Персоны

Венский симфонический оркестр

Основан в 1900

Биография

Венский симфонический оркестр / Wiener Symphoniker – австрийский симфонический оркестр, основанный в 1900 году.

Первые концерты нового симфонического коллектива состоялись в Большом зале Венского Музикферайна в самом начале 1900 года. С января музыканты были представлены в афишах как Новый филармонический оркестр (во избежание путаницы с Венским филармоническим, основанным еще в 1842 году), а с 30 октября впервые появилось название «Оркестр Венского концертного общества» (Wiener Koncertverein Orchester), которое сохранится за коллективом до 1933 года.

Основатель оркестра дирижер и композитор Фердинанд Лёве / Ferdinand Löwe (1865–1925) руководил им четверть века, до конца жизни. Лёве определил и основные особенности деятельности нового коллектива: его концерты были адресованы более демократической, в сравнении с публикой Венского филармонического оркестра, аудитории, а популярные программы чередовались с исполнением серьезной классики и музыки современников. Так, под управлением Лёве был исполнен в хронологическом порядке цикл всех симфоний Бетховена, симфонии Брамса, премьера Девятой симфонии Брукнера (1903, Лёве был его учеником), за пультом этого коллектива в 1907 году Малер дирижировал венской премьерой своей Шестой симфонии. Сотрудничество с композиторами – еще одна примета жизни Венского оркестра. С ним не раз играл за роялем Барток, за его пультом стояли Цемлинский, Шенберг, Веберн, Дебюсси, Шрекер, Рихард Штраус. «Праздничная прелюдия», соч. 61 Штрауса, а также Симфония № 9 Бетховена были исполнены оркестром под управлением Фердинанда Лёве 19 октября 1913 года на открытии Венского Концертхауса в присутствии 83-летнего императора Франца-Иосифа.

До смерти австрийского императора оставалось около трех лет. До начала Первой мировой войны – меньше года. В 1914-м для оркестра начнутся непростые времена. Чтобы выжить, его объединяют с венским Тонкюнстлер-оркестром (Tonkünstler-Orchester), но в 1933-м коллектив закрепляет за собой название «Венский симфонический». В этот период с оркестром работает Вильгельм Фуртвенглер (в 1927–1929 он директор Венского общества друзей музыки / Gesellschaftder Musikfreunde Wien), скрипач, многолетний концертмейстер коллектива и дирижер Хуго Готтесманн / Hugo Gottesmann (1929–1933), дирижер Освальд Кабаста / Oswald Kabasta (1934–1938), который, вступив в НСДАП, получит в 1938 году высокую должность главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра.

После аншлюса Австрии место руководителя в Венском симфоническом оркестре занимает Ганс Вейсбах (1939–1944). В мае 1931 года он приезжал на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии и дал шесть концертов с Филармоническим оркестром, а в его программах скрипичные концерты исполняли ариец Георг Куленкампф и «неариец» Мирон Полякин. Теперь Вейсбах – член нацистской партии, в его Венском симфоническом нет музыкантов-евреев, зато много членов НСДАП, что оказалось более важным критерием при отборе в оркестр, чем профессиональные качества. Поскольку еще в 1933 году существенную часть финансирования оркестра взяла на себя Австрийская радиовещательная компания (RAVAG), в период аншлюса музыканты были обязаны давать серию радиоконцертов, программы которых отвечали духоподъемной политике Третьего рейха.

Но в августе 1944 года оркестр распустили, после окончания войны Австрию, как и Германию, разделили на четыре зоны влияния, и RAVAG оказался под контролем советской администрации. Осенью 1945-го возобновил свою деятельность и Венский симфонический оркестр. На его первом послевоенном концерте звучала еще недавно запрещенная музыка Малера (Симфония № 3) под управлением Ганса Сваровски, руководившего оркестром в 1945–1947. Следующие полтора десятилетия жизни коллектива проходят под патронажем Герберта фон Караяна, в 1948–1964 он занимает пост концертного директора Венского общества друзей музыки, в 1950-е дважды выезжает с Венским симфоническим в Германию. Гастроли 1960-х в США и Японию прошли под управлением другого выдающегося немецкого маэстро – Вольфганга Заваллиша: в 1960–1970 он возглавлял Венский симфонический оркестр, а с 1982 года являлся его почетным дирижером.

