Персоны
Александр Коган

Биография
Коган Александр Михайлович – дирижер Малого театра оперы и балета (Михайловского).
Александр Коган родился в Петербурге в семье музыканта Семеновского полка, в 8 лет начал учиться игре на рояле, затем на валторне и скрипке. В 1899-м он поступает в консерваторский класс скрипки профессора Иоаннеса Налбандяна, а получив диплом и звание свободного художника (1908), играет в оркестре Русского музыкального общества (1908–1914) и в Шереметевской капелле (1914–1917).
Ко времени окончания консерватории у Когана уже был опыт работы в оркестре – он играл в труппе Венской оперетты, а лето проводил с оркестрами Старой Руссы, Сестрорецка, Гельсингфорса, Либавы. На летних сезонах Александр Коган начинает выступать и как дирижер. Уже в юности музыкант пробует себя и на учительском поприще, в 1903–1918 преподает в Народной консерватории, а в 1932–1941 работает в Государственной консерватории – ведет оркестровый класс (декан факультета), руководит студенческим оркестром.
Но главным местом службы Александра Когана становится Малый театр оперы и балета (Михайловский), где музыкант работает со дня его открытия в 1918 году. По существу, на его глазах разворачивается история становления труппы, у истоков которой стоял замечательный дирижер Самуил Самосуд. Сначала Коган играет в театральном оркестре, куда поступает в августе 1918-го по конкурсу на место заместителя концертмейстера, в 1927-м становится его внештатным, а с 1930 года – штатным дирижером. В репертуаре Когана-дирижера в основном оперетты, в том числе премьерные постановки и возобновления: «Корневильские колокола» Планкета (10 мая 1932-го), «Перикола» Оффенбаха (25 декабря 1933-го), «Желтая кофта» Легара (24 июня 1941-го). Под управлением Александра Когана 29 ноября 1940 года проходит и первая самостоятельная постановка важной для истории театра оперы – «Севильского цирюльника» Россини: именно «Цирюльника» давали 6 марта 1918 года на открытии МАЛЕГОТа, но тогда это был спектакль, полностью перенесенный со сцены Мариинского театра.
Занят Коган и в современном репертуаре. Кирилл Кондрашин, ставший в 1936 году ассистентом нового главного дирижера МАЛЕГОТа Бориса Хайкина, вспоминает: «Александру Михайловичу Когану было далеко за 60 [1]. Это был дирижер типа Похитонова, пожалуй – все, что угодно, и ничего своего. Четкая рука, такая размашистая, играть удобно, и в общем довольно-таки ловкое ориентирование: он мог продирижировать без репетиций любую современную оперу, ну, скажем, ‘’Именины’’ Желобинского. Встав за пульт и водя пальцем по партитуре в некоторых быстрых местах, чтобы не сбиться, все довольно ловко это отмахивал».
Все события трудовой жизни Когана подробно изложены им в автобиографии, которая подшита к личному делу артиста (архив ЦГАЛИ СПб), закрытому 16 апреля 1957 года. В автобиографии Александр Коган сообщает множество деталей, но, по какой-то причине, не упоминает Ленинградскую филармонию.
Между тем долгие годы он был связан с Филармоническим оркестром: в сезоне 1926–1927 играл в группе первых скрипок (это был короткий уход из МАЛЕГОТа), а с 1930-го дирижировал коллективом – сначала в Радиоцентре, а потом в Большом зале. В 1938, 1939, 1940 и 1948 годах Коган выезжал с Заслуженным коллективом на летние гастроли в Кисловодск: популярный классический репертуар, который доверяет ему Филармония, как нельзя лучше подходит для курортной публики. Классика преобладает и в выступлениях Александра Когана на сцене Большого зала. В его довоенных программах – симфонии Чайковского (№ 4 и № 5), Шуберта (№ 8), фрагменты из опер Вагнера, «Прелюды» Листа, «Испанское каприччио» и «Шехеразада» Римского-Корсакова, а среди солистов – Давид Ойстрах, Мирон Полякин, Елизавета Гилельс. В послевоенных программах дирижера есть концертное исполнение «Русалки» Даргомыжского, композиция по «Маскараду» Лермонтова–Глазунова, симфонические миниатюры.
А. М. Коган, 9 июня 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
А. В. Оссовский, Б. И. Окунев, А. М. Коган. 11 октября 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но чаще всего под его управлением исполняется музыкально-драматическая композиция «Пер Гюнт» Ибсена–Грига: с ноября 1940-го до 11 и 12 мая 1950 года он продирижировал «Пер Гюнта» восемнадцать раз. Это были последние концерты Александра Когана в Большом зале.
