Персоны

Николай Печковский

1896–1966
© Wikimedia Commons
Николай Печковский

Биография

Печковский Николай Константинович – певец, тенор.

Еще во время обучения в Московском реальном училище Николай Печковский выступал в любительских театральных труппах и в маленьких драматических ролях на профессиональной сцене. Тогда же начал получать первые роли «с пением», брал уроки вокала у Лаврентия Донского.

Во время Первой мировой войны будущий артист служил в действующей армии, в 1916-м после контузии вернулся в Москву и поступил в оперную труппу Сергиевского Народного дома. В 1920-м Печковский приходит учиться в Оперную студию К.С. Станиславского, в 1922-м уже поет в Большом театре, а с 1924-го до начала войны служит в труппе Ленинградского ГАТОБа (Мариинского). Это будет звездный период в жизни артиста. На прославленной сцене он исполняет партии Германа, Ленского, Отелло, Хозе, Каварадосси, Канио, вызывая восхищение преданных поклонников. В 1940 году Печковского назначают художественным руководителем филиала Кировского театра, где всего за год, пока деятельность филиала не была прервана войной, он успеет поставить несколько новых спектаклей.

Николай Печковский в роли Канио в опере "Паяцы" Р. Леонкавалло. ГАТОБ им. Кирова, 1929 год.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru

Дальнейшая судьба Печковского складывается трагически. В августе 1941-го он едет в пригород Ленинграда, чтобы вывезти с дачи маму, уже на следующий день территорию оккупируют немецкие части. Печковский начинает петь для местного населения, потом для немецких солдат и офицеров, русского тенора вывозят на гастроли за пределы СССР. В 1944& году певец находился в Риге и с приходом советских войск явился в военную комендатуру, был арестован и следующие десять лет провел в тюрьмах и лагерях. В 1954 году его освободили, в 1956-м реабилитировали. Вскоре он вернулся в Ленинград, но в Кировский театр принят не был. Печковский выступал с концертами на небольших площадках, пел арии из опер, романсы Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Брамса, русские песни; с 1958-го руководил самодеятельной оперной труппой при Дворце культуры им. Цюрупы. Но и в это время у певца сохранилось множество почитателей, знавших его еще на взлете карьеры.

Н. Печковский в концерте 17 сентября 1934 года. Партия фортепиано В. Ульрих.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцене Большого зала Ленинградской филармонии Печковский дебютировал в симфоническом концерте с арией Ленского 21 декабря 1924 года. С оркестром под управлением Бердяева, Гаука, Митропулоса, Мравинского он поет только арии из опер Чайковского – его Германа и Ленского публика особенно любила. Лишь однажды исполнит рассказ Лоэнгрина из оперы Вагнера под управлением Ганса Кнаппертсбуша. В 1920-е годы Печковский чаще появляется в камерных смешанных программах, а в сезоне 1930/1931 дает четыре концерта-бенефиса: такой чести удостаивались немногие. С тех пор сольные концерты Печковского проходят регулярно, вплоть до 1940 года. В его камерном репертуаре – романсы Гурилева и Алябьева, Римского-Корсакова, Бородина, Танеева, Глинки, Даргомыжского и Балакирева, Шуберта, Шумана, Брамса и Грига. Несколько программ посвящено Чайковскому и Рахманинову.

Е. Вольф-Израэль (виолончель), В. Ульрих (фортепиано), Н. Печковский (вокал). Концерт 27 апреля 1938 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После большого перерыва Николай Печковский выйдет на филармоническую сцену лишь в 1966 году: 6 мая в Малом зале имени Глинки состоится его долгожданный сольный концерт, приуроченный к 70-летию артиста. Но даже упоминания о юбилее в программке не было. Аккомпанировал певцу его приемный сын Илья Печковский. Об этом концерте, состоявшемся незадолго до смерти, и обо всей своей непростой жизни Николай Печковский написал в автобиографической книге «Воспоминания оперного артиста» (СПб.: Изд-во на Фонтанке, 1992).

И. Р.


