Персоны

Александр Боровский

1889–1968
Источник изображения: persons-info.com
Александр Боровский

Биография

Боровский Александр Кириллович – пианист.

В Петербургской консерватории Александр Боровский учился у Анны Есиповой, завершил учебу в 1912 году с малой золотой медалью и премией А. Рубинштейна. А в 1914-м окончил юридический факультет Петербургского университета, получив диплом с отличием. Тогда же пианист начинает концертировать по городам Российской империи. В 1915-м его приглашают на место профессора Московской консерватории, где он преподает пять лет.

В 1920 году Боровский принимает латвийское гражданство (по праву рождения на территории Латвии). Он много играет в Риге, в 1925 году выступает здесь под управлением Эмиля Купера. Успешно складывается и его международная карьера – в Европе, а затем и в Америке – Северной и Южной. Пианист сотрудничает с выдающимися дирижерами – Кусевицким, Вальтером, Стоковским, Барбиролли, Митропулосом, Маркевичем…

Переехав в 1940 году в США, Боровский продолжает концертировать, записываться на пластинки, а с 1956 года преподает в Бостонском университете.

В обширном репертуаре Александра Боровского, обладавшего феноменальной памятью и врожденной виртуозностью, была музыка разных стилей – от Баха до современников. Русские композиторы здесь занимали важнейшее место: Скрябин (весь), Стравинский, Черепнин, Прокофьев, дружба с которым связывала Боровского со студенческих лет, а судьба сводила в разные годы жизни.

В 1920-е – 1930-е годы гастрольный маршрут музыканта включал и города СССР. Первое выступление Боровского в Филармонии состоялось 27 марта 1927 года: под управлением Николая Малько он сыграл Пятый концерт Бетховена на Торжественном заседании-концерте, приуроченном к 100-летию смерти композитора. Состоявшаяся после длительного перерыва встреча с артистами, хорошо знакомыми по прошлой жизни, взволновала Боровского. В «Золотой книге» он оставил запись (публикуется впервые):

«Бесконечно счастлив попасть опять в среду ленинградских музыкантов
А. Боровский 27 марта 1927».

В Филармонию Александр Боровский еще приедет в 1930, дважды в 1932, в 1935 и 1936 годах. С оркестром под управлением Александра Гаука и Фрица Штидри исполнит концерты Бетховена (№ 5), Моцарта (№№ 21 и 23), «Пляску смерти» Листа и Концертштюк Вебера. В Большом зале состоится и восемь сольных концертов пианиста, последний пройдет 15 января 1935 года.

Еще один клавирабенд Боровский сыграет в октябре 1936 года в серии камерных концертов, которые Филармония в этом сезоне устраивала в Зале капеллы: программа его в архивах не сохранилась и частично восстановлена в хронографе по детальной рецензии, опубликованной в «Литературном Ленинграде» 11 ноября 1936 года.


Концерты

  • 27 марта 1927

    Торжественное заседание–концерт
    В ознаменование 100-летней годовщины смерти Бетховена
    Под председательством Народного артиста Александра Глазунова

    Бетховен. «Equale» для квартета тромбонов. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Музыка к трагедии «Эгмонт». Симфония № 3 «Героическая»

  • 2 апреля 1927

    Klavierabend
    Александр Боровский

    В программе: Бах–Лист, Бах–Бузони, Гайдн, В. Ф. Бах–Страдаль, Брамс, Прокофьев, Стравинский

  • 6 апреля 1927

    Klavierabend
    Александр Боровский

    В программе: Бах–Бузони, Бетховен, Прокофьев, Лист

  • 15 января 1930

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. «Пляска смерти». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 19 января 1930

    6-й концерт 1-го абонемента

    Klavierabend
    Александр Боровский (Париж)

    В программе: Бах–Бузони, Гендель, Куперен, Люлли–Годовский, Шопен, Альбенис, Глазунов, Рахманинов, Стравинский

  • 24 января 1930

    7-й концерт 2-го абонемента

    Klavierabend
    Александр Боровский (Париж)

    В программе: Бетховен, Шуман, Фейнберг, Метнер, Лист

  • 28 января 1930

    8-й концерт 3-го абонемента

    Klavierabend
    Александр Боровский (Париж)

    В программе: Бах, Шуман, Равель, Скрябин, Шопен

  • 8 мая 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций
    Дирижер – Герман Шерхен (Германия)

    Кодаи. «Хари Янош». Бородин. Половецкие пляски

  • 9 мая 1932

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Александр Боровский

    Бах–Лист. Прелюдии и фуги. Скарлатти. Две сонаты. Бетховен. Соната № 23 «Аппассионата»

  • 13 мая 1932

    (анонс)

    Камерный вечер

    В программе: Бах-Лист, Глюк, Куперен, Рамо, Лейн, Шуберт, Шопен, Венявский, Аренский, Вагнер, Направник, Чайковский

  • 20 декабря 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Берлиоз. Увертюра к опере «Беатриче и Бенедикт». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. Вебер. Концертштюк для фортепиано с оркестром. Берлиоз. «Гарольд в Италии»

  • 22 декабря 1932

    (анонс)

    Концерт (Klavierabend)
    Александр Боровский (Берлин)

    В программе: Бах–Бузони, Скарлатти, Бетховен, Брамс, Равель, Дебюсси, Шимановский, Лист

  • 12 января 1935

    3-й концерт 1-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Моцарт. Симфония № 40. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Половинкин. Увертюра к опере «Ирландский герой». Чайковский. Ария из оперы «Орлеанская дева». Р. Штраус. «Дон Жуан»

  • 15 января 1935

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Александр Боровский (Париж)

    В программе: Бах–Бузони, Моцарт, Дебюсси, Форе, Равель, Стравинский, Шуберт–Таузиг



«‎Смена»‎

О концерте 27 марта 1927 в БЗФ 29 марта 1927

«Вечерняя Красная газета»

О концерте 12 марта 1935, БЗФ 17 марта 1935

«Литературный Ленинград»

О камерных концертах филармонии в зале Капеллы. В архивах обнаружен лишь вокальный вечер Анатолия Доливо – 11 октября1936 11 ноября 1936


Александр Боровский

Александр Боровский

Фортепиано 27 марта 1927



Другие материалы

Михаил Богданов

Михаил Богданов

Тромбон 1872–1942
Марта Валицкая

Марта Валицкая

Сопрано 1853–1955

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»