Персоны

Владимир Максимов

1880–1937
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Максимов

Биография

Максимов Владимир Васильевич (наст. фамилия – Самусь) – артист театра и немого кино.

Прежде, чем пойти в актеры, выпускник Императорского училища правоведения (1902) Владимир Максимов прослушал два курса на юридическом факультете Петербургского университета, но в 1904-м бросил учебу и уехал в Москву. Поступил в школу Художественного театра, в труппе которого служил в 1904–1906, затем работал в частных антрепризах, играл на сцене московского Малого театра (1906–1909, 1911–1918).

Театральные труппы будут сменяться в биографии Максимова и после его возвращения в Петроград в 1918 году. Он принимает активное участие в создании Большого драматического театра, оставаясь его ведущим актером до 1924 года, в течение следующих двух сезонов служит в Театре Народного дома и в театре «Комедия» (бывший «Пассаж»), а с 1926-го уходит на концертную эстраду – читает стихи, работает в жанре мелодекламации, в котором, по свидетельству современников, был особенно хорош.

В это же время на экраны выходит последний фильм с участием Максимова – «Декабристы». В немом кино он играл с 1910-го (более 70-ти фильмов), главным образом героев-любовников, став настоящей звездой. Но последней ролью актера в картине «Декабристы» был Александр I. Этот фильм режиссер Александр Ивановский снимал по сценарию историка Павла Щеголева к 100-летию восстания на Сенатской площади, но закончен он был лишь к концу 1926 года и вышел в феврале 1927-го. Запоздала к 100-летию и премьера пьесы Александра Кугеля и Константина Тверского «Николай I и декабристы», написанная по роману Мережковского «14 декабря» – она состоится в Московском художественном театре в мае 1926-го. А в юбилейные дни, 27 декабря 1925 года, Владимир Максимов и артисты театра «Комедия» представят II акт этой пьесы на сцене Ленинградской филармонии, роль Николая I играет Максимов.

В Большом зале он выступает с декабря 1924 года с чтением стихов, в мелодекламации – в камерных сборных программах и с оркестром. Но главной «филармонической» ролью артиста станет Эгмонт. Его монологи в исполнении полной версии «Эгмонта» Бетховена–Гёте Владимир Максимов читал множество раз: впервые в марте 1926-го под управлением Николая Малько, а на своем последнем выступлении в Большом зале 6 декабря 1936 года – под управлением Фрица Штидри.

Филармоническая биография Максимова завершится в Зале капеллы: он выступит 13 февраля 1937 года в концерте развлекательного цикла «Юмор в русской музыке». 22 марта Владимира Максимова не станет.

И. Р.


Концерты

  • 28 декабря 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Чайковский. Симфония № 5. Аренский. Три стихотворения Тургенева для мелодекламации с оркестром. Чайковский. Элегия. Пащенко. «Симфоническая мистерия»

  • 18 января 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Чайковский. Симфония № 5. Аренский. Три стихотворения Тургенева для мелодекламации с оркестром. Вариации на тему Чайковского

  • 25 октября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Лист, Шуберт–Лист, Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский, Доберваль, Минкус, Шрекер, Сен-Санс, Бялик

  • 27 декабря 1925

    Для рабочих организаций (машинопись)

    В ознаменование 100-летней годовщины восстания декабристов
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Шапорин. II акт из оперы «Декабристы». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

  • 27 марта 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 28 марта 1926

    Для Губпрофсовета (повторение программы 27 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». Бетховен. «Аделаида». Музыка к трагедии «Эгмонт». Р. Штраус. Сюита из танцев Франсуа Куперена

  • 29 декабря 1926

    Клуб завода «Красный Треугольник»

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Интернационал. Бетховен. Симфония № 5. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт»

  • 24 октября 1930

    Симфонический концерт для Дома техники (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Гладковский. «Спартак». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

  • 28 октября 1930

    Культпоход рабочих завода «Электросила» (рукописная книга)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Гладковский. «Спартак». Вагнер. Увертюра к опере Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 29 октября 1930

    Культпоход рабочих завода «Красный треугольник» (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Гладковский. «Спартак». Вагнер. Увертюра к опере Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 30 октября 1930

    Культпоход рабочих завода «Красный октябрь» (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Интернационал. Гладковский. «Спартак». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

  • 8 ноября 1930

    Закрытый концерт для пионеров и школьников (машинопись)

    Закрытый концерт для пионеров и школьников
    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Интернационал. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 23 февраля 1931

    День Красной армии (машинопись)

    Праздничный концерт

    Интернационал. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Глиэр. «Яблочко» из балета «Красный мак». Революционные песни

  • 26 февраля 1931

    Шефский концерт (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    В программе: Вагнер, Бетховен, Глинка, Бородин, Шостакович, Римский-Корсаков, Глиэр

  • 23 марта 1931

    Культпоход студентов техникума им. Молотова (машинопись и рукописная книга записи концертов)

    Симфонический и хоровой концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Сборная программа

  • 2 мая 1931

    Концерт для пионеров (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Бизе. Увертюра и три антракта из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты № 2 «Арлезианка»

  • 2 мая 1931

    Концерт для пионеров (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Самуил Пружан

    Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Бизе. Увертюра и три антракта из оперы «Кармен». Фарандола из сюиты № 2 «Арлезианка»

  • 9 мая 1931

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Рабинович

    [Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт»] (программа не указана)

  • 17 мая 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Маяковский, Ипполитов-Иванов, Гендель–Гальворсен, Григ, Балакирев, Римский-Корсаков, Глинка, Балакирев, Даргомыжский

  • 5 октября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер

    (программа не указана)




Другие материалы

Николай Печковский

Николай Печковский

Тенор 1896–1966
Владимир Ульрих

Владимир Ульрих

Фортепиано 1900 – не ранее 1959

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»