Персоны
Леонид Вивьен
Биография
Вивьен Леонид Сергеевич – режиссер, актер, педагог, многолетний художественный руководитель Ленинградского театра драмы имени Пушкина (Александринского).
В старинном французском роду Вивьен де Шатобрен, перебравшемся сначала в Польшу, а затем в Россию, были драматурги, живописцы. Из шестерых братьев отца Леонида Вивьена двое связали жизнь с искусством: один был хормейстером, другой – драматическим актером. Сам отец будущего режиссера служил инженером в Воронеже и увлечения сына театром не поддержал. По его настоянию Леонид после окончания воронежской гимназии поступил в Политехнический институт в Петербурге.
Оказавшись в столице империи, Вивьен с увлечением погружается в музыкальную и театральную жизнь. Позднее, вспоминая те годы, Леонид Сергеевич напишет о визитах в Мариинский театр, о поездках в Петергоф, где «играл оркестр Гуго Варлиха» (то есть, Придворный, будущий Филармонический оркестр), но главное внимание, разумеется, уделит драматическим спектаклям, которые он посещал между утренними лекциями в институте и ночной работой-практикой в Василеостровском трамвайном парке. В 1910-м Вивьен оканчивает курс инженера-мостостроевца, однако диплом защищать не приходит, отправившись вместо этого поступать в Театральное училище. С 1913-го он посещает и мастерскую Всеволода Мейерхольда: в его спектакле «Маскарад» юный Вивьен де Шатобрен играет в массовой сцене Пьеро. Позднее он получит в мейерхольдовском «Маскараде» роль князя Звездича и, при возобновлении спектакля, Арбенина, а уже в конце жизни напишет:
«Очень бы мне хотелось поставить также ‘’Маскарад’’. Наверное потому, что эта драма Лермонтова часть истории нашего театра и часть моей собственной жизни. Великолепный мейерхольдовский спектакль возобновлялся несколько раз. Сейчас нужно поставить пьесу иначе, ибо каждому времени – свое. Очевидно, нужна и новая музыка – лучше всего Шостаковича, – трагическая, беспокойная...»
Замкнуть этот круг не удастся, свой «Маскарад» режиссер поставить не успеет.
А пока молодой актер вливается в знаменитый коллектив императорской Александринки и совсем скоро начинает играть главные роли – Хлестакова, Карандышева, Глумова. Сразу же обозначатся и другие линии его жизни: Вивьен ассистирует Владимиру Давыдову в Театральном училище, здесь же начинает ставить спектакли. В апреле 1916-го он читает в Театральном училище лекцию «О школьной педагогии сценического искусства». Корреспондент «Петроградского листка» не без иронии отмечает:
«Характерно, что В. А. Теляковский [директор Императорских театров] рекомендовал быть на этой лекции всем режиссерам Александринского театра, между тем как лекторами выступали сценические “младенцы”, лишь недавно сошедшие со школьной скамьи».
Ценят Вивьена и при новой власти: в 1918-м в Петрограде по распоряжению Анатолия Луначарского открывается Школа актерского мастерства (ныне – Санкт-Петербургская академия театрального искусства), и Леонида Вивьена сразу назначают ее ректором.
Студенты Вивьена обожают. Когда в 1919-м он по доносу (не понравилась уже отброшенная к этому времени часть фамилии «де Шатобрен») попадет в застенки ЧК, ученики собирают деньги на передачи, обивают пороги учреждений. Помогло, впрочем, не это. А личное распоряжение Ленина разобраться в вопросе с Вивьеном!
В 1928-м Леонид Вивьен становится основателем Театра актерского мастерства, в труппу которого вошли его ученики – Василий Меркурьев, Юрий Толубеев. С ними Вивьен продолжит работать в Акдраме, бывшем Александринском, будущем Театре драмы им. Пушкина, где в 1936 году займет место главного режиссера, а с 1938-го станет художественным руководителем. Этот пост Леонид Сергеевич сохранит до конца жизни. Каждый его спектакль становился событием – будь то чеховские «Чайка» и «Дядя Ваня» или гоголевский «Ревизор», булгаковский «Бег» или пушкинские «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» …
В предисловии к книге о режиссере театровед Вера Иванова писала:
«Личной тайной Вивьена казалось и его умение быть активным участником, сотоварищем, соперником в текущем театральном процессе и при этом нести на себе ореол давней эпохи – оставаться учеником и партнером великих артистов прошлого: М. Г. Савиной, К. А. Варламова, В. Н. Давыдова. Вивьен всегда воспринимался живым воплощением традиций Александринки, как привычно называют в городе Академический театр драмы им. А. С. Пушкина».
«Личным секретом» было и умение создать команду. Вивьен не был режиссером-диктатором, в центре его театра всегда оставался актер. Николай Симонов и Николай Черкасов, Юрий Толубеев и Василий Меркурьев, Александр Борисов и Бруно Фрейндлих, Ольга Казико и Лидия Штыкан… – их имена знала вся страна, но всех их называли артистами «вивьеновской труппы».
Артисты этой труппы часто появлялись в филармонических вечерах. И в Большом зале, и в Концертном зале Новосибирска, где Театр им. Пушкина и коллектив Филармонии пережидали военные годы. Сам Леонид Сергеевич Вивьен вышел на сцену Большого зала лишь один раз: в 1932 году он выступил здесь вместе со своей женой, актрисой Евгенией Вольф-Израэль, и старожилом Александринского театра Борисом Горин-Горяйновым.
О. Р.
Концерты
-
7 января 1932
(анонс)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Академических театров и эстрадыВагнер. Увертюра «Фауст». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборная программа