Персоны

Лазарь Шифман

1896–1963
Фото из архива семьи Шифман-Лисянских, публикуется с разрешения владельцев.
Лазарь Шифман

Биография

Шифман Лазарь Ефимович – альтист.

Биографию музыканта удалось восстановить благодаря статье Илья Лиснянского, внучатого племянника Лазаря Ефимовича, написанную по материалам семейных архивов. Отсюда мы узнаем, что родился Шифман в Рыбинске, по совету местной учительницы музыки отправился в Петербург, где поступил в консерваторский класс самого Леопольда Ауэра. Впрочем, Ауэр вскоре покинет страну, диплом Лазарь Шифман получит в 1921 году уже как студент Николая Манасевича, музыканта Придворного, а затем и Филармонического оркестра (он тоже вскоре эмигрирует из Советской России).

Отучившись, Шифман на некоторое время едет в Череповец, где работает в Показательном симфоническом оркестре Губполитпросвета, вскоре возвращается в Петроград, в период НЭПа его обвинят в финансовых махинациях и отправят на несколько лет на Соловки, правда, свой срок он отбывает не на лесоповале, а в музбригаде. На дальнейшей биографии музыканта это не скажется, видимо, потому что статья была не политическая.

С начала 1930-х Лазарь Шифман устраивается в оркестр Малого оперного (Михайловского) театра, в семейном архиве его потомков хранятся меткие эпиграммы, шуточные и поздравительные стихи, посвященные дирижерам Самуилу Самосуду, Исайю Шерману, Александру Когану, певцу  Борису Гефту и многим другим коллегам по МАЛЕГОТу, и, кстати, постоянным участникам филармонической афиши. Сам Лазарь Ефимович выступал в Большом зале филармонии вместе с Квартетом им. Ауэра, где играл партию альта с момента воссоздания квартета в 1929 году.

В программах Филармонии Квартет им. Ауэра появлялся с 1932 года, однако состав его в программках обычно не расписан, и сложно сказать, во всех ли концертах принимал участие Лазарь Шифман. Точно известно, что он играл здесь 13 марта 1936 года, когда ансамбль исполнил в Большом зале Первый квартет Чайковского.

В 1939-м Шифман уходит из Малого оперного театра и становится преподавателем Государственной музыкальной школы им. Римского-Корсакова. Это определяет его военную судьбу: МАЛЕГОТ уезжает в эвакуацию, школа продолжает работать в городе в период блокады.

Фамилия Шифмана не раз встречается в блокадном дневнике скрипача Льва Маргулиса («Человек из оркестра». СПб.: Лениздат, 2013). Вместе они играют в квартете, собранном из оставшихся в Ленинграде музыкантов: выступают в госпиталях, дают «шефские концерты» на разных площадках, пытаясь получить лишний паек. По свидетельству Маргулиса, весной 1942-го Шифман был настолько слаб, что не мог сам нести альт до места работы.

Сам Маргулис устроится во время войны в оркестр Радиокомитета, будущий Симфонический оркестр филармонии (АСО), станет участником легендарной ленинградской премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Здесь с мая 1943-го некоторое время служит и Шифман, а значит, он неоднократно играет и в Большом зале – всё военное время оркестр Карла Элиасберга оставался основным коллективом филармонических программ. С 1945-го Лазарь Шифман выходит на эту сцену уже как музыкант оркестра Евгения Мравинского: до 1948 года он работает в группе альтов в Филармоническом оркестре ЗКР.  

Последнее десятилетие своей жизни Лазарь Ефимович Шифман связал с преподаванием. Работал в музыкальной школе Дзержинского района (ныне – ДШИ им. Рахманинова), где вел класс скрипки.

О. Р.




Другие материалы

Исаак Левитин

Исаак Левитин

Альт 1901–1954
Квартет имени Ауэра

Квартет имени Ауэра

Камерный ансамбль 1929–1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»