Персоны
Лазарь Шифман
Биография
Шифман Лазарь Ефимович – альтист.
Биографию музыканта удалось восстановить благодаря статье Илья Лиснянского, внучатого племянника Лазаря Ефимовича, написанную по материалам семейных архивов. Отсюда мы узнаем, что родился Шифман в Рыбинске, по совету местной учительницы музыки отправился в Петербург, где поступил в консерваторский класс самого Леопольда Ауэра. Впрочем, Ауэр вскоре покинет страну, диплом Лазарь Шифман получит в 1921 году уже как студент Николая Манасевича, музыканта Придворного, а затем и Филармонического оркестра (он тоже вскоре эмигрирует из Советской России).
Отучившись, Шифман на некоторое время едет в Череповец, где работает в Показательном симфоническом оркестре Губполитпросвета, вскоре возвращается в Петроград, в период НЭПа его обвинят в финансовых махинациях и отправят на несколько лет на Соловки, правда, свой срок он отбывает не на лесоповале, а в музбригаде. На дальнейшей биографии музыканта это не скажется, видимо, потому что статья была не политическая.
С начала 1930-х Лазарь Шифман устраивается в оркестр Малого оперного (Михайловского) театра, в семейном архиве его потомков хранятся меткие эпиграммы, шуточные и поздравительные стихи, посвященные дирижерам Самуилу Самосуду, Исайю Шерману, Александру Когану, певцу Борису Гефту и многим другим коллегам по МАЛЕГОТу, и, кстати, постоянным участникам филармонической афиши. Сам Лазарь Ефимович выступал в Большом зале филармонии вместе с Квартетом им. Ауэра, где играл партию альта с момента воссоздания квартета в 1929 году.
В программах Филармонии Квартет им. Ауэра появлялся с 1932 года, однако состав его в программках обычно не расписан, и сложно сказать, во всех ли концертах принимал участие Лазарь Шифман. Точно известно, что он играл здесь 13 марта 1936 года, когда ансамбль исполнил в Большом зале Первый квартет Чайковского.
В 1939-м Шифман уходит из Малого оперного театра и становится преподавателем Государственной музыкальной школы им. Римского-Корсакова. Это определяет его военную судьбу: МАЛЕГОТ уезжает в эвакуацию, школа продолжает работать в городе в период блокады.
Фамилия Шифмана не раз встречается в блокадном дневнике скрипача Льва Маргулиса («Человек из оркестра». СПб.: Лениздат, 2013). Вместе они играют в квартете, собранном из оставшихся в Ленинграде музыкантов: выступают в госпиталях, дают «шефские концерты» на разных площадках, пытаясь получить лишний паек. По свидетельству Маргулиса, весной 1942-го Шифман был настолько слаб, что не мог сам нести альт до места работы.
Сам Маргулис устроится во время войны в оркестр Радиокомитета, будущий Симфонический оркестр филармонии (АСО), станет участником легендарной ленинградской премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Здесь с мая 1943-го некоторое время служит и Шифман, а значит, он неоднократно играет и в Большом зале – всё военное время оркестр Карла Элиасберга оставался основным коллективом филармонических программ. С 1945-го Лазарь Шифман выходит на эту сцену уже как музыкант оркестра Евгения Мравинского: до 1948 года он работает в группе альтов в Филармоническом оркестре ЗКР.
Последнее десятилетие своей жизни Лазарь Ефимович Шифман связал с преподаванием. Работал в музыкальной школе Дзержинского района (ныне – ДШИ им. Рахманинова), где вел класс скрипки.
О. Р.