Персоны

Александр Мосолов

1900–1973
Источник изображения: composers-heritage.ru
Александр Мосолов

Биография

Мосолов Александр Васильевич – композитор.

В 1921–1925 Александр Мосолов учился в Московской консерватории у Рейнгольда Глиэра и Николая Мясковского. Профессора не отступятся от своего воспитанника и в трудные минуты его жизни, которые придут совсем скоро. Но начало карьеры Мосолова было стремительным.

Выпускника консерватории сразу же принимают в только что созданную (1924) Ассоциацию современной музыки. Он много пишет – фортепианные сонаты, камерные сочинения, кантату «Сфинкс», симфоническую поэму, романсы. Его музыку издают, а сам композитор выступает и как музыкальный рецензент. Среди его слушателей немало критиков – Мосолова ругают за крайне левый модернизм, за подражание Прокофьеву. Но есть и доброжелатели: его поддерживают не только бывшие консерваторские профессора, но и авторитетные ленинградские музыканты – Николай Черепнин, Борис Асафьев.

Не исключено, что именно по рекомендации Асафьева Николай Малько включил в свою программу премьеру недавно завершенного Мосоловым Первого фортепианного концерта, который автор исполнил под шум публики, – одновременно восторженный и возмущенный. В этом же сезоне Квартет имени Страдивариуса сыграет в Большом зале Струнный квартет, ор. 24 Мосолова – вскоре он прозвучит на фестивале новой музыки во Франкфурте-на-Майне.

В 1927 году композитор пишет и свою самую известную урбанистическую пьесу для оркестра «Завод. Музыка машин». Наряду с «Пасифик 231» Онеггера, «Завод» оказывается невероятно востребованным в репертуаре Филармонического оркестра. В Большом зале пьесу впервые сыграют 19 октября 1929 года под управлением Георгия Шейдлера, и только в этом сезоне она прозвучит пять раз.

«Завод» будут исполнять и в самом начале 1930-х, когда его автор уже будет в опале. Он не вписывается в рамки ужесточившейся идеологии искусства. В 1937-м Мосолова приговаривают к 8 годам заключения по 58 статье – не спасают ни поездки по республикам Средней Азии, ни сочинения на правильные сюжеты и тексты. В 1938-м по ходатайству Мясковского и Глиэра его освобождают – без права в течение пяти лет проживать в крупных городах.

Мосолов продолжает писать – оперы, симфонии (всего их семь), обработки народных песен, инструментальные концерты, однако теперь в его музыке едва ли можно уловить былую музыкальную дерзость. Композитор и сам не испытывает иллюзий на свой счет, представляясь, как свидетельствуют современники, кратко: «покойный Мосолов».

Но, когда 12 февраля 1928 года молодой автор исполнял на сцене Большого зала свой Фортепианный концерт, он был еще полон планов и надежд.

И. Р. 


Концерты

  • 12 февраля 1928

    5-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько

    Вольф. Симфоническая поэма «Пентезилея». Шёнберг. Пять песен с оркестром. Арапов. Fugato. Мосолов. Концерт для фортепиано и малого оркестра. Чайковский. I часть симфонии «Манфред»


«‎Жизнь искусства»‎

К концерту 12 февраля 1928 в БЗФ 24 января 1928



Другие материалы

Елена Люком

Елена Люком

Балерина 1891–1968
Степан Надеждин

Степан Надеждин

Актер 1878–1934

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»