Персоны

Марис Янсонс

1943–2019
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Марис Янсонс

Биография

Янсонс Марис Арвидович – дирижер.

20 октября 1936 года в зале Капеллы по приглашению Концертного бюро Ленинградской филармонии выступил солист Рижского театра оперы и балета тенор Марис Ветра. 14 января 1943 года в семье его друзей и коллег – меццо-сопрано Ираиды Янсонс и скрипача, дирижера Арвида Янсонса родится сын. Его назовут Марисом в честь Мариса Ветры, который в годы немецкой оккупации укрывал в своем доме Ираиду Блюменфельд-Янсонс. Вся семья Ираиды Янсонс погибла в гетто, а сама она выжила только благодаря Марису Ветра и его жене.

Первым учителем музыки Мариса Янсонса был его отец, под чьим руководством он осваивал азы скрипичной игры. Но в -й класс пошел в обычную школу и лишь через пару лет поступил в музыкальную 10-летку при Рижской консерватории. К этому времени в жизни семьи уже появился Ленинград. В июне 1946 года в Большом зале Ленинградской филармонии проходит Всесоюзный смотр дирижеров. Советская власть придает серьезное значение интеграции в культурное пространство СССР недавно появившихся на геополитической карте новых территорий. Один из участников смотра – 32-летний дирижер Рижской оперы Арвид Янсонс. Диплом лауреата II премии он получает из рук Дмитрия Шостаковича. В Риге его сразу же назначают главным дирижером Симфонического оркестра Латвийской филармонии, а в 1952 году Арвид Янсонс становится штатным дирижером Ленинградской филармонии, с которой будет связана вся дальнейшая жизнь музыканта. Сначала Арвид Янсонс живет на два города, но, получив служебную квартиру, располагавшуюся прямо в здании Большого зала, в 1956 году перевозит в Ленинград жену и сына.

Так Марис Янсонс появляется в списке учеников Ленинградской 10-летки. Отъезд из Риги, где остались друзья, учителя, он переживал болезненно. К тому же русского языка он почти не знал и в первых диктантах делал ошибки едва ли не в каждом слове, но уже к концу года эта проблема была решена: упорство и честность по отношении к любому делу, которым занимался, станет важной приметой всей биографии музыканта. Одноклассники отнеслись к новичку доброжелательно. Спустя много лет учившийся в школе в те же годы композитор Александр Кнайфель с улыбкой вспоминал, что появление красавца Мариса вызвало беспокойство у мужской части учеников, увидевшей в нем конкурента за женское внимание. Но юного рижанина тогда прежде всего интересовала учеба. Начал он заниматься в классе скрипки у Григория Гинзбурга, затем перешел на альт к профессору Абраму Сосину. Факультативно посещал занятия по хоровому дирижированию у Владимира Шипулина.

Именно как дирижер школьного хора Марис Янсонс впервые выступил в Большом зале филармонии 14 мая 1961 года в дневном отчетном концерте 10-летки. Тот день оказался дебютом и других юных музыкантов, вскоре прославивших отечественную исполнительскую школу – четвероклассника Григория Соколова, семиклассника Михаила Гантварга, десятиклассника Владимира Спивакова.

На факультет хорового дирижирования в класс к Владимиру Германовичу Шипулину Марис Янсонс в 1962 году и поступает в Ленинградскую консерваторию. Диплом хорового дирижера получит в 1967-м. Но еще с 4-го курса (с 1966-го) параллельно начинает заниматься в классе Николая Семеновича Рабиновича и в 1969-м, пройдя курс за три года, оканчивает факультет оперно-симфонического дирижирования. В консерваторские годы Марис Янсонс успевал не только учиться, он был активном участником семинаров студенческого научного общества, отлично играл в баскетбол, прославившись, по воспоминаниям Владимира Альтшулера, как лучший баскетболист консерватории. В годы учебы Марис Янсонс получил и первый опыт практической работы: в Оперной студии консерватории он еще в 1965-м был дирижером-постановщиком «Свадьбы Фигаро» Моцарта, а в 1969-м – «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова.
Марис Янсонс на сцене Большого зала © Архив Филармонии

С консерваторией судьба музыканта будет связана еще долгие годы. В 1974-м он окончит аспирантуру, в 1970–2000 ведет здесь дирижерский класс, начав с должности преподавателя и получив в 1992 году звание профессора. В Оперной студии продирижирует премьерой балета Мийо «Бык на крыше» (1978), как дирижер-постановщик представит «Богему» Пуччини (2004) и полусценическое исполнение оперы «Кармен» Бизе (2008). В это время Янсонс невероятно востребован по всему миру, его график расписан на годы вперед, но для Alma Mater он выкраивает время и работе отдается, как всегда, с полной силой.

