Персоны

Мстислав Ростропович

1927–2007
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мстислав Ростропович

Биография

Ростропович Мстислав Леопольдович – виолончелист и дирижер.

Мстислав Ростропович в Большом зале филармонии в день концерта 26 октября 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Если бы Ростропович не стал великим музыкантом, он бы мог стать великим политиком, например, или адвокатом (в старом, дореволюционном смысле слова, защитником), экспертом по интерьерному искусству и живописи (коллекция Ростроповича–Вишневской – предмет зависти специалистов), министром культуры (он умел организовывать, поддерживать, вдохновлять)… Он безошибочно чувствовал талантливых людей, был фантастически открыт для общения – и с гениями, и с простыми смертными. Его не подвергавшееся обсуждению требование обращаться к себе только по имени – Слава, вне зависимости от статуса и возраста, ставило в тупик многих, но одновременно сразу же разрушало барьер в общении. Люди были для него – человечеством, и это человечество Ростропович принимал в свои объятия.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Был он, несомненно, гражданином мира. Но мир, в котором родился Слава, предлагал ему другие правила. Не то чтобы он их не понимал. Скорее не совмещался с ними. Потому делал много неверных, с точки зрения власти даже вредных, шагов. Например, в 1969-м приютил на их с Галиной Вишневской подмосковной даче опального Солженицына, с которым был едва знаком. Результат – лишение в 1978 году советского гражданства, всех званий, полное отсутствие в культурном пространстве СССР (вплоть до вымарывания из энциклопедических справочников). Сюда он вернется в 1991-м, примчится в августовскую Москву на защиту Белого дома, чтобы отстоять демократию, и будет счастлив победе – бурно войдет в жизнь новой России, начнет играть, дирижировать, ставить новые оперы, организовывать фестивали. Он – великий волонтер (даже слово это в России в те годы еще не было известно, в обиход оно войдет позже). Поддерживает, устраивает, помогает – юным дарованиям и больным детям, друзьям и совсем незнакомым людям. Впрочем, незнакомых людей для него нет, все они – то самое человечество, которое он так любит.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Поступки Ростроповича мотивированы, кажется, не гражданской позицией, а эстетическим чувством прекрасного, а значит, и проживать свою судьбу нужно красиво. Он любит всё совершенное. У него великие друзья-музыканты – Шостакович, Бриттен, Рихтер, он влюбляется в красивых и талантливых женщин, но любит одну – Галину Вишневскую, он играет великую музыку – даже если ее авторы совсем не обласканы властью. На своем дебютном выступлении в Большом зале Ленинградской филармонии 16 марта 1947 года он исполняет Симфоническую арию для виолончели с оркестром Гавриила Попова – того самого, с которым Шостакович играл на этой же сцене под управлением Николая Малько в 1927 году концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром и который после исполнения здесь в 1935-м Первой симфонии будет признан «законченным типом формалиста, оторванного от современной советской действительности». Такой дебют Ростроповича – словно знак в его судьбе.

Концерт в Малом зале филармонии 12 апреля 1953 года: Мстислав Ростропович, Квартет Ленинградской филармонии, М. Курбатов (контрабас), М. Карандашова (фортепиано).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Ленинград он приезжает как лауреат I премии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (1947), после оркестрового дебюта играет в концертах лауреатов фестиваля в октябре 1947 года. Это уже его вторая победа – в 1945-м студент Московской консерватории по классу Семена Козолупова Мстислав Ростропович становится обладателем золотой медали Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1945).

Музыка у него в крови, а первые учителя – родители: отец – Леопольд Витольдович, виолончелист, пианист и композитор, воспитанник Петербургской консерватории (учителя – Вержбилович и Есипова), мама – Софья Николаевна Федотова, выпускница фортепианного класса Игумнова в Московской консерватории. В середине 1920-х они приехали преподавать в Баку, где родился и вырос их сын. Затем была учеба у отца в московской Школе имени Гнесиных (семья перебралась в столицу) и в училище при консерватории, которое оканчивал в Оренбурге, куда Ростроповичей эвакуировали во время войны. В консерваторию он поступил в 1943-м в класс петербургского однокашника Леопольда Витольдовича, а ныне московского профессора Семена Козолупова – такова последняя воля отца, который умер в 1942-м. В консерватории 16-летний студент учится на двух факультетах – исполнительском и композиторском. Сочиняет он с детства, под присмотром отца, а здесь занимается по композиции у Шебалина, а по инструментовке у Шостаковича. С ним сразу же складываются особые отношения, но именно Шостакович становится причиной того, что композицию ученик бросает: услышав в 1943 году на репетиции Восьмую симфонию, Ростропович принимает решение музыку больше не писать. Его исполнительские успехи позволяют ректорату перевести студента со второго сразу же на пятый курс, а конкурсные победы (следующая I премия ждет его в 1949-м в Праге на Конкурсе виолончелистов имени Гануша Вигана) приносят раннее международное признание.