В 1970–1973 годах артистическим директором коллектива был Йозеф Крипс, в 1973–1976 место главного дирижера занимал Карло Мария Джулини. Но ни Крипс, ни Джулини не приезжают на первые ленинградские гастроли Венского симфонического оркестра. Они проходят в Большом зале филармонии весной 1974 года в рамках «Дней Австрии в СССР».  24 марта в дневном концерте из музыки Иоганна Штрауса за пультом стоит Хайнц Вальберг, в то время главный дирижер венского Tonkünstler-Orchester, вечерние программы 24 и 25 марта идут под управлением Ойгена Йохума. В Большом зале он в феврале 1932-го дирижировал Ленинградским Филармоническим оркестром, а спустя 42 года выступил с Венским симфоническим, представив, среди прочего, симфонии Бетховена (№ 7) и Брукнера (№ 4), «Симфонические сцены» австрийского композитора и многолетнего члена директората Зальцбургского фестиваля Готфрида фон Айнема.

Сочинение фон Айнема было в программе и следующих гастролей Венского симфонического оркестра: 15 октября 1980 года австрийские музыканты исполнили его «Игры Леопольдини» (Ludi Leopoldini). Примечательно, что премьеру «Игр» оркестр сыграл 12 октября в Восточном Берлине, а через три дня повторил в Ленинграде. За пультом оркестра вновь стоял не главный дирижер коллектива – в 1980–1982 это был Геннадий Рождественский, а продолжавший сотрудничать с оркестром генеральмузикдиректор Баварской оперы Вольфганг Заваллиш. Это оказалось его единственным выступлением в Большом зале филармонии. Под управлением Заваллиша прозвучали также Симфонии № 36 Моцарта и № 4 Брукнера. На следующий день, 16 октября, концерт дал Ансамбль виолончелистов Венского симфонического оркестра, которым руководил концертмейстер группы Вильфрид Рем (Wilfried Rehm).

В списке главных дирижеров Венского симфонического появятся испанец Рафаэль Фрюбек де Бургос (1991–1996), русский Владимир Федосеев (1997–2004), итальянец Фабио Луизи / Fabio Luisi (2005–2013), швейцарец Филипп Джордан / Philippe Jordan (2014–2020), колумбиец Андрес Ороско-Эстрада / Andrés Orozco-Estrada (с осени 2020 года). С именем каждого связаны яркие страницы биографии оркестра. Но одним из самых важных этапов своей истории коллектив считает работу с французом Жоржем Претром. Он был главным приглашенным дирижером Венского симфонического в 1986–1991 годах и до конца долгой жизни (1924–2017) оставался почетным дирижером коллектива. Под его управлением 10 ноября 1990 года Венский симфонический оркестр вновь дал концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, исполнив Симфонию № 4 и несколько Венгерских танцев Брамса, а также «Жар-птицу» Стравинского.

Жорж Претр, еще четверть века сохранявший интенсивный гастрольный график, в Петербургскую филармонию больше не приезжал, и концерт с Wiener Symphoniker оказался его единственным выступлением в Большом зале. С 1990 года у петербургских меломанов не было возможности услышать на филармонической сцене и Венский симфонический оркестр.

В жизни самого коллектива сохраняются традиции, заложенные его основателем Фердинандом Лёве. В четырех ежегодных абонементных циклах в Венском Концертхаусе – резиденции оркестра – естественным образом сочетается классика и современная музыка, два симфонических абонемента есть у оркестра и в зале Музикферайн. Специальные циклы музыканты устраивают для детской и семейной аудитории, солисты объединяются в ансамбли и выступают с камерными программами. С 2006 года Венский симфонический оркестр дает праздничный гала-концерт 26 октября, в день общенационального австрийского праздника (дата связана с закреплением в 1955 году статуса нейтральной страны), осуществляет оперные постановки в Театре Ан-дер-Вин (Theater an der Wien). Традиционным стал и телевизионный Пасхальный концерт коллектива, и его участие в престижном летнем фестивале в Брегенце.

В расписании Венского симфонического оркестра редко появляются зарубежные туры. Но, возможно, в будущем он еще выступит на сцене Петербургской филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 24 марта 1974

    Венский симфонический оркестр (Австрия)
    Дирижер – Ойген Йохум

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 24 марта 1974 (днем)

    Венский симфонический оркестр (Австрия)
    Дирижер – Хайнц Вальберг

    В программе: Иоганн Штраус

  • 25 марта 1974

    Венский симфонический оркестр (Австрия)
    Дирижер – Ойген Йохум

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Эйнем. Симфонические сцены. Бетховен. Симфония № 7

  • 15 октября 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вольфганг Заваллиш (Австрия)

    Моцарт. Симфония № 36 «Линцская». Эйнем. «Превращения». Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 16 октября 1980

    Ансамбль виолончелистов Венского симфонического оркестра (Австрия)

    В программе: Гендель, Гайдн, Моцарт, Лахнер, Поппер, Кленгель, Вагензейль, И. Штраус, Мендельсон, Брамс




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»