Персоны

Дмитрий Алексеев

Род. в 1947

Биография

Алексеев Дмитрий Константинович – пианист.

В Ленинградской филармонии Дмитрий Алексеев дебютировал в 1971 году в Малом зале в концерте учеников профессора московской консерватории Дмитрия Башкирова. С этих пор, уже почти полвека, пианист появляется в филармонических залах – в некоторые периоды чаще, в некоторые – реже, но неизменно собирая свою преданную публику.

Сегодня сложно представить, что выпускник ЦМШ Алексеев в консерваторию поступил с минимальным проходным баллом. И, как признавался в одном из интервью Дмитрий Башкиров, многие коллеги тогда с удивлением интересовались: зачем он берет этого студента в свой класс? Но Башкиров ждал. Ждал пока раскроется несомненный талант, пока придет желание заниматься. И дождался после непредвиденного случая: на третьем курсе Дмитрий Алексеев тайком от консерваторских педагогов стал победителем Всероссийского конкурса … джазовой импровизации! Хитрый педагог тут же предложил, а не отправиться ли Дмитрию лучше учиться «на джазмена»? Интерес к джазу, как и к другим формам неакадемической музыки, Алексеев сохранит на всю жизнь. Однажды запишет с Барбарой Хендрикс диск с негритянскими спиричуэлс (певица говорила, что советский пианист аккомпанирует ей, будто его кожа вовсе не белого цвета), с большим успехом будет играть сочинения Гершвина, в том числе и в Большом зале Ленинградской филармонии… Но тогда после вопроса Башкирова он засел за классику, и это моментально принесло результаты. В 1969 году Алексеев получает II премию на Конкурсе Маргариты Лонг в Париже, в 1970-м становится победителем Конкурса имени Энеску в Будапеште. Менее удачно он выступит в 1974-м на Конкурсе имени Чайковского, оказавшись лишь пятым. Зато через год, в 1975-м, пианист завоюет первое место на престижном конкурсе в Лидсе. Именно с этого момента начнется его международная карьера – гастроли по Европе и США, выступления с лучшими оркестрами, в лучших залах.

Молодого Алексеева считают блестящим интерпретатором музыки ХХ века. Позднее пианист сфокусирует внимание на романтиках. Сегодня в аннотациях и рецензиях его называют «музыкантом-универсалом», а сам Алексеев говорит, что любит разные, самые полярные явления музыки, ибо «поиск ключа» к каждому композитору, будь то Брамс, Прокофьев или Скрябин, – и есть самое увлекательное в исполнительстве. Универсальность репертуара музыканта хорошо показывают и его ленинградские-петербургские программы.

В Большом зале Дмитрий Алексеев впервые появляется в 1972 году – еще аспирантом дебютирует Третьим концертом Прокофьева. Этот концерт пианист еще не раз исполнит в Филармонии, где чаще будет играть в симфонических программах: и с оркестрами-резидентами – Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим, и с гастролерами – Свердловским, Новосибирским, Московским (МГАСО) симфоническими, Грузинским камерным оркестром Лианы Исакадзе. Под управлением Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Арнольда Каца, Александра Дмитриева, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Павла Когана, Николая Алексеева, Владимира Альтшулера за почти пять десятков лет он исполнил все концерты Рахманинова, оба концерта Брамса, оба – Равеля, концерты Бетховена (№ 3, 4, 5), Моцарта (№ 25), Гайдна (двойной для скрипки и фортепиано с Лианой Исакадзе), Концерт Пуленка для двух фортепиано с оркестром со своей дочерью Анной Алексеевой. Играет Алексеев, конечно, и Концерт Скрябина, а его сонаты, прелюдии, этюды, поэмы исполняет в сольных вечерах в Большом и Малом залах. К сегодняшнему дню музыкант записал почти всего фортепианного Скрябина. В клавирабендах Дмитрия Алексеева часто звучат циклы Шумана – «Карнавал» и «Венский карнавал», «Бабочки», «Крейслериана» и «Симфонические этюды», несколько монографических программ посвящены Шопену.

Последние 20 лет Дмитрий Алексеев приезжает на концерты в Петербург как зарубежный гастролер. С 1990 года он живет в Лондоне, который называет самым «комфортным городом для музыканта-исполнителя». Здесь записывается, отсюда продолжает ездить по Европе с гастролями и мастер-классами, преподает в Лондонском королевском колледже, передавая британским студентам тонкости «русской фортепианной школы».

О. Р.


Концерты

  • 13 февраля 1972 (днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Кукушкин

    Лядов. «Волшебное озеро». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Брамс. Симфония № 1

  • 16 апреля 1973

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Рахманинов. Три русские песни для хора и оркестра. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Симфонические танцы

  • 7 февраля 1975

    6-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Лазарев

    Прокофьев. Симфоническая сюита из оперы «Игрок». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Штраус Р. Симфоническая поэма «Жизнь Героя»

  • 8 февраля 1975

    (повтор программы 7 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Лазарев

    Прокофьев. Симфоническая сюита из оперы «Игрок». Равель. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Штраус Р. Симфоническая поэма «Жизнь Героя»

  • 28 февраля 1976

    Симфонический концерт
    Дирижер – Анатолий Энгельбрехт

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 20 декабря 1976

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Иосиф Конта (Румыния)

    В программе: де Фалья

  • 21 декабря 1976

    (повтор программы 20 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Иосиф Конта (Румыния)

    В программе: де Фалья

  • 11 марта 1978

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мертвых». Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Котляревский. Симфониетта до мажор. Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 12 марта 1978

    (повтор вечерней программы 11 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Рахманинов. Симфоническая поэма «Остров мертвых». Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Котляревский. Симфониетта до мажор. Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 16 апреля 1978 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемент

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор

  • 17 апреля 1978

    (повтор дневной программы 16 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор

  • 29 декабря 1978

    3-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Россини. Увертюры к операм. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Равель. Болеро

  • 30 декабря 1978

    (повтор программы 29 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вероника Дударова

    Россини. Увертюры к операм. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Равель. Болеро

  • 6 декабря 1982

    2-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Брамс (к 150-летию со дня рождения)
    Дирижер – Александр Лазарев

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 1

  • 7 декабря 1982

    (повтор программы 6 декабря)

    Симфонический концерт
    Брамс (к 150-летию со дня рождения)
    Дирижер – Александр Лазарев

    Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 1

  • 10 декабря 1982

    3-й концерт 3-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Лазарев

    Рахманинов. Симфонические танцы. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 11 декабря 1982

    3-й концерт 3-го-А абонемента (нет программки на эту дату, только запись в рукописной книге, повтор программы 10 декабря)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Лазарев

    Рахманинов. Симфонические танцы. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Скрябин. «Поэма экстаза»

  • 10 февраля 1983

    Вечер музыки для камерного оркестра
    Художественный руководитель, дирижер и солистка – Лиана Исакадзе

    Шёнберг. Поэма «Просветлённая ночь». Гайдн. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром. Мендельсон. Симфония для струнного оркестра № 9 «Швейцарская»

  • 9 сентября 1984

    1-й концерт 8-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Скрябин. Симфония № 1. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита из музыки балета «Жар-птица» (редакция 1919 года)

  • 10 сентября 1984

    (повтор программы 9 сентября, программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Скрябин. Симфония № 1. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита из музыки балета «Жар-птица» (редакция 1919 года)




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»