Персоны

Герман Шерхен

1891–1966
Источник изображения: Wikimedia commons
Герман Шерхен

Биография

Шерхен Герман / Hermann Scherchen – немецкий дирижер.

Окончив Берлинскую высшую школу музыки как скрипач, Герман Шерхен с 1907 года играл на альте в оркестрах Берлина, в том числе в Филармоническом и Кролль-опере.

В 1911 году Шерхен знакомится с Арнольдом Шенбергом. Эта встреча и определила дальнейшую судьбу молодого музыканта. Именно во время исполнения цикла Шенберга «Лунный Пьеро» в 1912-м он впервые возьмет в руки дирижерскую палочку, а популяризация новой музыки на долгие годы окажется в центре его исполнительских и исследовательских интересов.

Шенберг рекомендует начинающего дирижера Александру Зилоти, с которым состоит в тесной переписке после своего выступления в зале Дворянского собрания 8 декабря 1912 года. В письме из Берлина от 12 декабря 1913 года Шенберг пишет (цитата по книге: Арнольд Шенберг. Письма / Общая редакция М. С. Друскина и Л. Г. Ковнацкой; перевод и комментарии к письмам, адресованным Зилоти – А. М. Климовицкий. СПб.: Композитор, 2001. С. 420 – 421):

«Многочтимый г-н Зилоти, не сердитесь, что вновь … обращаюсь к Вам с просьбой […] Дело идет о господине Германе Шерхене. […] Он хотел бы предложить свои услуги в качестве летнего капельмейстера на русских водных курортах […], чтобы таким образом начать карьеру концертного дирижера. Он слышал, что для получения этого места Ваша рекомендация необходима… Как мне ни неловко просить у Вас рекомендацию для того, кого Вы не знаете, я все же попытаюсь, потому что от г-на Шерхена ожидаю очень многого. […] Я предсказываю ему блестящую карьеру. Но он должен ее когда-то начать. И потому я прошу Вас: порекомендуйте его на эту должность; он не посрамит Вашу рекомендацию».

Так накануне Первой мировой войны Шерхен оказывается в Российской империи. В 1914–1916 он дирижирует на Рижском взморье симфоническим оркестром Дзинтари, но в 1916-м, как немецкий подданный, попадает в лагерь для военнопленных и проводит два года на Урале.

Русская революция оставила след в сознании музыканта, он был восприимчив ко всему новому и дерзкому. Вернувшись в 1918 году в Берлин, Шерхен руководит рабочими хорами, с которыми исполняет в том числе и свои обработки русских революционных песен. Но главной сферой интересов Шерхена остается новая музыка. Он создает в Берлине Новое музыкальное общество, учреждает журнал «Мелос», освещающий проблемы современного искусства, преподает в Берлинской высшей школе музыки. Удачно, как и предсказывал Шёнберг, складывается дирижерская карьера Шерхена: он руководит оркестром Концертного общества в Лейпциге, возглавляет Музеум-оркестр во Франкфурте-на-Майне, сменяя Фуртвенглера, в 1928–1931 занимает пост генеральмузикдиректора в Кёнигсберге. Но дольше всего Шерхен работает в швейцарском Винтертуре: в 1922–1950, с перерывами, он руководит оркестром старейшей музыкальной институции Винтертура – Musikkollegium.

В 1933 году Герман Шерхен эмигрирует из нацистской Германии в Бельгию, а в 1937-м переезжает в Швейцарию. Дирижер работает с различными европейскими оркестрами, гастролирует, после войны возглавляет оркестр Цюрихского радио, участвует в фестивалях современной музыки, учреждает журналы, посвященные ей, проводит дирижерские мастер-классы, преподает на «Курсах новой музыки» в Дармштадте, делает записи на пластинки. Он с успехом дирижирует классику и старую музыку, но особенно много исполняет современные партитуры – дает премьеры сочинений Штокхаузена, Даллапиккола, Вареза, Мадерны, Ноно, Хенце, Ксенакиса, Булеза. Шерхен одним из первых представляет в Европе сочинения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского и даже советских композиторов второго ряда.

Приехав в 1914 году в Российскую империю, начинающий музыкант, несомненно, мечтал, выступить в зале Дворянского собрания. В мае 1932-го Шерхен, уже именитый дирижер, дает четыре концерта с Ленинградским филармоническим оркестром в Большом зале.

Под его управлением звучат «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, Половецкие пляски Бородина, «Пульчинелла» Стравинского и, впервые, сюита «Хари Янош» Кодаи и Румынские танцы Бартока.

В этот приезд Герман Шерхен на ломаном русском языке, освоенном за годы плена, со старой орфографией, пишет в «Золотой книге»:

«Уважаемые товарищы!
Совмѣстная работ с Вами достал мнѣ болшое удевлеторенiе:
я хорошо Вас соблюдал и мы в конце концов констатироват что состав ваш
превосходныи и что возможно было еще совсѣм другiе художественные успѣхи с вами
достигат чѣм мы уже достигали.
Люблю Вас и благодарю
Г. Г. Шерхен».

В следующем сезоне, в декабре 1933 года, Шерхен вновь приезжает на гастроли в Ленинград, но на этот раз у него лишь одни концерт – монография Бетховена: увертюра «Кориолан», Симфония № 4 и Четвертый концерт, в котором солирует Мария Юдина.

И. Р.


Концерты

  • 5 мая 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Герман Шерхен (Германия), Александр Гаук

    Штраус. Р. «Дон Кихот». Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония

  • 7 мая 1932

    (анонс)

    Культпоход завода «Шток»

    Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Бородин. Половецкие пляски

  • 8 мая 1932

    (анонс)

    Закрытый концерт для рабочих организаций
    Дирижер – Герман Шерхен (Германия)

    Кодаи. «Хари Янош». Бородин. Половецкие пляски

  • 10 мая 1932

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герман Шерхен (Германия)

    Стравинский. «Пульчинелла». Шуберт-Вебер. Венские танцы. Барток. Румынские танцы. Бородин. Половецкие пляски. Кодаи. Сюита «Хари Янош»

  • 20 декабря 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл Бетховена
    II концерт
    Дирижер – Герман Шерхен (Страсбург)

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 4


Герман Шерхен

Герман Шерхен

Дирижер Май 1932



Другие материалы

Ганс Штейнберг

Ганс Штейнберг

Дирижер 1899–1978
Алла Шелест

Алла Шелест

Балерина 1919–1998

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»