Персоны

Мария Гринберг

1908–1978
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мария Гринберг

Биография

Гринберг Мария Израилевна – пианистка, педагог.

Исполнительское искусство Марии Гринберг во многом осталось неоцененным – ни современниками, ни потомками, а сама пианистка прожила нелегкую жизнь, в которой музыка всегда оставалась на первом месте.

ID=1

Родившись в Одессе, Мария брала первые уроки у Давида Айзберга, занималась и с Бертой Рейнгбальд – педагогом Эмиля Гилельса. Уже в Одессе юная пианистка начала выступать, ее имя было известно местным меломанам: перед отъездом в Москву, чтобы собрать средства на дорогу, Марии устроили сольный концерт в клубе со смешным названием ХЛАМ (это оказалось модной в те времена аббревиатурой: Художники-литераторы-артисты-музыканты). В столицу Гринберг приехала в сентябре 1925-г, уже после окончания вступительных экзаменов в консерваторию, однако Феликс Блуменфельд, послушав пианистку, согласился год заниматься с ней бесплатно, с 1926-го Мария стала студенткой его класса, а после смерти профессора училась у Константина Игумнова.

Педагоги признавали ее незаурядные способности, но «старую профессуру» во многом отталкивало восторженное отношение Гринберг к новой власти, в которую молодая пианистка поначалу искренне верила. Она с энтузиазмом ездила в «просветительские» гастрольные туры по отдаленным республикам, ее, наряду с известными деятелями РАМПа (Ассоциации пролетарских музыкантов), включили в комиссию по отбору «правильного» репертуара для советской концертной эстрады. Согласно своим убеждениям Мария Гринберг выстраивает и личную жизнь, ее первый муж певец Петр Киричек (коротко пел в Большом театре, потом ушел на эстраду с исполнением народных и советских песен) был из шахтерской семьи, и недолгий союз с ним казался ей правильной пролетарской ячейкой общества.

После окончания консерватории Гринберг становится ассистентом в консерваторском классе Игумнова и солисткой Московской филармонии. В 1935-м она получает II премию на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Ленинград), на 2 октября 1937 года заявлено ее выступление в Большом зале в серии концертов победителей музыкальных состязаний. Но, судя по рецензии в «Ленинградской правде» от 10.10.1937, вместо Марии Гринберг играл Моисей Хальфин (см. раздел «Пресса»). И это не было случайностью.

Год предполагаемого ленинградского дебюта окажется поворотным в судьбе пианистки, как, впрочем, и в жизни тысяч жителей страны. Сначала арестуют и приговорят к расстрелу ее второго мужа, польского поэта Станислава Станде. Затем расстреляют отца. Ближайшая родственница двух «врагов народа» чудом избежит высылки, но останется без жилья и работы. Новорожденную дочку Нику, так и не получившую фамилию отца, она растит в съёмном деревянном доме, сама колет дрова для растопки печи, стирает пеленки в колодезной воде. Ее увольняют из филармонии, ее имя исчезает из программок и афиш. Мария Гринберг с трудом устраивается концертмейстером в хореографическом коллективе, занимается с частными учениками.

Когда пианистка вернется на концертную сцену, некоторые рецензенты будут ставить ее в один ряд с именами Гилельса, Рихтера, Зака. Но, несмотря на это, ее исполнительская карьера окажется значительно скромнее. Гринберг практически не выпускали в заграничные туры, долгие годы не записывали на пластинки. В «оттепельные» 60-е годы она, наконец, дает концерты в Голландии, Польше, ГДР и Чехословакии. И везде ее принимают восторженно.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Большим событием в жизни Марии Гринберг станет запись всех сонат Бетховена на фирме «Мелодия». Она первой из советских музыкантов осуществит этот титанический замысел. Бетховена Мария Гринберг нередко играла и на сцене Большого и Малого залов Ленинградской филармонии. Но не только. В ее сольных программах были Бах, Скарлатти и Моцарт, Шопен, Шуман и Лист, Шуберт и Брамс, Куперен, Дебюсси и Равель, Метнер, Прокофьев и Шостакович.

