Персоны
Квартет имени Ауэра
Биография
Квартет имени Ауэра – струнный квартет, созданный в 1929 году при Ленинградском обществе камерной музыки.
Имя скрипача Леопольда Ауэра, профессора Петербургской консерватории, знаменитого педагога, солиста и ансамблиста, носил Квартет, организованный еще в дореволюционном Петербурге. Основателем и первой скрипкой ансамбля был Иосиф Борисович Пиастро, ученик Ауэра, впоследствии эмигрировавший в США. В консерваторском классе Леопольда Ауэра учился и Иосиф Антонович Лесман – организатор возрожденного в 1929 году коллектива.
В 1931 году ансамблю присвоили статус Государственного квартета и обеспечили инструментами старинных мастеров из Государственной коллекции (т. е. реквизированных после революции). В довоенный период Квартет гастролировал по стране, выступал на разных ленинградских площадках.
Приглашала музыкантов и Филармония. Своего стационарного камерного зала у Филармонии долгие годы не было, и камерные концерты устраивались в нынешнем Бетховенском фойе БЗФ (в 1921–1931 это был официальный Малый зал), позже в Капелле и в консерваторском Зале имени Глазунова. В филармоническом архиве существуют лишь отрывочные сведения о камерных сезонах. Но среди сохранившихся программ есть информация о трех концертах Квартета имени Ауэра в феврале 1930 года в Малом зале филармонии (Бетховенское фойе), и об участии ансамбля в концертах в Зале Глазунова в 1939 и в 1940 годах.
В 1932–1939 Квартет выступил и в семи сборных программах Большого зала филармонии. Но имена музыкантов коллектива почти никогда не указывались.
В разные годы в ансамбле играли Иосиф Лесман (первая скрипка, в 1935-м был сослан в Алма-Ату), Михаил Рейсон (вторая, а затем – первая скрипка), Вениамин Шер – с момента основания он играл в Квартете на альте, на конкурсе 1938 года был за пультом первой скрипки, Александр С. Пергамент – вторая скрипка, Лазарь Шифман – альт, Иосиф Лившиц и Эммануил Фишман – виолончель.
Но, вероятно, ни один состав Квартета не был стабильным. По крайней мере, на единственном концерте в Большом зале, где были указаны участники ансамбля, в Квартете имени Ауэра, кроме Рейсона (первая скрипка) и Шифмана (альт) играли Исаак Вакс (вторая скрипка, позднее – основатель киевского Квартета имени Вильома) и Оскар Кузнец (виолончелист оркестра Театра им. Кирова/Мариинского), причем постоянный виолончелист ансамбля Фишман тоже участвовал в программе с сольными пьесами, но за пульт Квартета по неизвестной причине в тот раз не сел.
В 1938 году Квартет имени Ауэра участвовал во Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов, но получил лишь почетный диплом, уступив призовые места Квартету имени Комитаса, Квартету ГАБТа и Квартету имени Глиэра.
К началу войны деятельность ансамбля прервалась и больше не возобновлялась.
О. Р.
Концерты
-
6 февраля 1930
(анонс)
Квартет имени профессора Ауэра
I концертВ программе: Бетховен, Шуман, Танеев (без указания произведений)
-
13 февраля 1930
(анонс)
Квартет имени профессора Ауэра
II концертВ программе: Бетховен, Шуман, Танеев (без указания произведений)
-
14 февраля 1930
(рукописная книга)
Квартет имени профессора Ауэра
III концерт(программа не указана)
-
21 мая 1932
(анонс)
Вокальный вечер
В программе: Бородин, Глинка, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Чайковский
-
9 марта 1935
(анонс)
Камерный концерт Альфредо Казеллы (Италия)
Блох. Квинтет № 1. Казелла. Симфония № 2. Серенада для камерного ансамбля
-
28 марта 1935
(анонс)
Вечер музыкальной новеллы
В программе: Шуберт, Гофман, Шуман, Альбенис–Авцон, М. Сьерра, Фалья, Фалья–Авцон
-
28 февраля 1936
16-й концерт 3-го абонемента (машинопись)
Исторические концерты
Мусоргский, Римский-Корсаков и ГлазуновГлазунов. Пять новеллетт для струнного квартета. Римский-Корсаков. Романсы. Глазунов. Соната для фортепиано № 1. Мусоргский. Песни
-
13 марта 1936
18-й концерт 3-го абонемента (машинопись)
Исторические концерты
ЧайковскийЧайковский. Струнный квартет № 1. Романсы. Фортепианное трио «Памяти великого артиста»
-
25 марта 1936
20-й концерт 3-го абонемента (анонс и машинопись)
Вечер русской камерной музыки
Танеев. Струнный квартет № 3. Романсы. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 2
-
16 октября 1938
(программка с фотопортретом исполнителя)
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай Константинович ПечковскийЧайковский. Струнный квартет № 2. Романсы. Танеев. Струнный квартет № 4. Рахманинов. Романсы
-
26 декабря 1938
(рукопись)
Вечер еврейской песни
Михаил Эпельбаум (баритон)В программе: Фрейденберг, Энгель, Дунаевский, еврейские песни
-
10 февраля 1939
Вокальный вечер
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов
Кира Георгиевна СемизороваВ программе: Чайковский, Моцарт, Брамс, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мясковский, Лист, Животов, Василенко, Лотти, Тома
-
30 октября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
Шостакович. Прелюдия и Скерцо для струнного октета. Двадцать четыре прелюдии для фортепиано. Соната для виолончели и фортепиано. Струнный квартет № 1
-
15 ноября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Концерт Квартета имени Ауэра
В программе: Григ, Бетховен
-
27 февраля 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии. По черновой рукописи текущих концертов.
Камерный концерт из произведений П. И. Чайковского
В программе: Чайковский