Персоны

Вацлав Талих

1883–1961
Архив Чешской филармонии
Вацлав Талих

Биография

Талих Вацлав / Václav Talich – чешский дирижер и скрипач, педагог, основатель чешской дирижерской школы.

В октябре 1918-го, когда на улицах Праги громкие крики горожан приветствовали свершившееся отделение Чехии от Австро-Венгрии и провозглашение независимости, Вацлав Талих репетировал с Оркестром Чешской филармонии. В ответ на просьбу оркестрантов отпустить их, он сухо заметил, что революция вовсе не повод прерывать репетицию. Дебют Талиха в Праге состоится через несколько дней, 30 октября, и будет настолько успешен, что 35-летний дирижер тут же получит предложение возглавить главный оркестр Чехословакии. В программу своего первого выступления с оркестром Талих включил сочинение соотечественника – «Созревание» Йожефа Сука. Ориентир на национальную музыку дирижер сохранит и позднее, но в его репертуаре – и с Чешским филармоническим, и с другими коллективами, будет вся мировая классика.

К дирижированию Талих пришел не сразу. Окончив в 1903 году Пражскую консерваторию как скрипач, он поступил в Оркестр Берлинской филармонии, возглавляемой Артуром Никишем, – именно его харизматичная личность повлияет на решение молодого музыканта стать дирижером.

Впервые попробовать себя за пультом оркестра Талиху доведется в Одессе, куда музыкант попадет в 1904-м по совету врачей, рекомендовавших ему переехать в теплый климат. После короткого сотрудничества с Одесским оперным театром он два года работает в Тбилиси, а в 1908 году впервые получает свой собственный коллектив – только что созданный Филармонический оркестр Словении, которым руководит четыре года.

Одновременно, понимая необходимость получить профессиональное дирижерское образование, музыкант учится в Лейпцигской консерватории у Регера и Никиша. С 1912 года Талих три сезона дирижирует в Оперном театре в Пльзене, затем остается без дирижерской работы и три года играет на альте в Богемском квартете. Наконец в 1918-м Талих становится главным дирижером Чешского филармонического оркестра. Их сотрудничество продлится на долгие годы.

Под руководством Вацлава Талиха коллектив переживает расцвет, гастролирует по Европе, его признают одним из лучших оркестров своего времени. А сам Талих становится фактически первым чешским дирижером, завоевавшим мировую славу. Его приглашают в лучшие оркестры Германии и Австрии, в Италию и Бельгию, в страны Скандинавии и Англию, в сезоне 1926/1927 он занимает пост главного дирижера Шотландского национального оркестра, а в 1931–1934 возглавляет Стокгольмский симфонический оркестр.

В 1935 году Вацлав Талих становится главным дирижером Чешской национальной оперы. Как и в симфоническом репертуаре, здесь приоритетной для него остается чешская музыка – под его управлением проходят премьеры опер Яначека.

Дирижер с мировым именем, Талих, несомненно, имел возможность эмигрировать накануне войны, но предпочел остаться со своим коллективом. Талих руководит театром вплоть до его закрытия оккупационными германскими властями. А после войны его обвиняют в сотрудничестве с нацистами. Месяц он проводит в тюрьме. Талиху запрещают руководить Чешским филармоническим оркестром, в 1946-м он создает Пражский камерный оркестр из студентов консерватории, но через два года руководству консерватории советуют найти другого дирижера или распустить коллектив. Пражский камерный оркестр будет вновь собран уже после смерти Талиха. А сам дирижер в 1948 году переезжает в Братиславу, где до 1952-го руководит Словацким филармоническим оркестром.

В конце концов заслуги Вацлава Талиха были признаны и новыми властями: с 1952-го он снова записывается с Оркестром Чешской филармонии, а в 1957-м Социалистическая Чехословакия присваивает ему звание народного артиста ЧССР. Дарственная надпись оркестру Ленинградской филармонии
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Пик славы музыканта приходится на 1920–1930-е годы. Тогда же в его обширных гастрольных маршрутах появляются и города СССР. В феврале–марте 1932-го Вацлав Талих впервые дирижирует в Большом зале Ленинградским филармоническим оркестром. В трех программах его концертов – симфонии Франка, Брамса (№ 3), Брукнера (№ 2), Ноктюрны Дебюсси и «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, Concerto grosso Вивальди, «Прометей» Бетховена, «Испанская симфония» Лало и концерты Моцарта – солируют Мирон Полякин, Мария Юдина, Михаил Рейсон.

20 февраля Вацлав Талих, воодушевленный работой с оркестром, оставляет запись в «Золотой книге»:

«Радостные дни совместной творческой работы позади. Перед своим отъездом считаю приятным долгом выразить дорогому оркестру Ленинградской филармонии мою самую искреннюю благодарность. Для меня всегда будет большой радостью музицировать со столь вдохновенными и преданными артистами.
До свиданья!
20 февраля 1932
Вацлав Талих».

Ровно через год, в 1933-м, дирижер вновь выступает в Большом зале: с 6 февраля по 11 марта он дает шесть концертов. Под его управлением звучат симфонии Бетховена (№ 9), Брамса (№ 4), Малера (№ 9), Чайковского (№№ 5 и 6), премьера Романтической симфонии Половинкина, Concerto grosso Генделя и Траурная масонская музыка Моцарта. Завершение гастролей, анонсированное как «последний концерт Вацлава Талиха» (такая формулировка применялась только по отношению к самым знаменитым музыкантам), состоялось 13 марта 1933 года: в этот вечер Филармонический оркестр под управлением чешского маэстро играл Пятую симфонию Чайковского и «Петрушку» Стравинского.

Концерт действительно оказался последним, больше в Ленинградской филармонии Талих не выступал.

И. Р.


Концерты

  • 14 февраля 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Вивальди. Concerto grosso. Дебюсси. Два ноктюрна. Лало. Испанская симфония. Франк. Симфония ре минор

  • 19 февраля 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Бетховен. Музыка из балета «Творения Прометея». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром. Брукнер. Симфония № 2

  • 4 марта 1932

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Брамс. Симфония № 3

  • 6 февраля 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Масонская траурная музыка. Бетховен. Симфония № 9

  • 9 февраля 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Гендель. Concerto grosso. Малер. Симфония № 9

  • 21 февраля 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Половинкин. Романтическая симфония. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 9 марта 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Брамс. Вариации на тему Гайдна. Концерт для скрипки и виолончели с оркестром. Симфония № 4

  • 11 марта 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Вацлав Талих (Прага)

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 13 марта 1933

    Последний концерт Вацлава Талиха (Прага)

    Чайковский. Симфония № 5. Стравинский. «Петрушка»



Вацлав Талих

Вацлав Талих

Дирижер 20 февраля 1932



Другие материалы

Инес Теллини

Инес Теллини

Сопрано 1896–1985
Владимир Преображенский

Владимир Преображенский

Артист балета 1912–1981

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»