Персоны
Николай Манасевич

Биография
Манасевич Николай Тобиевич – скрипач, альтист.
Николай-Оскар Манасевич родился 16 декабря 1882 года в Петербурге в польско-немецкой семье директора банка. В 1902 году окончил Петербургскую консерваторию в классе профессора Леопольда Ауэра. Тогда же поступил в Придворный оркестр, с которым пережил две революции, преобразование оркестра в Государственный, а потом и в Филармонический. Параллельно, с 1909-го по 1923 год, преподавал в Петербургской-Петроградской консерватории скрипку и альт.
Уже в первом сезоне 1921/1922 Николай Манасевич несколько раз выступил в концертах Академического квинтета Филармонии: принял участие в исполнении секстета «Воспоминание о Флоренции» Чайковского в Большом и Малом залах. Локация Малого зала тогда менялась. Поначалу он располагался в зале Капеллы, которая недолго входила в состав филармонии. Здесь с участием Манасевича прошли вечера, посвященные камерной музыке Бетховена (июль, 1921) и Моцарта (декабрь 1921). С весны 1922 года Малый зал открыли в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала. На этой площадке с музыкантами Филармонического оркестра и солистами Мариинского театра Николай Манасевич выступит дважды – на вечере современной музыки 22 мая 1922 года и в камерной программе 2 февраля 1923 года.
Спустя две недели в Большом зале пройдет необычный вечер. Его формат анонсирует специально созданная по этому случаю «Юбилейная комиссия»:
В субботу, 17-го Февраля 1923 года, в экстренном юбилейном симфоническом концерте Петроградской Государственной Академической Филармонии, под управлением А. К. Глазунова и Эмиля Купера, при участии Ирины Миклашевской, состоится публичное чествование артистов оркестра Филармонии: Заветновского В. А., Михайлова Н. Е., Манасевича Н. Т., Тарасенкова Г. Г., Борисова Д. Д., Майера Г. Г. , Левшина Д. П., Морозова Я. П., Кухолева И. З., Амосова Г. И., Николаева В. Ф., Гришина А. Т., Афанасьева Ф. М., Артемьева Л. Е., Петрова Е. А. [фамилия вставлена штампом], Васильева А. Г., Ефимова Ф. П., прослуживших в оркестре свыше 20 лет и отдавших свои таланты, силы и лучшие годы на служение музыкальному искусству в его самой высокой и сложной области – музыке симфонической.
Анонс 6 февраля 1923 года на 17 февраля.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Всем 17-ти музыкантам было присвоено звание «Герой труда Филармонии» и повышен оклад. Но в том же 1923 году по ходатайству директора консерватории Александра Константиновича Глазунова Николай Манасевич был командирован Особым комитетом заграничных артистических турне и художественных выставок при ВЦИКе за рубеж. Он осел в Швеции, выступал в камерных ансамблях, в том числе с виолончелистом Евгением Петровым (тоже «Героем труда»), с которым играл и в филармонии, писал и подбирал музыку для кино, работая в кинематографическом центре в Упсале. В СССР Манасевич не вернулся, но до самой смерти в январе 1932 года отказывался от статуса эмигранта, продолжая получать визы в Советском консульстве в Стокгольме.
Оставшись с детьми без средств к существованию, жена Манасевича вернулась в Советскую Россию, в ту самую квартиру, где жила с семьей с 1918 года. Случай свел нас с внуком Николая Тобиевича – инженером-конструктором Федором Константиновичем Манасевичем, который остался в родовом гнезде и сохранил немало ценных материальных свидетельств жизни своего деда и его окружения.
Квартира эта располагается в доме на углу канала Грибоедова и Чебоксарского переулка. В 1883 году дом перешел от Конюшенного ведомства к Придворному оркестру. Здесь разместили музыкантов, здесь же в семикомнатной квартире поселился с семьей начальник оркестра – барон, полковник Константин Карлович Штакельберг. В 1917-м он навсегда покинул Россию и уехал в Эстонию, а в 1918-м квартиру предоставили артисту Государственного оркестра, профессору Петроградской консерватории Николаю Манасевичу. К 1925 году жилище стало коммунальным, лишь в 2005-м соседям удалось добиться разъединения на три небольших отдельных квартиры. В одной из них и живет внук альтиста Федор Манасевич.
В общем холле, потолок которого сохранил кирпичные стрельчатые своды, Федор Константинович, сберегая память о деде и самом музыкальном доме, устроил музейную экспозицию.
Александр Глазунов Николаю Манасевичу, 8 декабря 1912 года.
В ней – портреты с дарственными надписями Артура Никиша, Александра Глазунова, солиста Его Императорского Величества виолончелиста Александра Вержбиловича, старшего капельмейстера Придворного оркестра Гуго Варлиха(1910 и 1913 годы) и его младшего коллеги – капельмейстера Эраста Беллинга.
В экспозицию вошли и фотографии, привезенные уже из Швеции – самого Николая Манасевича и Квартета имени Глазунова, гастролировавшего в Стокгольме: на их фото подпись каждого квартетиста и дата – 9/Х.29. Можно лишь представить радость встречи недавних коллег.
Квартет имени Глазунова – Николаю Манасевичу. Стокгольм, 9 октября 1929 года.
Николай Тобиевич Манасевич. Швеция, конец 1920-х годов.
«Живет» в квартире и небольшой шифоньер, в котором прежний хозяин хранил партитуры и собственные рукописи. Среди них – рукопись мазурки для скрипки и фортепиано, сочиненной в качестве курсовой работы в 1900 году студентом II курса Николаем Манасевичем.
Прошло больше ста лет, и в 2024-м мазурку разучили, исполнили и записали скрипач Заслуженного коллектива Дмитрий Петров и его жена пианистка Дарья Шапошникова. Эта запись теперь доступна на персональной странице Николая Манасевича в электронной энциклопедии, посвященной истории Петербургской филармонии. Доступна и экскурсия, которую Федор Константинович Манасевич провел для нас в доме, откуда начиналась история Придворного / Филармонического оркестра.
И. Р.
Список нот, принадлежавших Николаю Манасевичу и переданных в библиотеку Филармонии его внуком Фёдором Манасевичем:
 - 03.jpg)
Концерты
-
21 июля 1921
Малый зал, бывший зал Хоровой Академии (рукопись)
Академический квинтет Государственной филармонии
Бетховен. Струнный квартет № 6. Струнный квинтет № 2. Вариации на тему В. Мюллера. Струнный квартет № 16
-
25 ноября 1921
Малый зал, бывший зал Хоровой Академии
Цикл камерных произведений Моцарта
В ознаменование 130-летия со дня смерти композитора
(5 концертов: 18, 22, 25, 29 ноября, 2 декабря)Моцарт. Струнный квартет № 16. Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор. Струнный квинтет № 4
-
13 декабря 1921
Малый зал, бывший зал Хоровой Академии
Цикл из камерных произведений Чайковского
(2 концерта: 9 и 13 декабря)Чайковский. Струнный квартет № 3. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»
-
18 мая 1922
Бетховенское фойе (машинопись)
Вечера современной музыки
В программе: Прокофьев, Стравинский, Лурье
-
21 мая 1922
Камерный концерт
ЧайковскийЧайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»
-
2 февраля 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
В программе: Бетховен, Брамс, Тюйе (без указания произведений)