Персоны

Натан Перельман

1906–2002
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Натан Перельман

Биография

Перельман Натан Ефимович – пианист, педагог, просветитель.

Получив образование у прекрасных учителей – в Киевской консерватории у Феликса Блуменфельда и Генриха Нейгауза (1921–1924), а в Ленинградской – у Леонида Николаева (1925–1930), Натан Перельман создал собственную пианистическую школу. С 1937-го до 2001 года он работал в Ленинградской консерватории, где в 1977–1981 заведовал фортепианной кафедрой, а последние 20 лет был профессором-консультантом.

В многократно переиздававшейся книге Натана Перельмана «В классе рояля» (она была настольной для нескольких поколений музыкантов) опубликованы и его афористичные советы ученикам. Одному из таких советов Натан Ефимович и сам следовал всю жизнь: «Люби свое дело легко и весело».

Он был прекрасным рассказчиком и лектором. Вел передачи на радио, телевидении: с 1980-го до 1990 года на «5 канале» шел его цикл «Беседы у рояля», и такой долгий срок – 10 лет – для музыкальной программы – явление уникальное. Просветительство было его призванием, таким же, как и игра на рояле.

Фото: журнал "Музыкальная жизнь" № 11, 1963 год.

Натан Перельман выступал с концертами до 1996 года – в городах России, за рубежом – как солист и ансамблист.

С конца 1920-х сложился его устойчивый дуэт со скрипачом Мироном Полякиным. В ансамбле с ним пианист и дал свои первые четыре концерта в Большом зале. Он выступал здесь несколько раз в концерте класса Николаева, в смешанных программах, а 18 апреля 1931 года впервые играл с оркестром под управлением Фрица Штидри, исполнив ми-минорный концерт Шопена.

С Филармоническим оркестром Перельман будет периодически играть до 1959 года. Он исполнит Первый концерт Брамса и Первый Бетховена, двойной концерт Моцарта с Павлом Серебряковым. Среди дирижеров, с которыми пианист выходит на сцену, – Фриц Штидри, Борис Хайкин, Курт Зандерлинг, Николай Рабинович, Константин Иванов.


После открытия в 1949 году камерного филармонического зала – Малого зала имени Глинки, Натан Перельман чаще выступает там. С весны 1950-го и до октября 1989 года в Малом зале почти каждый сезон проходят его сольные концерты с увлекательными, изысканными программами. 25 сентября 1992 года Натан Ефимович принимает участие в программе нового формата – «Былое и думы. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Новое. Редкое. Забытое». В 1970-е пианист несколько раз солировал в концертах Оркестра старинной и современной музыки, в том числе под управлением  Мариса Янсонса.

Натан Перельман
Фото: Александр Крупнов. Хранится в библиотеке Филармонии.

Марис Янсонс дирижировал Заслуженным коллективом и 24 июня 1987 года: в тот вечер, после длительного перерыва и спустя более полувека с момента первого концерта с Филармоническим оркестром, 80-летний Натан Перельман играл в Большом зале два фортепианных концерта – № 23 Моцарта и № 1 Шопена.

И. Р.


Концерты

  • 18 ноября 1928

    1-й концерт 6-го утреннего абонемента

    Вечер скрипичной музыки
    Мирон Полякин

    Гендель. Соната ми мажор. Глазунов. Концерт ля минор. Бах. Чакона. Моцарт. Рондо. Бизе–Сарасате. Фантазия из оперы «Кармен»

  • 25 ноября 1928

    2-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Вечер скрипичной музыки
    Мирон Полякин

    Брамс. Скерцо до минор. Лало. Испанская симфония. Корнгольд. «Много шума из ничего». Дебюсси. Вальс. «Девушка с волосами цвета льна». Паганини. Каприс для скрипки соло № 24 ля минор

  • 19 января 1929

    Violinabend
    Мирон Полякин

    Бетховен. Соната № 9 «Крейцерова». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. «Ave Maria». Сентиментальный вальс. Серенада «Ты слышишь жаворонка трель». Музыкальный момент. Шимановский. Ноктюрн и Тарантелла

  • 4 марта 1930

    Violinabend
    Мирон Полякин

    В программе: Бетховен, Бах, Сен-Санс, Шоссон, Шимановский, Пальмгрен, Бизе–Сарасате

  • 25 марта 1930

    Концерт пианистов школы Леонида Николаева

    В программе: Лист, Лист-Бузони, Лист, Стравинский-Каменский, Шопен, Штраус-Годовский, Моцарт-Лист, Стравинский-Санто, Шостакович, Шопен

  • 6 апреля 1930

    Камерный концерт
    Василий Качалов, Мирон Полякин, Софья Преображенская, Петр Словцов, Натан Перельман

    В программе: Шопен, Перголези, Вагнер, Сен-Санс, Венявский, А. Толстой, Есенин, Балакирев, Глазунов, Владигеров, Римский-Корсаков, Направник, Л. Толстой

  • 12 мая 1930

    (анонс)

    Alto-Violin-abend
    Ф. И. Шафир

    (программа не указана)

  • 13 ноября 1930

    (анонс, рукописная книга)

    Violinabend
    Мирон Полякин

    Брамс. Соната № 1 соль мажор. Брух. Концерт № 1 соль минор. Бетховен. Романс. Моцарт. Рондо. Сук. Appassionato. Чайковский. Меланхолическая серенада. Вальс-скерцо. Паганини–Ауэр. Каприс № 24 ля минор

  • 11 февраля 1931

    (машинопись)

    Violinabend
    Мирон Полякин

    В программе: Григ, Лало, Гендель, Моцарт–Ауэр, Шуман, Юон, Мусоргский, Шимановский

  • 27 февраля 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    (программа не указана)

  • 18 марта 1931

    Культпоход завода «Электросила» (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Сборная программа

  • 18 апреля 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Фриц Штидри

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Шуберт. Симфония № 3

  • 5 октября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер

    (программа не указана)

  • 6 октября 1931

    (анонс)

    Вокальный вечер

    В программе: Бах, Вебер, Лист, Бизе, Бенедикт, Регер, Беллини, Беттинелли, Скотт–Крейслер, Хубай, Годовский, Фалья–Крейслер, Моцарт, Р. Штраус, Прох, Шапи

  • 10 ноября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Владимир Сливинский

    В программе: Танеев, Шуман (без указания произведений)

  • 15 ноября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Прощальный концерт Инес Теллини (Милан)

    (программа не указана)

  • 29 января 1932

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Гертруда Грдличка (Вена)

    Вебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок». Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 26 декабря 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Берлиоз. Увертюра «Король Лир». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 13 мая 1936

    (машинопись)

    Камерный концерт

    Бах. Токката, адажио и фуга. Четыре хоральные прелюдии. Токката и фуга. Витали. Чакона для скрипки с органом. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова»

  • 18 января 1938

    (программка с аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Лист. Мефисто-вальс. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»


ВИДЕО

Леонид Гаккель о своем учителе Натане Перельмане

Леонид Гаккель о своем учителе Натане Перельмане




Другие материалы

Илларион Певцов

Илларион Певцов

Актер 1879–1934
Иван Плешаков

Иван Плешаков

Бас 1888–1976

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»