Персоны

Леонид Вивьен

1887–1966
Фото из книги "Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог", 1988 г.
Леонид Вивьен

Биография

Вивьен Леонид Сергеевич – режиссер, актер, педагог, многолетний художественный руководитель Ленинградского театра драмы имени Пушкина (Александринского).

В старинном французском роду Вивьен де Шатобрен, перебравшемся сначала в Польшу, а затем в Россию, были драматурги, живописцы. Из шестерых братьев отца Леонида Вивьена двое связали жизнь с искусством: один был хормейстером, другой – драматическим актером. Сам отец будущего режиссера служил инженером в Воронеже и увлечения сына театром не поддержал. По его настоянию Леонид после окончания воронежской гимназии поступил в Политехнический институт в Петербурге.

Оказавшись в столице империи, Вивьен с увлечением погружается в музыкальную и театральную жизнь. Позднее, вспоминая те годы, Леонид Сергеевич напишет о визитах в Мариинский театр, о поездках в Петергоф, где «играл оркестр Гуго Варлиха» (то есть, Придворный, будущий Филармонический оркестр), но главное внимание, разумеется, уделит драматическим спектаклям, которые он посещал между утренними лекциями в институте и ночной работой-практикой в Василеостровском трамвайном парке. В 1910-м Вивьен оканчивает курс инженера-мостостроевца, однако диплом защищать не приходит, отправившись вместо этого поступать в Театральное училище. С 1913-го он посещает и мастерскую Всеволода Мейерхольда: в его спектакле «Маскарад» юный Вивьен де Шатобрен играет в массовой сцене Пьеро. Позднее он получит в мейерхольдовском «Маскараде» роль князя Звездича и, при возобновлении спектакля, Арбенина, а уже в конце жизни напишет:

«Очень бы мне хотелось поставить также ‘’Маскарад’’. Наверное потому, что эта драма Лермонтова часть истории нашего театра и часть моей собственной жизни. Великолепный мейерхольдовский спектакль возобновлялся несколько раз. Сейчас нужно поставить пьесу иначе, ибо каждому времени – свое. Очевидно, нужна и новая музыка – лучше всего Шостаковича, – трагическая, беспокойная...»

Замкнуть этот круг не удастся, свой «Маскарад» режиссер поставить не успеет.

А пока молодой актер вливается в знаменитый коллектив императорской Александринки и совсем скоро начинает играть главные роли – Хлестакова, Карандышева, Глумова. Сразу же обозначатся и другие линии его жизни: Вивьен ассистирует Владимиру Давыдову в Театральном училище, здесь же начинает ставить спектакли. В апреле 1916-го он читает в Театральном училище лекцию «О школьной педагогии сценического искусства». Корреспондент «Петроградского листка» не без иронии отмечает:

«Характерно, что В. А. Теляковский [директор Императорских театров] рекомендовал быть на этой лекции всем режиссерам Александринского театра, между тем как лекторами выступали сценические “младенцы”, лишь недавно сошедшие со школьной скамьи».

Ценят Вивьена и при новой власти: в 1918-м в Петрограде по распоряжению Анатолия Луначарского открывается Школа актерского мастерства (ныне – Санкт-Петербургская академия театрального искусства), и Леонида Вивьена сразу назначают ее ректором.

Студенты Вивьена обожают. Когда в 1919-м он по доносу (не понравилась уже отброшенная к этому времени часть фамилии «де Шатобрен») попадет в застенки ЧК, ученики собирают деньги на передачи, обивают пороги учреждений. Помогло, впрочем, не это. А личное распоряжение Ленина разобраться в вопросе с Вивьеном!

В 1928-м Леонид Вивьен становится основателем Театра актерского мастерства, в труппу которого вошли его ученики – Василий Меркурьев, Юрий Толубеев. С ними Вивьен продолжит работать в Акдраме, бывшем Александринском, будущем Театре драмы им. Пушкина, где в 1936 году займет место главного режиссера, а с 1938-го станет художественным руководителем. Этот пост Леонид Сергеевич сохранит до конца жизни. Каждый его спектакль становился событием – будь то чеховские «Чайка» и «Дядя Ваня» или гоголевский «Ревизор», булгаковский «Бег» или пушкинские «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» …

В предисловии к книге о режиссере театровед Вера Иванова писала:

«Личной тайной Вивьена казалось и его умение быть активным участником, сотоварищем, соперником в текущем театральном процессе и при этом нести на себе ореол давней эпохи – оставаться учеником и партнером великих артистов прошлого: М. Г. Савиной, К. А. Варламова, В. Н. Давыдова. Вивьен всегда воспринимался живым воплощением традиций Александринки, как привычно называют в городе Академический театр драмы им. А. С. Пушкина».

«Личным секретом» было и умение создать команду. Вивьен не был режиссером-диктатором, в центре его театра всегда оставался актер. Николай Симонов и Николай Черкасов, Юрий Толубеев и Василий Меркурьев, Александр Борисов и Бруно Фрейндлих, Ольга Казико и Лидия Штыкан… – их имена знала вся страна, но всех их называли артистами «вивьеновской труппы».

Артисты этой труппы часто появлялись в филармонических вечерах. И в Большом зале, и в Концертном зале Новосибирска, где Театр им. Пушкина и коллектив Филармонии пережидали военные годы. Сам Леонид Сергеевич Вивьен вышел на сцену Большого зала лишь один раз: в 1932 году он выступил здесь вместе со своей женой, актрисой Евгенией Вольф-Израэль, и старожилом Александринского театра Борисом Горин-Горяйновым.

О. Р.


Концерты

  • 7 января 1932

    (анонс)

    Сборный концерт
    С участием Филармонического оркестра, артистов Академических театров и эстрады

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборная программа




Другие материалы

Исайя Браудо

Исайя Браудо

Орган 1896–1970
Иван Кедров

Иван Кедров

Артист оперетты 1904–1971

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»