На выступлениях Марии Гринберг с филармоническими оркестрами за пультом чаще всего стоял Курт Зандерлинг, с 1946 года и до отъезда дирижера в Германию в 1960-м они сыграют вместе 12 раз – концерты Бетховена, Моцарта, Шопена и Рахманинова, Симфонические вариации Франка. Среди других дирижеров, под управлением которых играет пианистка, – Николай Рабинович и Николай Аносов, Геннадий Рождественский и Арвид Янсонс, Эдуард Грикуров и Александр Гаук. В декабре 1954-го Гринберг солирует на гастролях Госоркестра под управлением Натана Рахлина.


Мария Гринберг в концерте 25 октября 1947 года. Дирижер Илья Мусин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


Мария Гринберг в концерте 14 ноября 1950 года. Дирижер Курт Зандерлинг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


В концерте 22 декабря 1954 года. Дирижер Натан Рахлин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Как и в сольных программах, Бетховен занимает основное место в симфоническом репертуаре пианистки, в ее исполнении прозвучат все пять фортепианных концертов композитора. Концерт № 3 Мария Израилевна Гринберг сыграет с Заслуженным коллективом и Марисом Янсонсом на своем последнем выступлении в Большом зале 4 ноября 1975 года.

Последний концерт пианистки в Малом зале состоится 16 декабря 1977 года. Здесь Мария Гринберг играет каждый сезон – фортепианные квинтеты, квартеты и трио в ансамбле с квартетами имени Глазунова, имени Бородина, имени Комитаса, имени Бетховена, аккомпанирует певцу Сергею Яковенко. С 1950 года в зале имени Глинки проходит более сорока ее клавирабендов. В некоторые программы Мария Гринберг включает дуэтные пьесы (иногда в собственном переложении), которые исполняет с дочкой – пианисткой Никой Гринберг-Забавниковой (1937–2007). Дочка окончит Московскую консерваторию у Александра Гольденвейзера, будет работать в Центральной музыкальной школе, играть в ансамбле с мужем – скрипачом Николаем Забавниковым. 29 февраля 1972 года в Малом зале состоится совместный концерт Марии Гринберг и Ники Забавниковой: на вечере фортепианных дуэтов они исполнят Моцарта и Шуберта.


Малый зал филармонии, 2 апреля 1955 года. Солистки – Ника Гринберг и Мария Гринберг. Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Несмотря на отсутствие официальных званий и регалий, Мария Гринберг неизменно пользовалась огромным авторитетом у музыкантов. Литературовед Айзик Ингер вспоминал, что когда он задумал составить сборник материалов о пианистке, то реализовать его публикацию помогали Юрий Темирканов, Родион Щедрин, Иван Козловский. Гринберг-педагога ценили не только ее официальные студенты (с 60-х годов она работала в Гнесинском институте), но и молодые пианисты, которые, уже окончив консерваторию, готовились под ее руководством к выступлениям на конкурсах – Наум Штаркман, Сергей Доренский, у нее постоянно консультировались Роза Тамаркина, Рудольф Керер.

Сегодня большинство записей пианистки оцифрованы и лицензированы японскими фирмами.

О. Р.


Концерты

  • 2 октября 1937

    I концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)

    Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов

    В программе: Вивальди–Страдаль, Балакирев, Рубинштейн, Вивальди, Альбенис, Сарасате, Шуман, Массне, Брамс, Белый, Бах–Катуар, Перголези, Дулов, Пёниц, Вагнер, Григ

  • 18 февраля 1941

    5-й концерт цикла Бетховена

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Бетховен. Музыка к балету «Творения Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 1 июня 1946

    8-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бетховен. Увертюра к опере «Фиделио». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 3 «Героическая»

  • 2 июня 1946

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бах–Бузони. Прелюдия и фуга для органа. Шуберт–Лист. Семь песен в транскрипции для фортепиано. Вайнберг. «Детская тетрадь». Шуман. Симфонические этюды. Лист. Ноктюрн. Равель. Токката из сюиты «Гробница Куперена»