За рубеж молодой музыкант впервые выезжает сразу после окончания консерватории, получив годичную стажировку (1969/1970) в Вене у Ганса Сваровски. Из Вены он ездит на мастер-класс в зальцбургский Моцартеум к Герберту фон Караяну. С прославленным маэстро Марис Янсонс был знаком: 31 мая и 1 июня 1969 года во время гастролей с Берлинским филармоническим оркестром Караян дает в Большом зале Ленинградской филармонии мастер-класс для молодых советских дирижеров. Из 20 участников он отмечает двоих – Дмитрия Китаенко и Мариса Янсонса. Оба станут победителями конкурса Герберта фон Караяна: Китаенко в 1969-м (это был первый конкурс), Янсонс в 1971-м. После конкурса Караян предлагает Янсонсу место ассистента в своем Берлинском оркестре. Стоит ли говорить, что это значило для начинающего дирижера? Но в Западный Берлин Янсонса не выпускают.

У лауреата престижного конкурса серьезной работы в Ленинграде к тому времени не было. Со студенческих лет (с 1967-го) он руководил Симфоническим оркестром Дворца пионеров, с которым выступил в Большом зале в отчетном концерте коллективов Дворца 9 марта 1968 года. С этим оркестром Марис Янсонс продолжит работу до 1977 года, уже имея солидный стаж сотрудничества с Ленинградской филармонией.

Сразу после конкурса Караяна Евгений Мравинский берет Янсонса стажером в Заслуженный коллектив, 22 ноября 1971 года появляется первая запись в его филармонической трудовой книжке.

Евгения Александровича Мравинского Марис знал с детства. Позднее он вспоминал, как по выходным на домашний обед вместе собирались Мравинский, Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Курт Зандерлинг, попеременно выступавшие в роли хозяина вечера. Приглашали и младшего коллегу Арвида Янсонса с сыном. Обед сопровождался беседами о музыке, которые затягивались надолго, и юный Марис слушал рассказы о великих Клемперере, Кнаппертсбуше, о деталях интерпретации той или иной симфонии, затаив дыхание.

Но ни знакомство с шефом филармонии Мравинским, ни служебное положения отца – второго дирижера Заслуженного коллектива, не стало бонусом в карьере Мариса Янсонса. И, думается не только потому, что в те годы в СССР приветствовались рабочие династии, а артистические считались результатом протекционизма (об этом Марис Янсонс говорил в одном из интервью). Надо полагать, деликатному и безупречно честному Арвиду Кришевичу Янсонсу, несомненно, желающему помочь сыну, в голову не приходило «замолвить за него слово». Примечателен в этом отношении сюжет, связанный с Оркестром старинной и современной музыки (сейчас – Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр). Когда в 1972 году после смерти Николая Рабиновича оркестр остался без руководителя, Янсонс начал активно с ним выступать. Сейчас, увы, невозможно уточнить, в каком статусе он сотрудничал с коллективом, но, судя по афише Малого зала филармонии, его кандидатура рассматривалась в качестве нового главного дирижера ОССМ. Однако через два года художественным руководителем и главным дирижером Оркестра старинной и современной музыки назначают Эдуарда Серова. Марис Янсонс еще исполнит в Малом зале с коллективом несколько программ – из сочинений Бриттена, Уолтона, Дебюсси, Равеля и Стравинского в марте 1975-го, цикл «Лондонских симфоний» Гайдна: четыре программы пройдут с декабря 1976-го до марта 1977 года, и завершит совместную работу дирижера с оркестром.