Концерты
-
22 января 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр КоганБетховен. II часть симфонии № 7. IV часть симфонии № 5. I часть концерта для фортепиано с оркестром № 5. Глинка. «Арагонская хота». Увертюра к опере «Руслан и Людмила». «Ночь в Мадриде»
-
10 февраля 1934
(дата значится в концертной картотеке, программа и какие-либо иные документы не обнаружены)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Коган(программа не указана)
-
14 декабря 1937
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЧайковский. Симфоническая фантазия «Буря». Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Колыбельная Марии из оперы «Мазепа». Симфония № 5
-
18 февраля 1938
5-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра и вкладышем-анкетой)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЛекция «О симфоническом оркестре». Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Римский-Корсаков. Песня Левко из оперы «Майская ночь». Песня Индийского гостя из оперы «Садко». «Испанское каприччио»
-
19 февраля 1938
Вечер скрипичных концертов
Давид ОйстрахБах. Концерт для скрипки № 2 ми мажор. Бетховен. Концерт для скрипки ре мажор. Брамс. Концерт для скрипки ре мажор
-
6 апреля 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Лало. Испанская симфония для скрипки с оркестром. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром № 22. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром
-
28 апреля 1938
(программа с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Вагнер. Фрагменты из оперы «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
20 октября 1938
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЧайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4
-
18 декабря 1939
Концерт абонемента для рабочей художественной самодеятельности
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганРимский-Корсаков «Шехеразада». Глинка. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин»
-
2 мая 1940
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЛист. «Прелюды». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Вступление к опере «Лоэнгрин». Увертюра к опере «Тангейзер»
-
27 ноября 1940
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура – Александр Глумов
-
3 декабря 1940
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура – Александр Глумов
-
10 декабря 1940
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура – Александр Глумов
-
18 февраля 1945
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганРимский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Григ. Сюита № 1 из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пуччини. Ария Баттерфляй из оперы «Мадам Баттерфляй». Гуно. Ария Маргариты из оперы «Фауст». Лист. Полонез
-
15 апреля 1945
(программка на 15 и 21 апреля)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
21 апреля 1945
(программка на 15 и 21 апреля)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
29 мая 1945
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
21 ноября 1945
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
15 декабря 1945
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
17 декабря 1945
(машинопись и рукопись)
Пушкинский вечер
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЛядов. Полонез № 1 (памяти А. Пушкина). Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Глинка. Ария из оперы «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. «Три Чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Чайковский. Арии из опер «Мазепа» и «Пиковая дама». Римский-Корсаков. Свадебное шествие из оперы «Золотой Петушок»
-
17 декабря 1945
(машинопись, рукопись – рукописная книга)
Закрытый концерт для Горкома ВЛКСМ
«Пушкин в искусстве»В программе: Лядов, Бородин, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Пушкин, Асафьев, Шереметьев, Рахманинов, Кушелев, Гурилев
-
2 января 1946
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
6 января 1946
1-й концерт 6-го дневного абонемента (машинопись, рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганДаргомыжский. «Русалка», опера в концертном исполнении
-
11 июня 1946
(машинопись)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
3 декабря 1946
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
4 декабря 1946
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
29 декабря 1946
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
12 января 1947
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Дворца пионеров
В программе: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Бах, Направник, Вердье, Непесли, Хадыр
-
10 марта 1947
(машинопись, рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр КоганЧайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Римский-Корсаков. Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Глинка. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»
-
2 апреля 1947
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
3 апреля 1947 (днем)
(машинопись)
Симфонический концерт для Дворца пионеров
Дирижер – Алекандр КоганРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Григ. Норвежский танец. Брамс. Венгерский танец. И. Штраус. Вальс «Южные розы». Полька «Гром и молния». «Персидский марш»
-
8 апреля 1947
К 30-летию со дня первой постановки
Михаил Лермонтов. «Маскарад»
Музыка Александра Глазунова
-
10 апреля 1947
К 30-летию со дня первой постановки (повторение программы 8 апреля)
Михаил Лермонтов. «Маскарад»
Музыка Александра Глазунова
-
13 апреля 1947 (днем)
(машинопись, рукописная книга)
Закрытый концерт для Дворца пионеров
В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов, Вердье, Непесли, Хадыр, Лядов, Цабель, Россини, Прицкер, Захаров
-
3 мая 1947
(рукописная книга)
Концерт для Дворца пионеров
В программе: Россини, Григ, Брамс, Яковлев, Даргомыжский, Глиэр, Исаакян, Моцарт, Лист
-
9 июня 1947
(машинопись)
Итоговая конференция слушателей циклов концертов, проведенных Ленинградской Государственной Филармонией в клубах, Домах культуры и др.
В программе: доклад, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Даргомыжский, Бородин
-
24 февраля 1948
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаПостановка и режиссура – Владимир Гайдаров
-
18 января 1950
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда Грига
Постановка и режиссура Владимира Гайдарова
-
11 мая 1950
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда Грига
Постановка и режиссура Владимира Гайдарова
-
12 мая 1950
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаПостановка и режиссура Владимира Гайдарова