  • 16 апреля 1947

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Малер. Симфония № 1 «Титан». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. «Ученик чародея»

  • 25 октября 1947

    1-й концерт 5-го абонемента из произведений Рахманинова

    Симфонический концерт
    Дирижер – Илья Мусин

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 31 января 1949

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Соната № 21 «Аврора». Соната № 8 «Патетическая». Соната № 23 «Аппассионата». Моцарт. Вариации на собственную тему. Брамс. Каприччио. Равель. Токката. Скарлатти. Соната

  • 2 февраля 1949

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Симфоническая баллада «Воевода». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 24 ноября 1949

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Шопен. Полонез. Мазурки. Ноктюрн соль минор. Вальс ми-бемоль мажор. Лист. Соната си минор

  • 21 января 1950

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 6. Соната № 14 «Лунная». Соната № 21 «Аврора». Соната № 23 «Аппассионата»

  • 13 мая 1950

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 13. Соната № 16. Соната № 17. Соната № 28. Соната № 6

  • 19 октября 1950

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Моцарт. Соната. Бах–Бузони. Прелюдия и фуга. Скарлатти. Пять сонат. Лист. Испанская рапсодия. Шуберт–Лист. Песни в транскрипции для фортепиано. Лист. Ноктюрн

  • 14 ноября 1950

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 17 ноября 1950

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Лист. Соната си минор. Бах–Лист. Прелюдия и фуга для органа ля минор. Вагнер–Лист. Фрагменты из драмы-мистерии «Парсифаль», оперы «Летучий Голландец» и муз. драмы «Тристан и Изольда». Лист. Две венгерские рапсодии. Ноктюрн. Шопен. «Блестящий вальс» № 1. Вальс № 3. Брамс. Каприччио

  • 24 февраля 1951

    4-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Франк. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром. Дворжак. Симфония № 6

  • 12 октября 1951

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Вивальди. Концерт для органа ре минор. Брамс. Шесть интермеццо. Вариации на тему каприса Паганини. Рахманинов. Девять прелюдий. Лист. «У родника» из цикла «Годы странствий I: Швейцария». «Сонет Петрарки» из цикла «Годы странствий II: Италия». Шуберт–Лист. «Отъезд» из сборника «Лебединая песня». «Баркарола»

  • 20 февраля 1952

    4-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Мендельсон. Увертюра из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Бетховен. Симфония № 5

  • 21 февраля 1952

    Симфонический концерт для студентов г. Ленинграда
    V концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Симфония № 5

  • 16 октября 1952

    (рукописная книга)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. 32 вариации. Два рондо. Соната № 8 «Патетическая». Соната № 13. Соната № 32

  • 28 января 1953

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 3

  • 29 января 1953

    Симфонический концерт для студентов г. Ленинграда
    III концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Рахманинов. Симфония № 3

  • 4 февраля 1953

    4-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георгий Дониях

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 24 апреля 1953

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Сметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Дворжак. Пьеса из цикла «Легенды». Владигеров. Болгарская рапсодия «Вардар». Динику. Молдавский танец «Хора стаккато». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Кодаи. Сюита из оперы «Хари Янош»

  • 12 октября 1953

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бах–Бузони. Прелюдия и фуга для органа ре минор. Скарлатти. Пять сонат. Бетховен. 32 вариации. Шуберт–Лист. Песни. Шуман. Симфонические этюды

  • 9 января 1954

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Григ. Лирическая сюита. Концерт для фортепиано с оркестром. Две песни Сольвейг из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Норвежские танцы

  • 10 января 1954

    Концерт для учащихся средних школ
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Григ. Лирическая сюита. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита № 1 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Норвежские танцы

  • 6 мая 1954

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Чайковский. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

  • 21 декабря 1954

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт

    Чайковский. «Манфред», симфония. Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере Тангейзер».

  • 22 декабря 1954

    (повтор программы 21 декабря)

    Симфонический концерт

    Чайковский. «Манфред», симфония. Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере Тангейзер».

