Персоны
Борис Гефт
Биография
Гефт Борис Осипович – певец, тенор.
Выпускник Одесской и Ленинградской консерваторий Борис Гефт был принят в труппу Малого оперного театра в 1928 году. По воспоминаниям Сергея Левика, певец нес «на своих плечах весь драматический репертуар Малого оперного театра около двадцати пяти лет». Он пел титульные партии в операх Пуччини и Леонкавалло, в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, участвовал в премьерных постановках современных опер – «Нос» Шостаковича, «Мятеж» Ходжи-Эйнатова, «Мать» Желобинского, отрывки из которой несколько раз исполнял и в Филармонии на традиционных декадах советской музыки.
В годы войны певец эвакуировался с театром в Оренбург, где с ним познакомился юный Мстислав Ростропович, сохранивший теплые воспоминания о Гефте:
«С нами ехал замечательный человек Борис Осипович Гефт, тенор. Он был настоящий певец, потрясающе чувствовал звук. И он замечательно ко мне относился. Я ему явно нравился. Но он не фамильярничал, напротив, вел себя эдак по-отцовски, и вот он приходил в угол, который я занимал, располагался, как мэтр, ногу на ногу, и заказывал: «Слава, а сыграйте-ка вы мне „Арию“ Баха». И я, счастливый, с большим настроением ему играл. С тем большим настроением, что это был единственный человек, который звал меня на «вы» и явно любил. Бывает такая симпатия между мальчишкой и взрослым, когда приязнь выражается не комплиментами, а ворчанием. Да и вообще теноров в простомузыкантье не считают большими философами, мягко выражаясь, поэтому, выслушав со вниманием мою игру, он по окончании обычно заявлял: «Слава! Вы сапожник! А не музыкант! Вы должны целыми днями сидеть и заниматься, а вы что?» Он знал, что моя виолончель не звучит, но он требовал, чтобы я и из нее извлекал надлежащие звуки. Вот такой потрясающий тиран. Я разозлюсь на него, больше не хочу с ним общаться. Но вот он опять приходил, усаживался, ладонь под щеку и просил: «А давайте „Арию“ Баха!»
В 1932–1948 Борис Гефт был постоянным участником филармонических концертов. Он пел в составе квартета в финале Девятой симфонии Бетховена под управлением Фрица Штидри, Вацлава Талиха, Георга Себастьяна, Эугена Сенкара, Александра Гаука, Натана Рахлина, Бориса Хайкина, Евгения Мравинского, несколько раз солировал, с Софьей Преображенской, в «Песни о земле» Малера – дирижировали Штидри (1932), Оскар Фрид (1934), Николай Рабинович (1941). Певец участвовал в концертном исполнении «Эврианты» Вебера (Адоляр) и «Страстей по Иоанну» Баха (1935) под управлением Фрица Штидри, в концертах Гаука в 1932-м пел премьеру цикла на тексты революционных поэтов Запада Животова, в 1938-м в «Магнификате» Баха, а в 1946-м – Самсона в оратории Генделя. В другой оратории Генделя – «Иуда Маккавей» – Гефт несколько раз солировал под управлением Мравинского (1939).
5 апреля 1939 года состоялся единственный сольный концерт певца в Большом зале. Последние появления Бориса Гефта на сцене Филармонии были связаны с Реквиемом Верди, исполненном под управлением Бориса Хайкина 15 и 16 января 1948 года.
Концерты
-
18 марта 1930
(машинопись)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Гостеатров, оперетты и эстрады
Интернационал. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». И. Штраус. Вальс «Весенние голоса». Чайковский. IV часть симфонии № 4. Арии из опер и романсы
-
17 апреля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Шуберт. Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Лист. Венгерская рапсодия. Бизе. Увертюра, три антракта, арии из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты «Арлезианка»
-
19 апреля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБизе. Увертюра, три антракта и арии из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты «Арлезианка»
-
9 октября 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Бетховен
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9
-
14 октября 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Моцарт. Симфония № 5. Малер. «Песнь о земле»
-
19 октября 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Бетховен
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Симфония № 9
-
9 ноября 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 7. Животов. Песенно-симфонический цикл на тексты революционных поэтов Запада
-
6 февраля 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Масонская траурная музыка. Бетховен. Симфония № 9
-
31 марта 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Оскар Фрид (Германия)
Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Лист. «Пляска смерти». Малер. «Песнь о земле»
-
21 ноября 1934
2-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Бетховен
Дирижер – Георг Себастьян (Германия)Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 9
-
12 февраля 1935
6-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. Монодрама «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
6 марта 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц Штидри (Вена)Казелла. «Скарлаттиана». Бетховен. Симфония № 9
-
20 апреля 1935
7-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
4 мая 1935
9-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген Сенкар (Венгрия)Гендель. Concerto grosso № 23. Бетховен. Симфония № 9
-
13 мая 1935
8-й концерт 4-го абонемента (анонс)
В ознаменование 250-летия со дня рождения И. С. Баха
«Страсти по Иоанну» (в II частях)
-
22 мая 1935
9-й концерт 1-го абонемента (анонс и афиша)
Бах. Страсти по Иоанну
«Страсти по Иоанну» (в II частях)
-
5 апреля 1937
9-й концерт 1-го абонемента
Вебер. «Эврианта»
Опера в концертном исполнении
-
11 апреля 1937
6-й концерт 4-го абонемента
Вебер. «Эврианта»
Опера в концертном исполнении
-
18 апреля 1937
10-й концерт 2-го абонемента
Вебер. «Эврианта»
Опера в концертном исполнении
-
16 ноября 1937
I концерт
Декада советской музыки
В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский