Персоны

Филармонический государственный оркестр Гамбурга

Основан в 1828

Биография

Филармонический государственный оркестр Гамбурга / Philharmonisches Staatsorchester Hamburg

В длинной истории Гамбургского филармонического оркестра, начинавшейся с «Общества для исполнения зимних концертов» (Verein zur Aufführung von Winterkonzerten), основанного в 1828 году, пересеклось множество первых имен музыкального искусства. Это Иоганнес Брамс, не раз стоявший за пультом коллектива, но так и не получивший должности его музикдиректора, о которой мечтал. Это Клара Шуман – она часто выступала с оркестром как солистка, Ференц Лист и Густав Малер, представлявшие свои сочинения с Гамбургским филармоническим.

Есть в этой истории и эпизод, связывающий культуру Германии и России, Гамбурга и Петербурга. 5 ноября 1888 года в зале Петербургского Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) прошла премьера Пятой симфонии Чайковского, дирижировал автор. На обложке партитуры – посвящение главе совета директоров Гамбургского филармонического общества Теодору Аве-Лаллеману. С ним композитор познакомился во время первого визита в Гамбург – в январе 1888-го он дирижировал здесь авторским концертом, после чего был приглашен в дом Аве-Лаллемана, с которым долго беседовал на музыкальные темы. Чайковский позднее писал, что несмотря на то, что старику Лаллеману не все нравилось в его музыке, он горячо убеждал Петра Ильича перебраться окончательно в Германию и даже предлагал поселиться в Гамбурге, считая, что тут у Чайковского будет больше возможностей для творчества. Посвященную ему Пятую симфонию герр Аве-Лаллеман не услышит: когда в марте 1889-го Чайковский приедет представлять ее гамбургскую премьеру со здешним филармоническим оркестром, 80-летний директор Филармонического общества окажется болен и посетить концерт не сможет. Но на репетициях побывал Брамс. Симфония русского коллеги ему не понравится, два гения, как известно, недолюбливали музыку друг друга.

Свои сочинения с Гамбургским филармоническим исполняли и другие русские композиторы – Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Но главные события в жизни оркестра связаны все же с именами западноевропейских музыкантов. За дирижерским пультом коллектива появлялись Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, а среди руководителей были Карл Мук (1922–1933), Ойген Йохум (1934–1949), Вольфганг Заваллиш (1961–1973).

С первого дня существования оркестр Гамбургского филармонического общества не только играл концерты, но и был основным коллективом Оперного театра и Гамбургского балета. Эта традиция сохраняется и сегодня: на официальном сайте Philharmonische Staatsorchester Hamburg указано, что за сезон оркестр дает примерно 35 симфонических концертов и при этом проводит не менее 240 спектаклей – оперных и балетных.

Эта специфика деятельности институции отразилась и в афише первых советских гастролей артистов из Германии, прошедших в октябре 1981 года в рамках «Дней Гамбурга в Ленинграде». Балет Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона и Дьёрдя Лигети труппа представила на сцене Михайловского (тогда Малого оперного) театра, а 22 и 23 октября Гамбургский оркестр дал концерты (с повтором программы) в Большом зале филармонии. Главным дирижером коллектива в то время был Альдо Чеккато (Aldo Ceccato, род. в 1934), но в Ленинград оркестр приехал с Хансом Цендером, исполнив под его управлением симфонии Моцарта (№ 36) и Брамса (№ 2), в вокальном цикле «Песни об умерших детях» Малера солировала Ирина Богачева.

В рецензии Михаил Бялик с восторгом пишет:

«Достоинства оркестра обнаружились с первых же тактов Линцской симфонии Моцарта, исполнением которой начался концерт. Радовало редкостное равновесие инструментальных групп. С матовым, густым звучанием струнных гармонически соединялся мягкий тембр духовых. Художественная дисциплина оркестра, видимо, основывается на привычке каждого из музыкантов внимательно слушать партнеров: оттого в звуковой ткани четко прослушиваются все голоса. У оркестра – живой, гибкий ритм. Коллектив чуток к исполнительским намерениям дирижера и откликается на них с большой естественностью и, как показалось, радостью».

Отдельно рецензент отметит и исполнение Брамса, который, «многие годы связанный с филармонией родного города, видимо, по-особому близок оркестру».

Ханс Цендер займет пост главного дирижера Гамбургского филармонического оркестра в 1984-м и уже в этом качестве вновь приедет с коллективом в Ленинград весной 1986 года. Композитор-авангардист, воспитанник Дармштадских курсов новой музыки, он значительно расширит репертуар оркестра в сторону современности, по его заказу для Гамбургских филармоников новые сочинения напишут Маурицио Кагель, Луиджи Ноно. Однако программы и первых, и вторых ленинградских гастролей Цендер предложит вполне академичные. 13 апреля 1986 года в Большом зале под его управлением Гамбургский оркестр исполнит, как и в прошлый раз, Брамса (Симфония № 4) и Моцарта (Скрипичный концерт № 3 с Райнером Куссмаулем), хотя прозвучит и опус «Магическая звуковая форма» современника Йорка Хёллера (York Höller, род. в 1944).

Следующий и последний пока визит Гамбургского филармонического оркестра в Ленинград состоится в июне 1990 года. Это уже будет другая эпоха, эпоха перемен, которая совсем скоро завершится изменением карты мира – объединением Германии и распадом Советского Союза. В предчувствии событий немецкая сторона в партнерстве с официальными советскими институтами организовывает грандиозный фестиваль Федеративной Республики Германии в СССР «Музыкальная культура сегодня». Он длится в течение всего концертного сезона 1989/1990 и знакомит советскую публику с современной культурой ФРГ. С сентября 1989 года в Большом зале Ленинградской филармонии выступят Симфонический оркестр Западногерманского радио (Кёльн), Штутгартский филармонический оркестр, оркестр «Немецкая камерная филармония» (Бремен), ансамбль «Модерн», Дуйсбургский филармонический оркестр и Гамбургский филармонический, который и завершит фестиваль концертом 18 июня 1990 года. Он пройдет под управлением Герда Альбрехта, возглавлявшего коллектив в 1988–1997 годы. В программе ожидаемо были сочинения современных композиторов: «Семь фрагментов для оркестра (памяти Роберта Шумана)» Ариберта Раймана (Aribert Reimann, род. в 1936) и «Месса мира» Фолькера Давида Кирхнера (Volker David Kirchner, 1942–2020), в исполнении которой приняли участие немецкие солисты и Академический хор «Латвия».

Тогда же на сцене Кировского / Мариинского театра Гамбургский балет представил новую работу Джона Ноймайера – балет «Пер Гюнт» на музыку, специально заказанную Альфреду Шнитке. Великий хореограф еще не раз приезжал в Россию, в том числе и со своей труппой, но уже без оркестра.

В 2015 году коллектив возглавил выдающийся дирижер Кент Нагано. С ним оркестр, продолжая симфоническую, оперную и балетную линии своей истории, открыл ряд новых проектов, связанных с новой экспериментальной музыкой, образованием молодых исполнителей Гамбурга и всей Германии. С Кентом Нагано коллектив неоднократно выезжал в длительные гастрольные туры, включая турне по Южной Америке. Но до Петербургской филармонии «гамбургские филармоники» пока не добрались.

О. Р.


Концерты

  • 22 октября 1981

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ханс Цендер (ФРГ)

    (программа не указана)

  • 23 октября 1981

    2-й концерт 2-го абонемента. Повтор программы 22 октября.

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ханс Цендер (ФРГ)

    (программа не указана)




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»