К этому времени профессиональная жизнь Мариса Янсонса уже прочно связана с Заслуженным коллективом. 5 апреля 1973 года он сменяет статус стажера на должность дирижера-ассистента, 25 января 1985 года, вскоре после внезапной смерти отца (21. 11. 1984), становится вторым дирижером ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Уже с первого концерта Мариса Янсонса с Заслуженным коллективом, состоявшегося 22 ноября 1970 года в дневном абонементе «Дебюты молодых дирижеров», видны серьезные намерения музыканта, взявшего для дебюта симфонию № 1 Сибелиуса и симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Тиль Уленшпигель». Вскоре в его репертуаре появятся Бетховен и Вагнер, Чайковский и Рахманинов, Дворжак, Малер и Стравинский, Берлиоз, Дебюсси и Равель, Шостакович и Прокофьев, сочинения современников. Под управлением Янсонса в концертах солируют пианисты Натан Перельман, Мария Гринберг, Владимир Крайнев, Миша Дихтер, Николай Петров, Элисо Вирсаладзе, Григорий Соколов, Ефим Бронфман, певицы Елена Образцова, Ирина Богачева, Марианна Тарасова, скрипачи Виктор Третьяков, Михаил Вайман и Борис Гутников, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Юлиан Рахлин… В декабре 1991 года, когда в Большой зал уже Петербургской филармонии после длительного перерыва приезжает Исаак Стерн, за дирижерским пультом на его концертах стоит Марис Янсонс.

Обращается Янсонс и к сочинениям с хором. Это реквиемы Моцарта и Верди, «Gloria» Пуленка, симфонии № 2 и № 3 Малера. Сотрудничает с различными петербургскими коллективами – Капеллой, Хором мальчиков Хорового училища, хорами радио и телевидения, университета, консерватории, института культуры. Выступает и с приглашенными ансамблями – Белорусской капеллой имени Ширмы, Эстонским хором радио, но чаще всего с хором «Латвия».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Одним из сочинений, к которому Марис Янсонс возвращается в разные периоды жизни, становится Вторая симфония Малера. 3 и 4 февраля 1990 года он исполняет ее в концертах памяти Арвида Янсонса с Заслуженным коллективом, солистами, хором «Латвия» и Филармоническим хором Осло. В столице Норвегии он с 1979 года руководит Филармоническим оркестром.

За рубежом Мариса Янсонса знают по гастролям с Заслуженным коллективом. Его первой поездкой станет тур в США и Канаду осенью 1973 года. Мравинского на гастролях не было, концерты разделили между собой Геннадий Рождественский (14), Неэме Ярви (8) и Марис Янсонс (8). В следующий раз он выезжает осенью 1977 года с Евгением Мравинским в Японию, поделив концерты почти пополам (9 у Янсонса, 10 у Мравинского). И с этого времени он часто гастролирует с оркестром – не только с Мравинским, но и один.

За рубежом Мариса Янсонса принимают сразу. Его начинают приглашать на личные гастроли. А Филармонический оркестр Осло становится первым коллективом, в котором он получает позицию художественного руководителя и главного дирижера. Для оркестра приход Янсонса оказался мощным стимулом профессионального роста. Молодой худрук беспокоится и о финансовом положении музыкантов, настаивая на повышении их зарплат. В Норвегии, не привыкшей к системе привилегий, это требование поначалу вызывает удивление. Но все же правительство идет на уступки и существенно увеличивает финансирование столичного филармонического оркестра. Интенсивная, тщательная работа с коллективом, расширение его репертуара, записи (среди них – все симфонии Чайковского), активные гастроли, в том числе выступления в Карнеги-холле и на Зальцбургском фестивале, вывели его на высокий европейский уровень. Марис Янсонс, занимавший пост руководителя Филармонического оркестра Осло более 20 лет (единственный случай в истории коллектива, созданного в 1908 году), был удостоен национального королевского Ордена почета. И это станет лишь одной из его многочисленных международных наград.
В 2000 году Янсонс оставляет оркестр Осло. В самом начале того же года, 10 января, он официально увольняется из Петербургской филармонии.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского, художественным руководителем и главным дирижером Заслуженного коллектива становится Юрий Темирканов. Марис Янсонс сохраняет позицию второго дирижера оркестра. До 1998 года он много выступает с оркестром в Большом зале. До февраля 1996-го выезжает с Темиркановым на гастроли с ЗКР по Европе и в длительные туры по США и Японии.

