.
Пению Зоя Соловьева училась в Оперной студии Станиславского, а когда на ее основе в 1928 году мастер открыл Государственный оперный театр своего имени, вошла в состав труппы. Значительных ролей, судя по сохранившимся составам оперных постановок тех лет, у Соловьевой было немного. Но в 1938-м она пела Чио-Чио-сан в постановке «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В архивах Станиславского сохранились воспоминания Соловьевой о встрече с режиссером, состоявшейся 1 июня 1938 года, незадолго до его смерти:
«Незабываемый день. Константин Сергеевич просматривал оперу “Чио-Чио-сан”. Он сидит в первом ряду, с ним рядом музыкальный руководитель студии Н. С. Голованов, педагоги А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, А. В. Богданович, артисты МХАТ, гости – друзья студии, В. Э. Мейерхольд. … Когда мы закончили третий, последний акт оперы, в зале несколько секунд было очень тихо. Заглянув в отверстие между ширмами в зрительный зал, я увидела, как К. С., сняв очки, вытирал слезы. Потом он сказал: «Позовите всех исполнителей и педагогов в зал». Мы вышли и сели полукругом около сцены. К. С. начал беседу с разбора образа Чио-Чио-сан. В моем исполнении он отметил непосредственность и детскую чистоту. При этом он несколько раз повторил, что эти непосредственность и чистоту надо сохранить и пронести через всю свою сценическую жизнь. “Если вам начнут говорить, что вот там вы хорошо повернули голову, там хорошо засмеялись, и вы в следующих спектаклях будете думать, как бы это повторить, тогда – беда, все пропадет. Нужно на сцене думать о том, что ты делаешь, а не как ты делаешь”.
В составе труппы Зоя Соловьева осталась и после ее слияния с театром Немировича-Данченко в 1941 году, участвовала в советских премьерах – в 1950-х имя певицы появляется на афишах «Фрола Скобеева» Хренникова и «Кето и Котэ» Долидзе (не в первых составах).
Единственное появление Зои Соловьевой в Большом зале Ленинградской филармонии тоже связано с советским репертуаром – она выступает в главной партии оперы Владимира Энке «Любовь Яровая». Оперу композитор завершит после войны, и ее сценическая премьера состоится в феврале 1947 года во Львове. А в ноябре 1939-го солисты и Заслуженный коллектив под управлением Абрама Стасевича знакомят ленинградскую публику с ее фрагментами на открытии Декады советской музыки.
И. Р.
Концерты
-
18 ноября 1939
Концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)
Открытие декады советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичЭнке. Фрагменты из оперы «Любовь Яровая». Мурадели. Симфония № 1 «Памяти С. М. Кирова»