Дальнейшая жизнь артиста развивается стремительно. Лучшие оркестры, залы, дирижеры… Премии, звания, награды… Главные композиторы эпохи – Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Мессиан – посвящают ему свои сочинения. Он исполняет их по всему миру и в разных городах СССР на бесконечных гастролях.

Часто играет Ростропович и в Ленинградской филармонии – в Большом и Малом залах. В Большом впервые исполняет посвященные ему концерт № 1 Шостаковича (4 и 6.10.1959), дирижирует Мравинский; сочинения Бриттена – Сонату для виолончели и фортепиано в ансамбле с автором (13.03.1963), под его же управлением – симфонию для виолончели с оркестром (16.03.1964); играет премьеры Хачатуряна, Глазунова, написанных для него концертов Любомира Пипкова, Анри Соге (все в 1964-м), Хренникова (1966), Бориса Тищенко (1966). Среди других первых исполнений – сочинения для виолончели с оркестром Респиги, Элгара, Блоха, Бориса Чайковского и важнейшая из премьер – Концертино для виолончели с оркестром Прокофьева.

Мстислав Ростропович в концерте 18 февраля 1961 года. Оркестр ЗКР, дирижер Натан Рахлин.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Прокофьева и Ростроповича разделяют 36 лет – не одно поколение. Но когда композитор в конце 1940-х берется за переделку своего виолончельного концерта, написанного в 1938 году, то именно Ростропович, едва перешагнувший рубеж 20-летия, становится его главным соратником в работе: концерт перерастает в новое сочинение, посвященное Ростроповичу, – Симфонию-концерт, ор. 125. Премьеру Ростропович сыграет уже после смерти Прокофьева в 1954 году в Копенгагене, а затем и в России. Тогда же запишет сочинение под управлением Курта Зандерлинга, а в феврале 1956-го Симфонию-концерт музыканты исполнят в Большом зале Ленинградской филармонии. Другое сочинение – Концертино для виолончели с оркестром, начатое Прокофьевым незадолго до ухода и так и не завершенное (не дописана I часть и едва начат финал), еще более тесно связано с Ростроповичем. Он, забыв о своем обещании не сочинять музыку, дописывает Концертино в клавире, а оркестровую партитуру делает Дмитрий Кабалевский. Ленинградская премьера проходит 18 и 19 февраля 1961 года под управлением Натана Рахлина.

В концерте 18 января 1997 года. Оркестр ЗКР, дирижер Юрий Темирканов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Ростропович играет жадно, много. Играет современников и классику: Вариации рококо Чайковского, концерты Шумана, Дворжака – он был непревзойденным его исполнителем еще со времен Пражского конкурса 1949 года. В Большом зале проходят его сольные с оркестром вечера. Только зимой 1964-го их три: 4 января – Глазунов (концерт-баллада), Чайковский (рококо), Мясковский (концерт), Хачатурян (концерт-рапсодия); 7 февраля – концерты Дворжака, Шумана и двойной Брамса с Борисом Гутниковым; 18 февраля – вечер французских концертов – Лало, Онеггера, Сен-Санса, Соге (он дирижирует). Но этого музыканту мало, он играет не только концерты с оркестром, но и оркестровые соло – в «Дон Кихоте» Рихарда Штрауса (1964, 1966).

Именно на первую половину 1960-х приходится большая часть концертов Ростроповича в Ленинграде: с 1961 по 1966 годы он заведует кафедрой Ленинградской консерватории, и это одновременно с преподавательской работой в Москве, где музыкант тоже заведует кафедрой. Со студентами он занимается так же, как живет – в полную силу, с интересом и восторгом, не столько учит, сколько музицирует. Совместное музицирование – воздух, которым Ростропович дышит. В Малом зале в марте 1960 года концерт дают московские студенты и аспиранты профессора Ростроповича, а в Большом зале 9 мая 1966-го проходит творческий вечер Оркестра ленинградского клуба виолончелистов. Ростропович создает Клуб при Дворце искусств Станиславского (Доме актера) и собирает в оркестр виолончелистов-энтузиастов со всего города и, конечно, своих ленинградских студентов.

