Персоны
Марина Дранишникова
Биография
Дранишникова Марина Владимировна – пианистка, композитор.
Марина Дранишникова в детстве.
Источник изображения: doublereed.ru
Отец Марины Дранишниковой – знаменитый дирижер Владимир Дранишников – в Большом зале филармонии выступал с первых сезонов. Возможно, Марина еще успела побывать на его концертах: отец умер, когда ей было десять, к тому времени талантливая девочка уже училась в музыкальной школе. Вместе с матерью, поэтессой Варварой Вольтман-Спасской, они переживут блокаду, каждая занимаясь своим делом: мать писала стихи, упоминая в них занятия дочери за роялем:
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
...Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
Источник изображения: doublereed.ru
Воспоминания о юной Дранишниковой можно найти в книге «Россия распятая» (АСТ, 2017) художника Ильи Глазунова:
"Рядом с Академией на Второй линии Васильевского острова жила Марина Дранишникова, удивительно талантливое музыкальное явление. Пишу – явление, потому что в Марине переплелись для меня воедино чудо музыки, глубокий трагизм её судьбы, созвучной и неуловимыми нитями связанной с миром музыкальных образов Скрябина и Рахманинова. Сколько раз, входя в мрачный колодец старого петербургского двора, мощённого булыжником, поднимаясь по стоптанным каменным ступеням бывшего наёмного дома, я уже был захвачен могучим прибоем музыки — она вырывалась из узкого ущелья двора и рассыпалась в бездонной неяркой синеве ленинградской весны. Это означало, что Марина дома… Она играет без конца. Я никогда не слышал лучшего исполнения Скрябина! Её зрачки, как две планеты, то озарены пожаром, то затихают в тёмных провалах глаз. Часами слушаешь, забывая о времени. Марина своим побледневшим лицом и огромными глазами, обращёнными словно внутрь себя, становится похожей на врубелевскую ‘’Музу’’. Она не просто исполнитель, она – творец, подчиняющий себе могучую музыкальную стихию».
«Темные провалы глаз» и огоньки в них Илья Глазунов запечатлел на портретах Дранишниковой.
Илья Глазунов. Два портрета Марины Дранишниковой, 1954 и 1956 годы.
В школе-десятилетке Марина учится и как композитор у Сергея Яковлевича Вольфензона. В отчетном концерте в Большом зале в апреле 1947 года ее «Былину» для двух роялей вместе с автором исполняет одноклассница Инна Войцехович. Консерваторию, а затем и аспирантуру (1961) Дранишникова окончит уже как пианистка в классе Надежды Голубовской. Она продолжит композиторскую и исполнительскую карьеру, но большого успеха не достигнет. Самым известным ее сочинением останется опус, написанный в школьные годы. Это «Поэма для гобоя и фортепиано», которую Дранишникова сочинила специально для Владимира Курлина – соученика по десятилетке, будущего знаменитого гобоиста, солиста Филармонического оркестра (ЗКР). Поэму Курлин исполнял на Международном конкурсе в Праге, Концертом Дранишниковой для гобоя с оркестром оканчивал консерваторию, но в Филармонии ее сочинения никогда не играл.
Сама Марина Владимировна Дранишникова появится на сцене Большого зала спустя долгие-долгие годы в скромной роли концертмейстера в концерте к юбилею Народной филармонии Выборгского ДК в мае 1986 года.
О. Р.
Концерты
-
27 апреля 1947 (днем)
(рукописная книга с пометкой: «Аренда помещений»)
Концерт музыкальной Школы-десятилетки
В программе: Майкапар, Шостакович, Гайдн, Чайковский, Лядов, Прокофьев, Шопен–Глазунов, Дранишникова, Кюи, Хачатурян, Римский-Корсаков, Шопен, Паганини–Вильгельми, Скрябин, Глазунов, Сен-Санс, Корелли