Персоны
Павел Болотин
Биография
Болотин Павел Петрович – певец, баритон.
Источник изображения: сайт Кино-Театр.ру
Пению Павел Болотин учился в Москве, здесь же работал в различных оперных труппах. В 1920-м его приглашают в Петроградский академический театр оперы и балета – ГАТОБ (Мариинский), солистом которого певец будет до 1947 года, одновременно участвуя и в спектаклях Малого оперного театра (Михайловского). Болотин поет в премьерных постановках «Саломеи» Рихарда Штрауса (Иоканаан, ГАТОБ, 1924), «Прыжка через тень» Кшенека (Берг, МАЛЕГОТ, 1927), исполняет титульные партии в первых советских операх и в классическом репертуаре («Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Отелло», «Аида» и др.).
Павел Болотин и Софья Батурина в опере Э. Кшенека "Прыжок через тень". МАЛЕГОТ, 1927 год.
Источник изображения: сайт Gallery-mt.narod.ru
По воспоминаниям современников, лучшей ролью певца была партия Троекурова в опере Направника «Дубровский», поставленной в ГАТОБе в сезоне 1939/1940 (об этом, в частности, пишет младший коллега и партнер Болотина по оперной сцене
Николай Печковский в своих «Воспоминаниях оперного артиста»). Но в Большом зале и на выездных концертах
Филармонического оркестра Павел Болотин пел чаще всего арии Князя Игоря и Владимира Галицкого из оперы Бородина. Были и масштабные проекты. В 1925-м Болотин участвовал в исполнении «Осуждения Фауста» Берлиоза: рецензенты, разошедшиеся в оценке работы дирижера
Валериана Бердяева, единодушно хвалили Болотина-Мефистофеля. Солировал он и в «Колоколах» Рахманинова, прозвучавших под управлением
Николая Малько 30 декабря 1928 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В следующий раз имя Павла Болотина появится на афишах Филармонии лишь в годы блокады: в Большом зале он поет в концертах вместе с женой, сопрано Наталией Болотиной, в июле 1942 года исполняет партию Эскамильо в концертной версии оперы Бизе «Кармен», а на последнем выступлении 1 апреля 1944-го участвует в программе, посвященной 100-летию со дня рождения Римского-Корсакова, Оркестром радиокомитета дирижирует Карл Элиасберг.
И. Р.
Концерты
-
14 декабря 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевКалинников. Симфония № 1. Бородин. Ария из оперы «Князь Игорь». Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»
-
4 марта 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
12 марта 1925
(повторение программы 4 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
15 марта 1925
(повторение программы 4 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
22 апреля 1925
Для культотдела Совета профсоюзов
Филармонический оркестр
Дирижер – Валерий БердяевБерлиоз. Драматическая легенда «Осуждение Фауста»
-
5 октября 1927
Клуб «Красный Путиловец»
Открытие зимнего сезона
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВ программе: Бородин, Чайковский, Скрябин, Римский-Корсаков, Аренский, Стравинский
-
26 ноября 1927
Симфонический концерт для рабочей молодежи
II концерт
Дирижер – Николай МалькоИнтернационал. Чайковский. «Франческа да Римини». Концерт для фортепиано с оркестром. Шостакович. «Октябрю». Бородин. Две арии из оперы «Князь Игорь». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»
-
30 декабря 1928
3-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
С участием Пауля Хиндемита
Дирижер – Николай МалькоПрокофьев. Сюита из балета «Стальной скок». Хиндемит. Камерная музыка № 5. Рахманинов. «Колокола»
-
1 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
5 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
19 июля 1942
(общая программка на 1, 5 и 19 июля, машинопись и рукописная книга, пометка в рукописной книге: афиша разм. 1 л., оповещение по радио, афиша 1 дня 1 и 5 /VII)
Бизе. «Кармен»
Опера в концертном исполнении
-
6 сентября 1942
(машинопись, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио, плакаты)
Концерт артистов Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова
В программе: Гуно–Лист, Тевелев, Верди, Глиэр, Нашэ, Чайковский, Пушкин, Бизе
-
22 ноября 1942
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Ленздравотдела
В программе: Некрасов, Рубинштейн, Бизе, Чайковский, Альбенис, Глинка, И. Штраус, Дунаевский, Безыменский, Александров
-
9 января 1943
(рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергСкрябин. Симфония № 2. Бородин. Увертюра, арии и дуэт из оперы «Князь Игорь». Чайковский. Увертюра «1812 год»
-
31 января 1943
(рукописная книга, афиша)
Сборный концерт
В программе: Чайковский, Глазунов, Бетховен, Скрябин, Л. Толстой, Бородин
-
8 мая 1943
Перенесен с 1 мая (рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Митюшин, Савельев, Богданов-Березовский, Рубинштейн, Бородин, Безыменский, Цветкова, Оффенбах, Красев, Симонов, Рывина, Чайковский, Чехов, Твардовский
-
1 апреля 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1 альбом. лист, объявление по радио)
Третий юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова
Дирижер – Карл ЭлиасбергРимский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Концерт для фортепиано с оркестром. Фрагменты из оперы «Царская невеста»