В этих концертах участвует и жена Ростроповича – великая Галина Вишневская. Впервые они вместе выступают в Малом зале 8 марта 1958 года: Вишневская поет арию из Бразильской Бахианы № 5 Вила-Лобоса в сопровождении восьми виолончелей, одна из них – Ростропович. В других концертах он аккомпанирует певице на фортепиано: Ростропович – чуткий пианист-ансамблист. Первая полнометражная ленинградская программа состоится 27 мая 1961 года в Большом зале, в ней будут исполнены романсы Даргомыжского, вокальные циклы Прокофьева (Пять стихотворений Анны Ахматовой и «Гадкий утенок»), «Песни и пляски смерти» Мусоргского и ленинградская премьера «Сатир» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича на тексты Саши Черного. Музыканты исполнят «Сатиры» еще несколько раз в Малом зале на творческих вечерах композитора. После одного из них, 28 апреля 1964 года, они оба оставляют в программке свои автографы. В Малом зале 17 февраля 1966 года впервые звучит вокальный цикл Бриттена «Эхо поэта» на стихи Пушкина, посвященный Вишневской и Ростроповичу.

Камерное музицирование – еще одна его страсть. Ростропович играет в ансамбле с Вайманом, Серебряковым, Квартетом имени Танеева. Чрезвычайными музыкальными событиями становятся сонатные вечера Ростроповича и Рихтера 13 мая 1953-го, 6 и 8 июня 1958-го (Бетховен, Брамс, Григ), их выступления на вечере памяти Прокофьева 26 марта 1953 года и на авторском концерте Мясковского 11 января 1957-го.

В мае 1966 года Ростропович играет своей последний концерт в Малом зале (больше он здесь выступать не будет) и вечер виолончельных концертов с Заслуженном коллективом под управлением Игоря Блажкова в Большом зале. Следующее его выступление состоится лишь 18 апреля 1971 года на «Днях английского музыкального искусства в СССР» – с Лондонским симфоническим оркестром Ростропович исполнит посвященную ему симфонию для виолончели с оркестром Бенджамина Бриттена под управлением автора (в концерте также солируют Святослав Рихтер и Питер Пирс).

На 30 и 31 марта 1974 года Ленинградская филармония анонсирует концерты Заслуженного коллектива с Ростроповичем и Мравинским. Они не состоятся. 29 марта из СССР выдворяют Солженицына. Поддерживавших его Ростроповича и Вишневскую отпускают в длительную командировку за границу – подальше от глаз. Еще через четыре года лишают гражданства. Газета «Известие» в номере от 16 марта 1978 года публикует материал под заголовком «Идейные перерожденцы». Ее стоит прочитать полностью:

«Выехавшие несколько лет назад в зарубежную поездку М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976–1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций.

Формально оставаясь гражданами Советского Союза, Ростропович и Вишневская, по существу, стали идейными перерожденцами, ведущими деятельность, направленную против Советского Союза, советского народа. Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года ‘’О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик’’ за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую».