Концерты

  • 21 декабря 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Чайковский. Симфония № 4. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 3 февраля 1925

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Гибель богов», «Тристан и Изольда» и «Валькирия»

  • 8 февраля 1925

    Для Губпрофсовета (повторение программы 3 февраля)

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Гибель богов», «Тристан и Изольда» и «Валькирия»

  • 11 октября 1925

    Концерт по случаю перевода заведующего
    Ленинградским отделением Главнауки Михаила Петровича Кристи в Москву

    В программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Направник, Рахманинов, Пушкин, Крейслер, Шуман, Пащенко, Вильбушевич

  • 5 мая 1926

    Бетховенское фойе (анонс с корректурой и штампом цензуры)

    Вокальный концерт
    Б. Г. Селецкий

    В программе: Бородин, Танеев, Чайковский, Верди, Вагнер, Лист, Даргомыжский, Рубинштейн

  • 29 января 1928

    Торжественное заседание и концерт, посвященный 10-летию «Красной газеты»
    Дирижер – директор Филармонии Николай Малько

    В программе: Вагнер, Глазунов, Берио, Калинников, Пушкин, Бетховен, Зощенко, Планкетт, Чайковский, Сарду

  • 1 января 1930

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    В программе: Вагнер–Лист, Иоахим, Сук, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков, Блюменфельд–Глазунов, Тартини–Крейслер, Шуман, Паганини, Брамс–Иоахим, Верди, Александров, Василенко, Григ

  • 2 февраля 1930

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    В программе: Шуберт–Лист, По, Лондон, Томе, Чайковский, Шуэкер, Мейербер, Р. Штраус, Перголези, Чехов, Штраус–Шульц–Эвлер, Александров, Василенко

  • 10 февраля 1930

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    В программе: Лист, По, Лондон, Томе, Чайковский, Шуэкер, Мейербер, Р. Штраус, Перголези, Чехов, Прокофьев, Рахманинов, Александров, Василенко

  • 21 аперля 1930

    III концерт Артиста Госоперы Николая Печковского
    С участием профессора Госконсерватории Николая Амосова, Елены Межерауп, Моисея Хальфина и Михаила Дулова

    В программе: Метнер, Шуберт-Таузиг, Римский-Корсаков, Цабель, Мейербер, Брамс, Лист, Рахманинов, Гассельманс, Дебюсси, Григ, Бетховен, Лист, Гречанинов, Чайковский

  • 4 мая 1930

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Ганс Кнаппертсбуш (Мюнхен)

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Вагнер. Рассказ Лоэнгрина. Шуберт. Три немецких танца. Вебер–Вейнгартнер. «Приглашение к танцу». И. Штраус. «Там, где цветут лимоны». «Радуйтесь жизни». «Сказки венского леса». «Легкая кровь»

  • 1 июня 1930

    IV концерт артиста Госоперы Николая Печковского

    В программе: Шопен, Делиб, И. Штраус, Глиэр, Брамс, Григ, Василенко, Верди, Ардити, Лист, Метнер, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский

  • 23 ноября 1930

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Мошковский, Вагнер–Брассен, Шопен, Массне, Василенко, Грибоедов, Лессинг, Григ, Гуно, Брамс, Пушкин, Лист, Аренский, Чайковский

  • 31 декабря 1930

    (рукописная книга)

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    (программа не указана)

  • 10 апреля 1931

    (рукописная книга)

    Вокальный концерт
    Николай Печковский

    В программе: Шопен, Некрасов, Массне, Григ, Штраус, Обер, Шуман, Шуберт, Бизе, Аренский, Василенко

  • 26 мая 1931

    (рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Мусоргский, Тургенев, Шимановский, Григ, Брамс, Массне, Шуберт, Тома, Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский

  • 23 октября 1931

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Николай Печковский

    (программа не указана)

  • 16 февраля 1932

    (машинопись)

    Вокальный вечер
    Николай Печковский

    В программе: Лист, Верди, И. Штраус, Григ, Шуберт, Массне, Римский-Корсаков, Цабель, Чайковский, Танеев

  • 12 марта 1932

    (анонс)

    Культпоход «Красного Путиловца»

    Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков. Сюита из музыки к опере «Снегурочка». Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. «Итальянское каприччио». Арии из опер

  • 15 марта 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций

    Чайковский. «Буря». Ария из оперы «Пиковая дама». Мусоргский. «Забытый». Песнь Варлаама из оперы «Борис Годунов». Чайковский. «Ромео и Джульетта». Лермонтов. Сцены из драмы «Маскарад». Грибоедов. Сцены из комедии «Горе от ума»




Другие материалы

Павел Болотин

Павел Болотин

Баритон 1889–1947
Владимир Максимов

Владимир Максимов

Актер 1880–1937

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»