Персоны

Владимир Ульрих

1900 – не ранее 1959
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Ульрих

Биография

Ульрих Владимир Петрович – пианист-ансамблист, дирижер.

Биографию музыканта пришлось восстанавливать по разрозненным и скупым сведениям. Среди официальных – лаконичная запись в учетной карточке архива Мариинского театра: родился в Петербурге в 1900-м, окончил консерваторию по специальности «дирижер», проживал на набережной реки Фонтанки (есть адрес), состоял членом СОРАБИСА (Союза работников искусств).

Свидетельств о дирижерских выступлениях музыканта почти не сохранилось, известно лишь о нескольких симфонических концертах Ульриха (о них речь впереди) и о его работе с оркестром симфоджаза Ленинградского «Театра миниатюр». Но филармоническая афиша документально подтверждает его интенсивную деятельность пианиста-ансамблиста: с января 1925 года Владимир Ульрих – постоянный участник филармонических концертов, в которых он периодически играет с инструменталистами, но чаще аккомпанирует солистам Госоперы (Мариинского театра). Вполне можно было бы предположить, что театр и есть место его официальной работы. С певцами Ульрих выступает и записывает пластинки, в сети можно найти запись романса Чайковского «Забыть так скоро» в чудесном исполнении солиста театра Сергея Мигая под аккомпанемент Владимира Ульриха – их связывало особенно тесное сотрудничество.

Принимает участие пианист и в текущей жизни труппы – «Вечерняя газета» от 20 октября 1925 года сообщает:

«Вчера, по просьбе Управления Ак-театров, герм. композитор Ф. Шрекер исполнил в зале Музея Ак-театров отрывки из своей музык. драмы "Отмеченные". <...> С большим вниманием были выслушаны исполненные Шрекером, при участии В. Ульриха, вступление и финал 1-го акта, финал 2-го акта и обе картины 3-го акта. Опера предположена к постановку в б. Мариинском театра в будущем сезоне».

Но в штат Театра имени Кирова, согласно архивной учетной карточке, Ульрих будет принят только 11 ноября 1941 года. В самый тяжелый первый год блокады он живет и работает в Ленинграде: оставшиеся в городе артисты продолжают ставить спектакли, выступать в прифронтовых зонах, в госпиталях, ездить с концертами в Кронштадт. Работа не только позволяет сохранить профессию, главное, она спасает от страшного голода.

В блокадном дневнике скрипача Оркестра радиокомитета Льва Маргулиса (запись от 4 января 1942-го) читаем: «1-го числа играл по рекомендации Аркина шефский концерт по приглашению Шестаковой в госпитале. ... Там были Вельтер, Ульрих, Висневский ... Ульриха не узнать, настолько он похудел и постарел»(Маргулис Лев. Человек из оркестра. Л.: Лениздат, Команда А, 2013. С. 19).

В комментариях к дневнику, составленных А. Н. Крюковым, указано: «Это была одна из лучших концертных бригад города. Получить ее в праздничный день стремились многие руководители госпиталей и политработники воинских частей». Лица некоторых ее участников – Софьи Преображенской, Веры Шестаковой, Аркадия Лыжина – сохранились на фотографии 1942 года, размещенной на сайте Мариинского театра. Среди них есть и концертмейстер Владимир Ульрих.  Кажется, ему не меньше 50-ти, а на самом деле – 42. Впрочем, и 38-летняя Софья Преображенская выглядит гораздо старше своих лет.

Истощенного Владимира Ульриха эвакуируют в Молотов (Пермь), а в его трудовой книжке 01.09.1942 появляется вторая запись о принятии артиста в штат Кировского театра. На исторической страничке сайта Пермского радио Т7.РУ находим: «Дирижер Ленинградского театра имени С. М. Кирова Владимир Ульрих (в прошлом аккомпаниатор Ф. Шаляпина) организовал инструментальное трио, которое часто принимало участие в радиоконцертах».

Из эвакуации Кировский театр возвращается летом 1944 года без Ульриха. В театре он прослужит ровно месяц, до 10 октября 1942-го. Вероятно, именно тогда его арестовали. И хотя имя Владимира Ульриха не удалось обнаружить на специализированных сайтах, посвященных жертвам репрессий, есть свидетельство очевидца его постлагерной жизни.