  • 5 февраля 1955

    Фортепианный вечер Мария Гринберг

    В программе: Шопен, Бетховен

  • 16 ноября 1955

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    В программе: Бах, Бетховен, Турина, Дебюсси, Равель, Лист, Гранадос, Шопен

  • 17 ноября 1955

    8-й концерт 3-го абонемента сезона 1954–1955 гг.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ян Кренц (Польша)

    Прокофьев. Сюита из оперы «Семен Котко». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24 до минор. Бетховен. Симфония № 5

  • 19 марта 1956

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Рондо соль мажор. Соната № 32. Шуберт–Лист. Песни. Бах. Анданте. Дебюсси. «Вечер в Гренаде». Скарлатти. Соната

  • 12 ноября 1956

    2-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шостакович. Симфония № 10

  • 9 мая 1957

    (в рукописной книге – «8 мая?»)

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 5. Соната № 21 «Аврора». Соната № 8 «Патетическая». Соната № 23 «Аппассионата»

  • 14 октября 1957

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 7 апреля 1958

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бах–Фейнберг. Пять хоральных прелюдий. Ларго. Бах–Бузони. Прелюдия и фуга для органа ре мажор. Шопен. Четыре баллады. Мазурка. Баркарола. «Блестящий вальс» № 1. Гранадос. «Грустный танец»

  • 27 апреля 1959

    5-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Кочуров. Симфония-поэма «Макбет». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Бах. Токката и фуга ре минор (переложение для оркестра К. Зандерлинга)

  • 28 апреля 1959

    7-й концерт 5-го абонемента (повтор программы 27 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Кочуров. Симфония-поэма «Макбет». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Бах. Токката и фуга ре минор (переложение для оркестра К. Зандерлинга)

  • 22 октября 1959

    Симфонический концерт
    Дирижер – Оган Дурян

    Дебюсси. Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 25 октября 1959

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Шопен. Баркарола. Две мазурки. Три этюда. Два ноктюрна. Полонез ля-бемоль мажор. Четыре баллады. Бетховен. Экосезы. Равель. Токката

  • 19 ноября 1959

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Онеггер. Симфония № 5 («Симфония трёх ре»). Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3

  • 20 ноября 1959

    (повторение программы 19 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Онеггер. Симфония № 5 («Симфония трёх ре»). Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3

  • 27 октября 1960

    1-й концерт 6-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
    Дирижер – Александр Гаук

    Рахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 21 ноября 1960

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Моцарт. Соната ре мажор. Брамс. Три интермеццо, соч. 117. Вариации на тему Паганини (2-я тетрадь). Рахманинов. 10 прелюдий. Моцарт. Вариации

  • 27 января 1961

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Тауно Ханникайнен

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 29 января 1961

    4-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода) Повтор программы 27 января

    Симфонический концерт
    Дирижер – Тауно Ханникайнен

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 1 февраля 1962

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 25. Соната № 27. Соната № 28. Соната № 31. Соната № 32. Скарлатти. Две сонаты. Дебюсси. Прелюдия «Фейерверк»

  • 3 февраля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Глинка. Вальс-фантазия. Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Симфонические танцы

  • 28 января 1963

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    В программе: Бетховен, Прокофьев, Дебюсси, Шуберт

  • 17 марта 1965

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Сонаты №№ 7, 8, 12. 32 вариации до минор

  • 3 апреля 1965

    7-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бетховен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Пуленк. «Человеческий голос», одноактная опера в концертном исполнении (1-е исп. в Ленинграде).

  • 9 декабря 1965

    Фортепианный вечер
    Мария Гринберг

    Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Соната № 17. Соната № 28. Соната № 32

  • 16 февраля 1966

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Виктор Дубровский

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Леман. Оратория «Ленин»

  • 15 ноября 1966

    2-й концерт 3-го абонемента

    Шостакович (к 60-летию со дня рождения)
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 7 «Ленинградская»


ВИДЕО

Элисо Вирсаладзе о Марии Гринберг

Элисо Вирсаладзе о Марии Гринберг




Другие материалы

Ричард Арнгольд

Ричард Арнгольд

Контрафагот ?
Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

Фортепиано 1915–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»