Персоны
Александр Мосолов
Биография
Мосолов Александр Васильевич – композитор.
В 1921–1925 Александр Мосолов учился в Московской консерватории у Рейнгольда Глиэра и Николая Мясковского. Профессора не отступятся от своего воспитанника и в трудные минуты его жизни, которые придут совсем скоро. Но начало карьеры Мосолова было стремительным.
Выпускника консерватории сразу же принимают в только что созданную (1924) Ассоциацию современной музыки. Он много пишет – фортепианные сонаты, камерные сочинения, кантату «Сфинкс», симфоническую поэму, романсы. Его музыку издают, а сам композитор выступает и как музыкальный рецензент. Среди его слушателей немало критиков – Мосолова ругают за крайне левый модернизм, за подражание Прокофьеву. Но есть и доброжелатели: его поддерживают не только бывшие консерваторские профессора, но и авторитетные ленинградские музыканты – Николай Черепнин, Борис Асафьев.
Не исключено, что именно по рекомендации Асафьева Николай Малько включил в свою программу премьеру недавно завершенного Мосоловым Первого фортепианного концерта, который автор исполнил под шум публики, – одновременно восторженный и возмущенный. В этом же сезоне Квартет имени Страдивариуса сыграет в Большом зале Струнный квартет, ор. 24 Мосолова – вскоре он прозвучит на фестивале новой музыки во Франкфурте-на-Майне.
В 1927 году композитор пишет и свою самую известную урбанистическую пьесу для оркестра «Завод. Музыка машин». Наряду с «Пасифик 231» Онеггера, «Завод» оказывается невероятно востребованным в репертуаре Филармонического оркестра. В Большом зале пьесу впервые сыграют 19 октября 1929 года под управлением Георгия Шейдлера, и только в этом сезоне она прозвучит пять раз.
«Завод» будут исполнять и в самом начале 1930-х, когда его автор уже будет в опале. Он не вписывается в рамки ужесточившейся идеологии искусства. В 1937-м Мосолова приговаривают к 8 годам заключения по 58 статье – не спасают ни поездки по республикам Средней Азии, ни сочинения на правильные сюжеты и тексты. В 1938-м по ходатайству Мясковского и Глиэра его освобождают – без права в течение пяти лет проживать в крупных городах.
Мосолов продолжает писать – оперы, симфонии (всего их семь), обработки народных песен, инструментальные концерты, однако теперь в его музыке едва ли можно уловить былую музыкальную дерзость. Композитор и сам не испытывает иллюзий на свой счет, представляясь, как свидетельствуют современники, кратко: «покойный Мосолов».
Но, когда 12 февраля 1928 года молодой автор исполнял на сцене Большого зала свой Фортепианный концерт, он был еще полон планов и надежд.
И. Р.
Концерты
-
12 февраля 1928
5-й концерт 7-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоВольф. Симфоническая поэма «Пентезилея». Шёнберг. Пять песен с оркестром. Арапов. Fugato. Мосолов. Концерт для фортепиано и малого оркестра. Чайковский. I часть симфонии «Манфред»