Персоны
Гуго Варлих
Биография
Варлих Гуго Иванович (Hugo Johann Christian Andreas Wahrlich) – скрипач и альтист, в 1888–1917 капельмейстер Придворного/Государственного оркестра.
Родился в немецком Касселе в чешской семье. Рано начал заниматься музыкой, в 1874 годy получил место первой скрипки Мангеймской оперы. В российскую столицу музыкант попал в конце 1870-х во время гастролей, и остался здесь навсегда. Играл в струнных квартетах, свел знакомство с петербургскими музыкантами, среди которых было немало немцев. Один из них – первый капельмейстер Придворного оркестра Герман Карлович Флиге (1825–1907), тоже недавно обосновавшийся в Петербурге. В 1888 году к нему в помощники поступает Гуго Варлих. Для службы в Придворном оркестре надо было непременно быть подданным Российской империи. Так Гуго Иоганн Кристиан Андреас Варлих становится Гуго Ивановичем. Позже он перейдет из протестантской веры в православную, получит при крещении имя Андрей и фамилию Правдин (буквальный перевод с немецкого фамилии Wahrlich – правдиво). Новой фамилией он не воспользуется. А имя пригодится во время Первой мировой войны, когда все немецкое преследовалось не только на государственном, но и на бытовом уровне.
Никто, впрочем, не предполагал такого развития событий, когда Варлих начал службу в Придворном оркестре. Все чаще он подменяет престарелого Флиге во время ответственных выступлений. В 1902 году Придворный оркестр получает право давать публичные концерты, и Варлих дирижирует ежегодными циклами «Оркестровые собрания музыкальных новостей», «Исторические концерты для учащейся молодежи». Гуго Варлих и Рикардо Дриго (дирижер балетной труппы Мариинского театра) в парадной форме капельмейстера
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Кроме того, он ведет летние сезоны в Нижнем парке Петергофа, делает обработки популярной симфонической музыки для духового состава Придворного оркестра и даже сам пишет в честь Великого Князя Алексея Николаевича марш «Наследник цесаревич». Придворный оркестр исполняет этот марш 29 декабря 1913 года в Круглом зале Александровского дворца в Царском Cеле.
Гуго Варлих и Духовой оркестр Придворного музыкантского хора, Петергоф, предп. первая половина 1890-х годов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Гуго Варлих и Роговой оркестр Придворного музыкантского хора, Царское село, апрель 1896 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Как ни удивительно, именно под управлением Гуго Варлиха нынешний филармонический оркестр, в современной дискографии которого насчитываются сотни наименований, начал свою историю записи на пластинки. В 1903 году старейшая в мире компания «Колумбия Фонограф» (ныне – Columbia Records) записала несколько граммофонных пластинок Придворного оркестра. На них – Марш Олоферна из оперы «Юдифь» Серова, оркестровая версия пьесы «Грезы» Роберта Шумана и Вальс композитора Эрика Мейера-Гельмунда, музыка которого не оставила следа в истории, но, вероятно, была популярна в тот бальный сезон. Дирижировал оркестром на этих записях именно Гуго Иванович Варлих. Пластинка 1903 года
25 октября 1907 года, после смерти Флиге, Варлих становится единственным капельмейстером Придворного оркестра, в январе 1910 получает чин старшего капельмейстера. В 1913 году младшим капельмейстером назначен скрипач Придворного оркестра Эраст Евстафьевич Беллинг. С этого времени работа между капельмейстерами распределяется равномерно, нередко в афише одного концерта их имена стоят рядом.
Чествование Варлиха по случаю 25-летия его службы в Оркестре. 1 мая 1913 г.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эта традиция сохранится и после Февральской революции 1917 года, когда Придворный оркестр станет Государственным.
В новом статусе оркестр продолжает знакомить публику с музыкальными новинками. Когда-то, 19 января 1909 года, именно Варлих с Придворным оркестром исполнил российскую премьеру «Поэмы экстаза» Скрябина. Теперь, 29 апреля и 6 мая 1917 года, Государственный оркестр дает в Зале Певческой капеллы цикл из двух концертов, «посвященный произведениям современных русских композиторов». Под управлением Гуго Варлиха в них впервые прозвучат новые сочинения Андрея Пащенко, Юрия Шапорина, Александра Житомирского, Максимилиана Штейнберга и Юлии Вейсберг.
Патриотический подъем, обусловленный войной России с Германией, определяет и программную политику оркестра. Он играет музыку союзников, но чаще – русских композиторов. Варлих дирижирует циклом «Четыре исторических концерта русской симфонической музыки». Глинку, Бородина, Чайковского, Балакирева включает и в циклы «Летних народных концертов» с Государственным симфоническим оркестром. Народные концерты Варлих дает и с Государственным духовым оркестром, входившим прежде в состав Придворного. С 18 июня по 13 августа 1917 года их будет семь – два в Саду Аничкова дворца, пять – в зале Певческой капеллы (программа 2-го не обнаружена), в двух последних программах к Варлиху присоединяется Эраст Беллинг.
За пультом симфонического оркестра Гуго Варлих стоит уже не как первый капельмейстер. 15 мая 1917 года директором и главным дирижером оркестра становится Сергей Кусевицкий. Вскоре 64-летнего капельмейстера отправят в отставку: приказ об увольнении бывшего коллежского советника Гуго Ивановича Варлиха будет подписан 1 июня 1918 года.
Из состава коллектива уйдет и духовой оркестр. С ним и другими красноармейскими ансамблями Петрограда Варлих работает до смерти в 1922 году. Современники утверждали, что музыканты-красноармейцы любили своего руководителя не меньше, чем оркестранты бывшего придворного симфонического оркестра, в котором он прослужил 30 лет.