Персоны
Исаак Левитин
Биография
Левитин Исаак Леонтьевич – альтист, педагог, концертмейстер группы альтов Заслуженного коллектива в 1937–1954.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Уроженец Архангельска, Исаак Левитин начинал играть на скрипке в ансамбле местного кинотеатра, в ноябре 1919-го поступил полковым музыкантом в Белую армию, но уже с февраля будущего года до мая 1922-го играл в оркестре 134-й стрелковой дивизии Красной армии.
В 1925 году Левитин окончил скрипичный класс Ленинградской консерватории у профессора Коргуева, но, как и все скрипачи его времени, прекрасно владел альтом, которому и отдал предпочтение. В 1937 году он возглавил альтовую кафедру Ленинградской консерватории и руководил ею до конца своей недолгой жизни, воспитав целую плеяду прекрасных музыкантов, среди которых был Юрий Крамаров.
В Филармонии Исаак Левитин начал выступать в составе струнных квартетов еще будучи солистом оркестра Малого театра оперы и балета (1925–1937): в декабре 1929 года – в Малом зале (располагался тогда в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ), в 1935-м – в Большом зале.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В ансамблях он будет играть и позднее, уже как концертмейстер альтовой группы Заслуженного коллектива – в Большом зале, на камерных площадках (Капелла, консерваторский Зал имени Глазунова) и в Новосибирске, куда Филармония эвакуировалась во время войны. В эвакуации Левитин участвует в исполнении «Прибауток» Стравинского под управлением Курта Зандерлинга, в Новосибирске начинает выступать с оркестром и как солист, исполнив несколько раз с Ильей Шпильбергом Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром под управлением Евгения Мравинского. Играли музыканты Концертную симфонию Моцарта и после возвращения в Ленинград, в том числе на последнем сольном выступлении Левитина в Большом зале 25 января 1950 года.
Исаак Левитин в концерте 9 июня 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
9 июня 1948 года с оркестром под управлением Николая Аносова Левитин солировал на ленинградской премьере Альтового концерта Хандошкина: это сочинение оказалось подделкой блестящего мастера музыкальных мистификаций Михаила Гольдштейна, но в течение нескольких десятилетий оно было невероятно популярным в репертуаре альтистов.
После войны Исаак Левитин принимает участие в баховских программах Исайи Браудо – на сцене Большого зала, а потом и Малого зала имени Глинки, где альтист в 1949–1953 несколько раз выступает также с Квартетом имени Глазунова.
И. Р.
Использована информация из личного дела Исаака Левитина, предоставленная архивом Филармонии.
Концерты
-
19 ноября 1935
3-й концерт 3-го абонемента (фотокопия)
Симфонический концерт
Гайдн. Струнный квартет. Кантата «Ариадна на Наксосе». Моцарт. Соната для двух фортепиано. Квинтет для гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано
-
17 декабря 1935
8-й концерт 3-го абонемента (афиша)
Исторические концерты
ШубертШуберт. Струнный квартет № 9. Песни. Фортепианный квинтет «Форель»
-
17 апреля 1936
22-й концерт 3-го абонемента (машинопись)
Камерный концерт
Брунс. Квартет. Дзержинский. «Белорусская молодежная». Рязанов. Три песни из цикла «Короткие песни». Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано
-
6 декабря 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
Рязанов. Струнный квартет. Народные песни (в обработке Рязанова и Юдина). Шуберт. Фортепианный квинтет «Форель»
-
9 декабря 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 2. Танеев. «Рождение арфы». Рахманинов. Сюита для двух роялей № 2
-
2 февраля 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
Бородин. Струнный квартет № 2. «Фальшивая нота». «Для берегов отчизны дальной». «Морская царевна». «Арабская мелодия». «Серенада четырех кавалеров одной даме». Балакирев. «Эй, ухнем». «Сосна». «Введи меня, о ночь, тайком». «Слышу ли голос твой». «Приди ко мне». «Испанская серенада». Восточная фантазия «Исламей»
-
6 февраля 1937
5-й концерт 4-го абонемента. Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Камерный концерт
БетховенБетховен. Струнный квартет № 6. Песни. Соната для скрипки и фортепиано № 5 «Весенняя»
-
15 марта 1939
(пригласительный билет, содержит программу)
Творческий показ отдельных групп Симфонического оркестра Филармонии в порядке соцсоревнования, посвященного XVIII партсъезду
В программе: Бах, Гендель, Экклз, Моцарт, Шуман, Римский-Корсаков, Бёме, Лядов, Прокофьев, Каливода
-
29 марта 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского
В программе: Чайковский
-
6 апреля 1941
(программка с составом оркестра)
Творческий самоотчет артистов Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии
В программе: Бёме, Цабель, Бах, Шуман, Гендель, Глиэр, Вебер, Марчелло, Хренников, Римский-Корсаков, Палиашвили, Кулау, Щелоков, Гале, Вивальди, Прокофьев, Мендельсон
-
23 апреля 1941
6-й концерт цикла Чайковского
Камерный концерт
Чайковский. Струнный квартет № 3. Романсы. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»
-
6 декабря 1941
К 150-летию со дня смерти композитора (программка)
Симфонический концерт
Моцарт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Симфония № 41 «Юпитер»
-
10 мая 1942
(рукопись Зингера, программа)
Творческий самоотчет артистов оркестра
Концерт, посвященный первомайскому соревнованиюВ программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский
-
17 октября 1942
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
10 мая 1943
(повторение программы 10 мая 1942 года, рукопись Е. М. Зингера, г. Новосибирск)
Творческий самоотчёт артистов оркестра
В программе: Бах, Доницетти, Власов, Глазунов, Капорале, Фельцман, Бетховен, Пуньяни–Крейслер, Моцарт, Мусоргский, Мендельсон, Чайковский
-
22 мая 1943
Симфонический концерт
Дирижер – Курт ЗандерлингЧайковский. Серенада для струнного оркестра. Сметана. «Влтава» из цикла «Моя родина». Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная». Стравинский. «Прибаутки». «Маленькая сюита»
-
4 марта 1944
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
30 марта 1944
Вечер камерной музыки
Бетховен. Септет для струнных и духовых ми-бемоль мажор. Песни. Шуберт. Песни. Шуберт. Фортепианный квинтет «Форель»
-
15 июля 1944
Прощальный концерт для железнодорожников Новосибирского и Инского узлов и управления Томской железной дороги
Григ. Фрагменты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Марш из музыки к пьесе «Сигурд Юрсальфар». Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита № 2 из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (программа II отделения не указана)
-
22 июля 1944
(пригласительный билет)
Прощальный концерт Заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской филармонии
Для постоянных слушателей Новосибирска перед возвращением в ЛенинградБрукнер. I часть симфонии № 7. Шостакович. II часть симфонии № 5. Моцарт. II часть концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром. Чайковский. IV часть симфонии № 5