Персоны
Александр Боровский
Биография
Боровский Александр Кириллович – пианист.
В Петербургской консерватории Александр Боровский учился у Анны Есиповой, завершил учебу в 1912 году с малой золотой медалью и премией А. Рубинштейна. А в 1914-м окончил юридический факультет Петербургского университета, получив диплом с отличием. Тогда же пианист начинает концертировать по городам Российской империи. В 1915-м его приглашают на место профессора Московской консерватории, где он преподает пять лет.
В 1920 году Боровский принимает латвийское гражданство (по праву рождения на территории Латвии). Он много играет в Риге, в 1925 году выступает здесь под управлением Эмиля Купера. Успешно складывается и его международная карьера – в Европе, а затем и в Америке – Северной и Южной. Пианист сотрудничает с выдающимися дирижерами – Кусевицким, Вальтером, Стоковским, Барбиролли, Митропулосом, Маркевичем…
Переехав в 1940 году в США, Боровский продолжает концертировать, записываться на пластинки, а с 1956 года преподает в Бостонском университете.
В обширном репертуаре Александра Боровского, обладавшего феноменальной памятью и врожденной виртуозностью, была музыка разных стилей – от Баха до современников. Русские композиторы здесь занимали важнейшее место: Скрябин (весь), Стравинский, Черепнин, Прокофьев, дружба с которым связывала Боровского со студенческих лет, а судьба сводила в разные годы жизни.
В 1920-е – 1930-е годы гастрольный маршрут музыканта включал и города СССР. Первое выступление Боровского в Филармонии состоялось 27 марта 1927 года: под управлением Николая Малько он сыграл Пятый концерт Бетховена на Торжественном заседании-концерте, приуроченном к 100-летию смерти композитора. Состоявшаяся после длительного перерыва встреча с артистами, хорошо знакомыми по прошлой жизни, взволновала Боровского. В «Золотой книге» он оставил запись (публикуется впервые):
«Бесконечно счастлив попасть опять в среду ленинградских музыкантов
А. Боровский 27 марта 1927».
В Филармонию Александр Боровский еще приедет в 1928, 1930, дважды в 1932, в 1935 и 1936 годах. С оркестром под управлением Александра Гаука и Фрица Штидри исполнит концерты Бетховена (№ 5), Моцарта (№№ 21 и 23), «Пляску смерти» Листа и Концертштюк Вебера. В Большом зале состоится и девять сольных концертов пианиста, последний пройдет 15 января 1935 года.
Еще один клавирабенд Боровский сыграет в октябре 1936 года в серии камерных концертов, которые Филармония в этом сезоне устраивала в Зале капеллы: программа его в архивах не сохранилась и частично восстановлена в хронографе по детальной рецензии, опубликованной в «Литературном Ленинграде» 11 ноября 1936 года.
Концерты
-
27 марта 1927
Торжественное заседание–концерт
В ознаменование 100-летней годовщины смерти Бетховена
Под председательством Народного артиста Александра ГлазуноваБетховен. «Equale» для квартета тромбонов. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Музыка к трагедии «Эгмонт». Симфония № 3 «Героическая»
-
2 апреля 1927
Klavierabend
Александр БоровскийВ программе: Бах–Лист, Бах–Бузони, Гайдн, В. Ф. Бах–Страдаль, Брамс, Прокофьев, Стравинский
-
6 апреля 1927
Klavierabend
Александр БоровскийВ программе: Бах–Бузони, Бетховен, Прокофьев, Лист
-
27 января 1928
Фортепианный концерт
Александр БоровскийВ программе: Бах, Лист, Дебюсси, Шопен
-
15 января 1930
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукМоцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. «Пляска смерти». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»
-
19 января 1930
6-й концерт 1-го абонемента
Klavierabend
Александр Боровский (Париж)В программе: Бах–Бузони, Гендель, Куперен, Люлли–Годовский, Шопен, Альбенис, Глазунов, Рахманинов, Стравинский
-
24 января 1930
7-й концерт 2-го абонемента
Klavierabend
Александр Боровский (Париж)В программе: Бетховен, Шуман, Фейнберг, Метнер, Лист
-
28 января 1930
8-й концерт 3-го абонемента
Klavierabend
Александр Боровский (Париж)В программе: Бах, Шуман, Равель, Скрябин, Шопен
-
8 мая 1932
(анонс)
Закрытый концерт для рабочих организаций
Дирижер – Герман Шерхен (Германия)
Кодаи. «Хари Янош». Бородин. Половецкие пляски
-
9 мая 1932
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Александр БоровскийБах–Лист. Прелюдии и фуги. Скарлатти. Две сонаты. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата»
-
13 мая 1932
(анонс)
Камерный вечер
В программе: Бах-Лист, Глюк, Куперен, Рамо, Лейн, Шуберт, Шопен, Венявский, Аренский, Вагнер, Направник, Чайковский
-
20 декабря 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукБерлиоз. Увертюра к опере «Беатриче и Бенедикт». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Вебер. Концертштюк для фортепиано с оркестром. Берлиоз. «Гарольд в Италии»
-
22 декабря 1932
(анонс)
Концерт (Klavierabend)
Александр Боровский (Берлин)В программе: Бах–Бузони, Скарлатти, Бетховен, Брамс, Равель, Дебюсси, Шимановский, Лист
-
12 января 1935
3-й концерт 1-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Симфония № 40. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Половинкин. Увертюра к опере «Ирландский герой». Чайковский. Ария из оперы «Орлеанская дева». Р. Штраус. «Дон Жуан»
-
15 января 1935
(анонс)
Фортепианный вечер (Klavierabend)
Александр Боровский (Париж)В программе: Бах–Бузони, Моцарт, Дебюсси, Форе, Равель, Стравинский, Шуберт–Таузиг
-
9 или 10 октября 1936
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии.
Фортепианный вечер
Александр Боровский (Париж)В программе: Бах, Бах–Лист, Моцарт, Бетховен, Сметана, Гертман–Фридман, Стравинский, Шопен