Для музыкантов это был страшный удар, Вишневская пишет письма Брежневу с требованием открытого суда. Гражданство им вернет Михаил Горбачев в 1990-м, и Ростропович сразу же приезжает в СССР (пока еще) с концертами. 16 и 17 февраля 1990 года он выступает в Большом зале с Национальным симфоническим оркестром США: играет концерт Дворжака, дирижирует симфониями важных в его судьбе композиторов – Шостаковича (№ 8) и Прокофьева (№ 5), знакомит публику с новой американской музыкой. Пост художественного руководителя и главного дирижера вашингтонского коллектива Мстислав Ростропович получает в 1977-м и руководит им до 1994 года. Период жизни в изгнании становится одновременно и расцветом международной славы музыканта – гастроли, международные премии, звания почетного доктора престижнейших университетов и музыкальных академий, государственные награды Франции и Италии, Дании и Швеции, Испании и Бельгии, Венесуэлы и Эквадора. Титул «Человек года» он получает во Франции, Великобритании, Германии, США.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Национальным симфоническим оркестром США он исполняет и записывает много русской музыки, всегда ощущая себя ее посланником. Их второй приезд в Большой зал теперь уже Петербургской филармонии состоится осенью 1993 года. В программах вновь Шостакович – симфония № 9, Первый фортепианный концерт с Игнатом Солженицыным, и Прокофьев – кантата «Александр Невский». Есть и петербургские премьеры – сочинение молодого американца Августа Рид Томаса и симфония № 4 Альфреда Шнитке, посвященная Мстиславу Ростроповичу и его оркестру. В этот приезд американские музыканты дают под управлением Ростроповича первый в истории концерт на Красной площади в Москве: после победы демократии, ставшей значительнейшим событием в личной жизни Ростроповича, он сближается с лидерами демократического движения – первым мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, первым президентом России Борисом Ельциным. Под патронатом Ельцина в Петербурге 29 и 30 мая 1994 года проходит благотворительная акция «Поможем соотечественникам»: в БКЗ «Октябрьский» Заслуженный коллектив под управлением Ростроповича играет Чайковского, гонорар музыкантов и сбор от концертов идет на строительство жилья для военных пенсионеров, оказавшихся к моменту распада СССР в странах Балтии. Благотворительным становится и сольный концерт Мстислава Ростроповича в Большом зале в феврале 1995-го: и он, и пианист Игорь Урьяш перечисляют гонорар «На устройство Пушкинского Дома».

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, 1996 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В этот период Ростропович работает в Петербурге интенсивно, словно наверстывая упущенные годы. В июле 1997-го дирижирует концертом памяти Раисы Горбачевой, программами, посвященными великим виолончелистам прошлого, в которых играют большие виолончелисты настоящего. Он собирает их на Всемирный конгресс виолончелистов (продолжение идеи 1960-х – Клуба виолончелистов), заключительный концерт которого проходит 7 июля под девизом «С днем рождения, Слава. Празднование 70-летия Мстислава Ростроповича».

Последние концерты музыканта пройдут в Петербургской филармонии в сентябре 1998 года. Это будет Мост культуры: Россия – Япония, с так подходящим для Ростроповича названием – «От сердца к сердцу». Он выступит с Новым японским филармоническим оркестром: 18 сентября будет дирижировать вместе с Сейджи Озавой Военным реквиемом Бриттена, 19 сентября под управлением японского маэстро будет играть оркестровое соло в «Дон Кихоте» Рихарда Штрауса и Концерт Дворжака для виолончели с оркестром.

Сейджи Озава и Мстислав Ростропоивч, 19 сентября 1998 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но главным делом Ростроповича в эти годы станут концерты, посвященные 90-летию Шостаковича. 12 и 14 сентября 1996-го под его управлением в Большом зале состоится концертное исполнение оперы «Леди Макбет Мценского уезда», а зимой 1997-го он проводит грандиозный Фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича.

Концертное исполнение оперы Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", 12 сентября 1996 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фестиваль открывает Заслуженный коллектив и Юрий Темирканов, первый виолончельный концерт исполняет Ростропович. За месяц с небольшим состоится 9 концертов, Ростропович участвует в каждом. В камерных программах играет сонату ор. 40 с Игорем Урьяшем, Трио памяти Соллертинского – с Виктором Третьяковым и Игорем Урьяшем (24.01), струнные квартеты № 2 и № 8 – с Гидоном Кремером, Татьяной Гринденко и Юрием Башметом (7.02). Под управлением Ростроповича Заслуженный коллектив исполняет симфонии № 1 (21.01), № 13 (31.01), № 10 (4.02), № 12 (12.02), № 5 (15.02) и № 11 – на закрытии 22 февраля. Звучат и фрагменты из «Леди Макбет Мценского уезда». Для Ростроповича было важным представить именно первую редакцию оперы, с триумфом прошедшей почти 200 раз в 1934–1935 на сцене Ленинградского Малого оперного (Михайловского) театра и в Театре Немировича-Данченко в Москве, а уже 28 января 1936 года заклейменной в статье «Сумбур вместо музыки». Ростропович знал, чего стоила Шостаковичу эта статья в газете «Правда». Знал он и на собственном опыте, что значит подвергаться гонениям в своей стране. И этот фестиваль стал для него приношением великому современнику, с которым его свела судьба во времени и пространстве.

