Персоны
Мария Гринберг
Биография
Гринберг Мария Израилевна – пианистка, педагог.
Исполнительское искусство Марии Гринберг во многом осталось неоцененным – ни современниками, ни потомками, а сама пианистка прожила нелегкую жизнь, в которой музыка всегда оставалась на первом месте.
Родившись в Одессе, Мария брала первые уроки у Давида Айзберга, занималась и с Бертой Рейнгбальд – педагогом Эмиля Гилельса. Уже в Одессе юная пианистка начала выступать, ее имя было известно местным меломанам: перед отъездом в Москву, чтобы собрать средства на дорогу, Марии устроили сольный концерт в клубе со смешным названием ХЛАМ (это оказалось модной в те времена аббревиатурой: Художники-литераторы-артисты-музыканты). В столицу Гринберг приехала в сентябре 1925-г, уже после окончания вступительных экзаменов в консерваторию, однако Феликс Блуменфельд, послушав пианистку, согласился год заниматься с ней бесплатно, с 1926-го Мария стала студенткой его класса, а после смерти профессора училась у Константина Игумнова.
Педагоги признавали ее незаурядные способности, но «старую профессуру» во многом отталкивало восторженное отношение Гринберг к новой власти, в которую молодая пианистка поначалу искренне верила. Она с энтузиазмом ездила в «просветительские» гастрольные туры по отдаленным республикам, ее, наряду с известными деятелями РАМПа (Ассоциации пролетарских музыкантов), включили в комиссию по отбору «правильного» репертуара для советской концертной эстрады. Согласно своим убеждениям Мария Гринберг выстраивает и личную жизнь, ее первый муж певец Петр Киричек (коротко пел в Большом театре, потом ушел на эстраду с исполнением народных и советских песен) был из шахтерской семьи, и недолгий союз с ним казался ей правильной пролетарской ячейкой общества.
После окончания консерватории Гринберг становится ассистентом в консерваторском классе Игумнова и солисткой Московской филармонии. В 1935-м она получает II премию на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (Ленинград), на 2 октября 1937 года заявлено ее выступление в Большом зале в серии концертов победителей музыкальных состязаний. Но, судя по рецензии в «Ленинградской правде» от 10.10.1937, вместо Марии Гринберг играл Моисей Хальфин (см. раздел «Пресса»). И это не было случайностью.
Год предполагаемого ленинградского дебюта окажется поворотным в судьбе пианистки, как, впрочем, и в жизни тысяч жителей страны. Сначала арестуют и приговорят к расстрелу ее второго мужа, польского поэта Станислава Станде. Затем расстреляют отца. Ближайшая родственница двух «врагов народа» чудом избежит высылки, но останется без жилья и работы. Новорожденную дочку Нику, так и не получившую фамилию отца, она растит в съёмном деревянном доме, сама колет дрова для растопки печи, стирает пеленки в колодезной воде. Ее увольняют из филармонии, ее имя исчезает из программок и афиш. Мария Гринберг с трудом устраивается концертмейстером в хореографическом коллективе, занимается с частными учениками.
Когда пианистка вернется на концертную сцену, некоторые рецензенты будут ставить ее в один ряд с именами Гилельса, Рихтера, Зака. Но, несмотря на это, ее исполнительская карьера окажется значительно скромнее. Гринберг практически не выпускали в заграничные туры, долгие годы не записывали на пластинки. В «оттепельные» 60-е годы она, наконец, дает концерты в Голландии, Польше, ГДР и Чехословакии. И везде ее принимают восторженно.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Большим событием в жизни Марии Гринберг станет запись всех сонат Бетховена на фирме «Мелодия». Она первой из советских музыкантов осуществит этот титанический замысел. Бетховена Мария Гринберг нередко играла и на сцене Большого и Малого залов Ленинградской филармонии. Но не только. В ее сольных программах были Бах, Скарлатти и Моцарт, Шопен, Шуман и Лист, Шуберт и Брамс, Куперен, Дебюсси и Равель, Метнер, Прокофьев и Шостакович.