Несомненно, решение оставить Петербургскую филармонию, далось Марису Янсонсу не легко. Но на то было много причин. Назовем лишь две. Первая – это болезнь сердца: после острого сердечного приступа, едва не стоившего Янсонсу жизни, случившегося на последних страницах партитуры «Богемы» в театре в Осло в апреле 1996 года, врачи рекомендовали дирижеру ограничить интенсивность работы, и он должен был выбирать. Но не работать Янсонс просто не может, это его главное лекарство. И вторая причина ухода из ЗКР – исключительная востребованность на Западе. С 1992–1997 Янсонс – главный приглашенный дирижер Лондонского симфонического оркестра, на 1997 год у него уже заключен трехлетний контракт с Питтсбургским симфоническим оркестром, который после окончания ежегодно пролонгировался – музыкальным руководителем этого оркестра Янсонс оставался до 2004 года.

Одновременно Мариса Янсонса приглашают на концерты и записи с Берлинским филармоническим, Лондонским филармоническим, Филадельфийским, Чикагским и Кливлендским оркестрами, Нью-Йоркским филармоническим и Дрезденской Штаатскапеллой... Он – желанный гость престижных фестивалей: в Эдинбурге, Люцерне, Зальцбурге… Работает Янсонс и с Венским филармоническим, а в 2006, 2012 и 2016 годах дирижирует на традиционных венских Новогодних концертах. В 2018 году Берлинский и Венский филармонические оркестры назовут Мариса Янсонса своим «почетным дирижером».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Детская любовь Янсонса, выросшего за кулисами Рижского театра, – опера. Но в этом жанре он работает реже, чем хотел бы. Серьезное отношение к делу не позволяет ему браться за многие предложения, и на постановки он соглашается лишь в случае заранее запланированного длительного репетиционного периода. Была и некая боязнь оперы – слишком памятна оказалась норвежская «Богема» 1996 года. И все же в Амстердаме он ставит «Леди Макбет» Шостаковича (2006), «Евгения Онегина» (2011), за которого Янсонса признают лучшим дирижером года. Главные постановки последних лет состоятся на Зальцбургском фестивале и станут его центральными событиями: это «Леди Макбет» в 2017-м и «Пиковая дама» в 2018 году. В совместных планах на 2020 год был «Борис Годунов» …

Но основная жизнь Мариса Янсонса по-прежнему связана с симфоническими оркестрами. Еще в начале 1990-х он появляется за пультом Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме и Симфонического оркестра Баварского радио. В начале 2000-х он возглавит оба коллектива. В Амстердаме работает в 2004–2015, получив после ухода звание дирижера-лауреата, оркестром и хором Баварского радио руководит с 2003 года и до конца жизни. При Янсонсе оба коллектива попадают в десятку лучших оркестров мира, а в 2008-м возглавляют рейтинг. Записи с этими оркестрами получают престижные международные премии. К 2005 году для лейбла EMI Classics Марис Янсонс записывает все симфонии Шостаковича, релиз (10 дисков) выходит к 100-летию со дня рождения композитора. Кроме симфоний, в альбом входят музыка к кинофильму «Овод» и обе сюиты для джазового оркестра. Среди важных премий, собранных релизом, есть и «Grammy» за 13-ю симфонию.

Со своими оркестрами Марис Янсонс приезжает и в Петербургскую филармонию. 8 ноября 2013 года Королевский оркестр Консертгебау, хор «Латвия», солистки Вероника Джиоева, и Анна Ларссон исполняют в Большом зале под управлением Мариса Янсонса симфонию № 2 Малера. И хотя Янсонс договаривается о минимальном гонораре оркестра, расходы по его приезду филармония делит с коротко существовавшим городским телеканалом «100»: Янсонс войдет в художественный совет канала и будет готов курировать крупные музыкальные проекты.

Это был единственный визит дирижера с Консертгебау. С оркестром Баварского радио он выступает в Большом зале трижды – в апреле 2009-го, марте 2013-го и 16 мая 2018 года. В программах симфонии Брамса (№ 2), Бетховена (№ 5 и № 3), Фантастическая Берлиоза, «Вступление и смерть Изольды» Вагнера, Рихард Штраус (сюита вальсов из «Кавалера розы» и «Дон Жуан»), «Вальс» Равеля.