Рассказывает Зодим Дмитриевич Носков, артист группы первых скрипок Симфонического оркестра филармонии (АСО), где он работал на протяжении 57 сезонов (!) в 1953–2010 годах:

«В середине 50-х начали возвращаться сидельцы – виолончелист Игорь Лури, пианист Владимир Ульрих. Их принимал в оркестр Николай Семенович Рабинович [в 1953–1957 главный дирижер оркестра]. Ульрих до войны был красавец, статный, видный. А пришел неузнаваемый, с выбитыми зубами, совсем старик».

Игоря Лури уже после войны, в 1951-м, приговорили к 25 годам лагерей «за антисоветскую агитацию», а выпустили спустя два года после смерти Сталина, 9 марта 1955-го. Можно предположить, что примерно тогда же освобождают Владимира Петровича Ульриха. Судя по всему, сначала он пытался устроиться на работу в Москве, обращаясь к старинным знакомым. Одним из них был Александр Васильевич Гаук, в 1930-е он возглавлял Оркестр Ленинградской филармонии, а в 1953–1961 был главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. В январе 1957 года этот московский оркестр приезжает на гастроли в Большой зал, в программе 3 января – «Петрушка» Стравинского, соло в оркестре исполняют артисты БСО, среди которых и Владимир Ульрих. Но уже в апрельских программах того же 1957 года Ульрих играет партию чембало в составе Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, исполнявшего с Хором капеллы и солистами под управлением Карла Элиасберга си-минорную мессу Баха. По воспоминаниям Зодима Носкова, в Оркестре Ульрих работал недолго. Его имя последний раз упоминается на афише концертного исполнения оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» (соло в оркестре) 16 февраля 1959 года, дирижер Борис Хайкин.

Поиски биографической информации о музыканте продолжаются.

Его творческая биография в полной мере отражена в концертных архивах Петербургской филармонии. 17 января 1934-го Владимир Ульрих единственный раз дирижирует в Большом зале Филармоническим оркестром в закрытом концерте, в его программе были и сложнейшие три отрывка из «Осуждения Фауста» Берлиоза. Этой же зимой газета «Ленинградская правда» (от 21 февраля 1934-го) публикует заметку «Оркестр Филармонии у станков»:

«В турбинном цехе завода им. Сталина, принявшем шефство над Ленинградской Госфилармонией, состоялся концерт большого симфонического оркестра Филармонии под управлением дирижера Ульриха. Концерт оркестра слушали около 3.000 рабочих. Филармония развертывает на заводе большую работу с самодеятельными силами и по музыкальному воспитанию рабочих сталинцев, создавая сеть музыкальных консультаций, проводя серии культпоходов в Госфилармонию и выездные концерты в цехах завода».

В других многочисленных концертах (их более 70-ти) Ульрих аккомпанировал главным образом певцам, иногда артистам балета. Выступал и в ансамбле с именитыми инструменталистами: в 1931-м – с итальянским виолончелистом Энрико Майнарди, а в 1932-м – с немецким скрипачом Георгом Куленкампфом. Формулировка «у рояля В. П. Ульрих», позднее замененная более академичным «партия фортепиано», стояла на афишах сольных концертов солистов Кировского и Большого театров – Елены Степановой, Павла Андреева, Сергея Мигая, Александра Пирогова, Дмитрия Головина, Ивана Жадана, Владимира Сливинского, Николая Печковского, Глафиры Жуковской и Пантелеймона Норцова. Под аккомпанемент Ульриха выступают Иван Нечаев, Николай Середа, Надежда Вельтер и заезжие знаменитости – сопрано Инес Альфани Теллини (Италия), Эмма Ределл (США), меццо-сопрано Карин Бранцель (Швеция), чешский бас Вильям Зитек.

С участием Ульриха в Большом зале трижды проходит исполнение лирической монодрамы Берлиоза «Лелио, или Возвращение к жизни» под управлением Хайнца Унгера – в марте 1934-го, в феврале и апреле 1935-го (он готовит певцов), оперы Рахманинова «Алеко» под рояль, интереснейшая программа «Вечер музыкальной новеллы». Дважды Владимир Петрович Ульрих выступает в филармонических концертах и во время блокады – 5 апреля и 26 июля 1942 года.