Концерт 24 января 1997 года в Большом зале. Виктор Третьяков, Игорь Урьяш и Мстислав Ростропович перед выходом на сцену.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Критика 1990-х, впрочем, тоже была беспощадной. Ростроповича ругали за собранные на скорую руку исполнения, упрекали за то, что игра его стала лишь отблеском былого совершенства. Рецензенты были молоды, а в стране наступила свобода мнений и высказываний, та самая, за которую Ростропович всю жизнь боролся. Как виолончелист он больше почти не выступал, редкими стали и его дирижерские концерты. Но никакие критические статьи (даже если втайне ты был согласен с некоторыми их тезисами) не могли умалить масштаба личности большого музыканта, его невероятного, обаятельного таланта, разрушавшего барьеры и объединявшего вокруг Славы Ростроповича лучших людей эпохи.

Во время репетиций «Леди Макбет» в «Золотой книге» появилась запись:

«Что может быть более волнующее и великое, чем город Святого Петра и филармония гениального Дмитрия.
Всегда Ваши
Галина Вишневская
Мстислав Ростропович
4.IX.96».

И. Р.


Концерты

  • 16 марта 1947

    5-й концерт 4-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марк Паверман

    Скрябин. Симфония № 2. Попов. Симфоническая ария для виолончели с оркестром. Глинка. «Арагонская хота»

  • 12 апреля 1947

    6-й концерт 5-го абонемента из произведений Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»

  • 14 октября 1947

    (рукописная книга)

    Концерт лауреатов конкурса на Всемирном фестивале Демократической молодежи
    (Прага, весна 1947 г.)

    В программе: Бах–Зилоти, Чайковский, Рахманинов, Бородин–Козолупов, Прокофьев, Ростропович, Ибер, Поппер, Бах, Манн, Гедике, Сметана, Паганини, Сен-Санс, Равель, Прокофьев, Брамс, Стравинский

  • 16 октября 1947

    Концерт лауреатов конкурса на Всемирном фестивале Демократической молодежи
    (Прага, июль 1947 г.)

    В программе: Витали–Шарлье, Гендель, Бетховен, Бизе–Сарасате, Бах, Манн, Шуман, Шопен, Григ, Дворжак, Ибер, Р. Штраус, Кассадо

  • 26 октября 1947

    1-й концерт 6-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Столлер

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 5

  • 17 ноября 1948

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 4

  • 7 апреля 1952

    Авторский концерт Рейнгольда Глиэра

    Глиэр. Увертюра «Ферганский праздник». Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Сюита из балета «Тарас Бульба»

  • 28 апреля 1954

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дворжак (к 50-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового света». Концерт для виолончели с оркестром. Два славянских танца

  • 4 мая 1954

    (повторение программы 28 апреля)

    Симфонический концерт
    Дворжак (к 50-летию со дня смерти)
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового света». Концерт для виолончели с оркестром. Два славянских танца

  • 3 ноября 1955

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордже Джорджеску (Румыния)

    Брамс. Симфония № 1. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 5 ноября 1955

    (повторение программы 3 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордже Джорджеску (Румыния)

    Брамс. Симфония № 1. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 1 февраля 1956

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Рахманинов. Симфония № 1

  • 2 февраля 1956

    (повторение программы 1 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Рахманинов. Симфония № 1

  • 12 января 1957

    3-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 25 мая 1957

    7-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Лондон)

    Э. Элгар. Интродукция и аллегро для струнного квартета и оркестра. Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 26 мая 1957

    (повторение программы 25 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Лондон)

    Э. Элгар. Интродукция и аллегро для струнного квартета и оркестра. Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 7

  • 15 января 1958

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Вайнберг. Концерт для виолончели с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Хиндемит. «Симфонические метаморфозы тем Вебера»

  • 16 января 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Хиндемит. «Симфонические метаморфозы тем Вебера»

  • 18 марта 1959

    5-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бриттен. «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов», вариации и фуга на тему Пёрселла. Онеггер. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 2

  • 19 марта 1959

    (повтор программы 18 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бриттен. «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных музыкантов», вариации и фуга на тему Пёрселла. Онеггер. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 2



Мстислав Ростропович

Мстислав Ростропович

Виолончель 4 сентября 1996



Другие материалы

Сара Ротбаум

Сара Ротбаум

Актриса 1899–1970
Марина Дранишникова

Марина Дранишникова

Фортепиано 1929–1994

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»