На выступлениях Марии Гринберг с филармоническими оркестрами за пультом чаще всего стоял Курт Зандерлинг, с 1946 года и до отъезда дирижера в Германию в 1960-м они сыграют вместе 12 раз – концерты Бетховена, Моцарта, Шопена и Рахманинова, Симфонические вариации Франка. Среди других дирижеров, под управлением которых играет пианистка, – Николай Рабинович и Николай Аносов, Геннадий Рождественский и Арвид Янсонс, Эдуард Грикуров и Александр Гаук. В декабре 1954-го Гринберг солирует на гастролях Госоркестра под управлением Натана Рахлина.
Мария Гринберг в концерте 25 октября 1947 года. Дирижер Илья Мусин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мария Гринберг в концерте 14 ноября 1950 года. Дирижер Курт Зандерлинг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В концерте 22 декабря 1954 года. Дирижер Натан Рахлин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Как и в сольных программах, Бетховен занимает основное место в симфоническом репертуаре пианистки, в ее исполнении прозвучат все пять фортепианных концертов композитора. Концерт № 3 Мария Израилевна Гринберг сыграет с Заслуженным коллективом и Марисом Янсонсом на своем последнем выступлении в Большом зале 4 ноября 1975 года.
Последний концерт пианистки в Малом зале состоится 16 декабря 1977 года. Здесь Мария Гринберг играет каждый сезон – фортепианные квинтеты, квартеты и трио в ансамбле с квартетами имени Глазунова, имени Бородина, имени Комитаса, имени Бетховена, аккомпанирует певцу Сергею Яковенко. С 1950 года в зале имени Глинки проходит более сорока ее клавирабендов. В некоторые программы Мария Гринберг включает дуэтные пьесы (иногда в собственном переложении), которые исполняет с дочкой – пианисткой Никой Гринберг-Забавниковой (1937–2007). Дочка окончит Московскую консерваторию у Александра Гольденвейзера, будет работать в Центральной музыкальной школе, играть в ансамбле с мужем – скрипачом Николаем Забавниковым. 29 февраля 1972 года в Малом зале состоится совместный концерт Марии Гринберг и Ники Забавниковой: на вечере фортепианных дуэтов они исполнят Моцарта и Шуберта.
Малый зал филармонии, 2 апреля 1955 года. Солистки – Ника Гринберг и Мария Гринберг. Оркестр ЗКР, дирижер Арвид Янсонс.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Несмотря на отсутствие официальных званий и регалий, Мария Гринберг неизменно пользовалась огромным авторитетом у музыкантов. Литературовед Айзик Ингер вспоминал, что когда он задумал составить сборник материалов о пианистке, то реализовать его публикацию помогали Юрий Темирканов, Родион Щедрин, Иван Козловский. Гринберг-педагога ценили не только ее официальные студенты (с 60-х годов она работала в Гнесинском институте), но и молодые пианисты, которые, уже окончив консерваторию, готовились под ее руководством к выступлениям на конкурсах – Наум Штаркман, Сергей Доренский, у нее постоянно консультировались Роза Тамаркина, Рудольф Керер.
Сегодня большинство записей пианистки оцифрованы и лицензированы японскими фирмами.
О. Р.