Интенсивность выступлений Владимира Ульриха, огромный репертуар – несомненное свидетельство таланта и масштаба музыканта, его состоявшейся, вопреки обстоятельствам, творческой судьбы.

И. Р.


Концерты

  • 4 января 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Римский-Корсаков. «Ночь на горе Триглаве». Арии из опер «Царская невеста» и «Садко». Романсы. Стравинский. Музыка из балета «Петрушка»

  • 11 октября 1925

    Концерт по случаю перевода заведующего
    Ленинградским отделением Главнауки Михаила Петровича Кристи в Москву

    В программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Направник, Рахманинов, Пушкин, Крейслер, Шуман, Пащенко, Вильбушевич

  • 25 октября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Лист, Шуберт–Лист, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Доберваль, Минкус, Шрекер, Сен-Санс, Бялик

  • 22 ноября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец

  • 27 февраля 1927

    Бетховенское фойе (программка с фотографией)

    Концерт скрипичной музыки
    Лев Бендицкий

    Лало. III часть испанской симфонии для скрипки с оркестром. Шоссон. Поэма. Тартини–Крейслер. Фуга. Коттне–Крейслер. Chanson Meditation. Хубаи. «Зефир». Венявский. Фантазия «Фауст»

  • 26 марта 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    V концерт
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 29 января 1928

    Торжественное заседание и концерт, посвященный 10-летию «Красной газеты»
    Дирижер – директор Филармонии Николай Малько

    В программе: Вагнер, Глазунов, Берио, Калинников, Пушкин, Бетховен, Зощенко, Планкетт, Чайковский, Сарду

  • 31 декабря 1930

    (рукописная книга)

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    (программа не указана)

  • 1 января 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    (программа не указана)

  • 26 апреля 1931

    Бетховенское фойе (афиша и рукописная книга)

    Артист оперы
    Иван Иванович Коренев

    В программе: Мусоргский, Чайковский, Лист, Прокофьев (без указания произведений)

  • 12 мая 1931

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Вечер песни

    В программе: Римский–Корсаков, Бородин, Чайковский (без указания произведений)

  • 22 мая 1931

    (рукописная книга)

    Литературно-музыкальный концерт

    В программе: Лист–Бузони, Лист, Шекспир, Пушкин, Инбер, Гоголь, Л. Толстой, П. Романов

  • 15 ноября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Прощальный концерт Инес Теллини (Милан)

    (программа не указана)

  • 5 декабря 1931

    (машинопись)

    Вечер виолончельной музыки

    В программе: Керубини, Боккерини, Корелли, Дебюсси, Равель (без указания произведений)

  • 13 февраля 1932

    (машинопись)

    Сборный концерт

    В программе: Мусоргский, Чайковский

  • 11 марта 1932

    (анонс)

    Культпоход рабочих организаций

    Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Сметана. «Из родного края». Крейслер. «Мелодия» из оперы Глюка «Орфей». Сарасате. «Наваррская хота»

  • 15 марта 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Чайковский. «Буря». Ария из оперы «Пиковая дама». Мусоргский. «Забытый». Песнь Варлаама из оперы «Борис Годунов». Чайковский. «Ромео и Джульетта». Лермонтов. Сцены из драмы «Маскарад». Грибоедов. Сцены из комедии «Горе от ума»

  • 3 апреля 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт

    Гуно. «Фауст», сцены из оперы в концертном исполнении

  • 10 декабря 1932

    (анонс)

    Вечер вокальной и виолончельной музыки

    В программе: Р. Штраус, Дворжак, Сгамбатти, Харти, Поппер, Тома, Гуно, Россини, Бенедикт, Дюран

  • 8 января 1933

    (анонс)

    Солистка Большого театра
    Елена Степанова

    В программе: Аренский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Лист, Гуно, Григ, Тома




Другие материалы

Владимир Максимов

Владимир Максимов

Актер 1880–1937
Александр Гаук

Александр Гаук

Дирижер 1893–1963

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»