Каждый визит Янсонса со своими оркестрами становился событием для Петербурга, приезжали на эти концерты и из других городов. Многое значили такие гастроли и для дирижера. Выступать в зале, где он получил первый слушательский опыт, делал первые шаги на сцене, в городе, где вырос, и где все для него оставалось родным, было огромной радостью для Янсонса. За этим не стояло никакого тщеславия, начисто чуждого музыканту, скорее, городу, залу и публике он с благодарностью отдавал долги.

Важность этих гастролей Янсонс объяснял и своим западным оркестрам, добиваясь максимально льготных для Петербурга финансовых условий. Сам гонорары за выступления не брал. Отказывался он и от гонораров за другие редкие концерты в Петербурге.

Последнее выступление Мариса Янсонса на сцене Большого зала в статусе штатного дирижера филармонии состоялось 10 декабря 1998 года. Он дирижировал II отделением концерта в честь 60-летия Юрия Темирканова. Гала-концерты, посвященные юбилеям Темирканова, Янсонс проведет в декабре 2008, 2013 и 2018 годов, на последнем концерте будет весь вечер за пультом. Янсонс тщательно готовит эти программы, в случае необходимости сам ведет переговоры с солистами, продумывает каждую деталь. И видит в этом и дань дружбы с коллегой, и дань самой филармонии.

Кроме юбилейных вечеров, Марис Янсонс дает еще лишь два концерта с Заслуженным коллективом – 24 мая 2003 года к 300-летию Санкт-Петербурга (это его первый приезд после почти пятилетнего перерыва) и 25 апреля 2015 года к 100-летию со дня рождения отца – Арвида Янсонса.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В период работы в Петербургской филармонии Марис Янсонс почти не выступал со вторым Симфоническим оркестром, главным дирижером которого когда-то был его отец. За все время у них было лишь четыре совместные программы – в 1973, 1981, 1984 и 1985 годах. Но так случилось, что свой последний концерт в Большом зале дирижер дал именно с Академическим симфоническим оркестром. Этот концерт к 100-летию со дня рождения Даниила Гранина состоялся 9 февраля 2019 года. С писателем Янсонс был близко знаком и не мог не откликнуться на просьбу продирижировать на вечере его памяти.

В последние годы вышло немало интервью с Марисом Янсонсом в русской прессе. В лучших из них слышна интонация дирижера – увлеченного, но не многословного, открытого собеседнику и одновременно, сдержанного, готового сказать о важном и промолчать о главном, русского европейца. Проводивший большую часть жизни на репетициях и концертах по всему миру, Марис Янсонс на вопрос о месте жительства отвечал даже с некоторым удивлением: я живу в Петербурге. Городу, в котором началась его судьба большого музыканта, он был бесконечно предан, как можно быть преданным близкому человеку. Сюда он в последний раз прилетел в ноябре 2019 года. В его петербургской квартире, в ночь с 30 ноября на 1 декабря, сердце дирижера остановилось.

Прощались с Марисом Янсонсом в Большом зале филармонии. Почтить память музыканта собрались люди из Нидерландов и Великобритании, Латвии и Германии, приехали и москвичи, зал (партер, ложи и хоры) был заполнен петербургскими музыкантами разных поколений. Для каждого его уход воспринимался как личная утрата. Не только потому, что Янсонс был прекрасным дирижером. Он был этически безупречным человеком. На церемонии играл Заслуженный коллектив и струнный квартет солистов оркестра Баварского радио. Этот оркестр, которым Марис Янсонс руководил 16 лет, особенно остро воспринял свое внезапное сиротство, ведь они были одной семьей. Янсонс не просто вывел коллектив в лучшие оркестры мира, он добился решения о строительстве нового здания для оркестра и хора Баварского радио и успел застать утверждение проекта. Один из главных залов будущего здания уже назван именем Мариса Янсонса.

И. Р.



Другие материалы

Курт Зандерлинг

Курт Зандерлинг

Дирижер 1912–2011
Генриетта Гольдштейн

Генриетта Гольдштейн

Фортепиано 1911–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»