Концерты
-
2 октября 1937
I концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)
Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов
В программе: Вивальди–Страдаль, Балакирев, Рубинштейн, Вивальди, Альбенис, Сарасате, Шуман, Массне, Брамс, Белый, Бах–Катуар, Перголези, Дулов, Пёниц, Вагнер, Григ
-
18 февраля 1941
5-й концерт цикла Бетховена
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБетховен. Музыка к балету «Творения Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5
-
1 июня 1946
8-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингБетховен. Увертюра к опере «Фиделио». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 3 «Героическая»
-
2 июня 1946
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергБах–Бузони. Прелюдия и фуга для органа. Шуберт–Лист. Семь песен в транскрипции для фортепиано. Вайнберг. «Детская тетрадь». Шуман. Симфонические этюды. Лист. Ноктюрн. Равель. Токката из сюиты «Гробница Куперена»
-
16 апреля 1947
7-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинМалер. Симфония № 1 «Титан». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. «Ученик чародея»
-
25 октября 1947
1-й концерт 5-го абонемента из произведений Рахманинова
Симфонический концерт
Дирижер – Илья МусинРахманинов. Фантазия «Утес». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
-
31 января 1949
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергБетховен. Соната № 14 «Лунная». Соната № 21 «Аврора». Соната № 8 «Патетическая». Соната № 23 «Аппассионата». Моцарт. Вариации на собственную тему. Брамс. Каприччио. Равель. Токката. Скарлатти. Соната
-
2 февраля 1949
4-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Симфоническая баллада «Воевода». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5
-
24 ноября 1949
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергШопен. Полонез. Мазурки. Ноктюрн соль минор. Вальс ми-бемоль мажор. Лист. Соната си минор
-
21 января 1950
Фортепианный вечер
Мария ГринбергБетховен. Соната № 6. Соната № 14 «Лунная». Соната № 21 «Аврора». Соната № 23 «Аппассионата»
-
4 марта 1950
(афиша)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергТанеев. Прелюдия и фуга. Шуман. Большая соната для фортепиано № 1. Рахманинов. Пять этюдов-картин. Лист. Испанская рапсодия
-
8 марта 1950
7-й концерт 4-го абонемента (афиша)
Сонатный вечер
Мария ГринбергБетховен. Соната для фортепиано № 13. Соната для фортепиано № 16. Соната для фортепиано № 28. Соната для фортепиано № 23 «Аппассионата»
-
13 мая 1950
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергБетховен. Соната № 13. Соната № 16. Соната № 17. Соната № 28. Соната № 6
-
19 октября 1950
Фортепианный вечер
Мария ГринбергМоцарт. Соната. Бах–Бузони. Прелюдия и фуга. Скарлатти. Пять сонат. Лист. Испанская рапсодия. Шуберт–Лист. Песни в транскрипции для фортепиано. Лист. Ноктюрн
-
22 октября 1950
1-й концерт 6-го абонемента
Фортепианный вечер
Мария ГринбергШопен. Полонез. Десять мазурок. Тарантелла. Два ноктюрна. Соната № 3
-
14 ноября 1950
2-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5
-
17 ноября 1950
Фортепианный вечер
Мария ГринбергЛист. Соната си минор. Бах–Лист. Прелюдия и фуга для органа ля минор. Вагнер–Лист. Фрагменты из драмы-мистерии «Парсифаль», оперы «Летучий Голландец» и муз. драмы «Тристан и Изольда». Лист. Две венгерские рапсодии. Ноктюрн. Шопен. «Блестящий вальс» № 1. Вальс № 3. Брамс. Каприччио
-
24 февраля 1951
4-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Франк. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром. Дворжак. Симфония № 6
-
12 октября 1951
(рукописная книга)
Фортепианный вечер
Мария ГринбергВивальди. Концерт для органа ре минор. Брамс. Шесть интермеццо. Вариации на тему каприса Паганини. Рахманинов. Девять прелюдий. Лист. «У родника» из цикла «Годы странствий I: Швейцария». «Сонет Петрарки» из цикла «Годы странствий II: Италия». Шуберт–Лист. «Отъезд» из сборника «Лебединая песня». «Баркарола»
-
14 октября 1951
1-й концерт 5-го абонемента
Фортепианный вечер
Мария ГринбергГлинка. Вариации на тему романса Алябьева «Соловей». Баркарола. Мазурка. Прокофьев. Соната № 2. Рахманинов. Девять прелюдий. Глазунов–Блюменфельд. Концертный вальс № 1