Персоны
Герман Шерхен

Биография
Шерхен Герман / Hermann Scherchen – немецкий дирижер.
Окончив Берлинскую высшую школу музыки как скрипач, Герман Шерхен с 1907 года играл на альте в оркестрах Берлина, в том числе в Филармоническом и Кролль-опере.
В 1911 году Шерхен знакомится с Арнольдом Шенбергом. Эта встреча и определила дальнейшую судьбу молодого музыканта. Именно во время исполнения цикла Шенберга «Лунный Пьеро» в 1912-м он впервые возьмет в руки дирижерскую палочку, а популяризация новой музыки на долгие годы окажется в центре его исполнительских и исследовательских интересов.
Шенберг рекомендует начинающего дирижера Александру Зилоти, с которым состоит в тесной переписке после своего выступления в зале Дворянского собрания 8 декабря 1912 года. В письме из Берлина от 12 декабря 1913 года Шенберг пишет (цитата по книге: Арнольд Шенберг. Письма / Общая редакция М. С. Друскина и Л. Г. Ковнацкой; перевод и комментарии к письмам, адресованным Зилоти – А. М. Климовицкий. СПб.: Композитор, 2001. С. 420 – 421):
«Многочтимый г-н Зилоти, не сердитесь, что вновь … обращаюсь к Вам с просьбой […] Дело идет о господине Германе Шерхене. […] Он хотел бы предложить свои услуги в качестве летнего капельмейстера на русских водных курортах […], чтобы таким образом начать карьеру концертного дирижера. Он слышал, что для получения этого места Ваша рекомендация необходима… Как мне ни неловко просить у Вас рекомендацию для того, кого Вы не знаете, я все же попытаюсь, потому что от г-на Шерхена ожидаю очень многого. […] Я предсказываю ему блестящую карьеру. Но он должен ее когда-то начать. И потому я прошу Вас: порекомендуйте его на эту должность; он не посрамит Вашу рекомендацию».
Так накануне Первой мировой войны Шерхен оказывается в Российской империи. В 1914–1916 он дирижирует на Рижском взморье симфоническим оркестром Дзинтари, но в 1916-м, как немецкий подданный, попадает в лагерь для военнопленных и проводит два года на Урале.
Русская революция оставила след в сознании музыканта, он был восприимчив ко всему новому и дерзкому. Вернувшись в 1918 году в Берлин, Шерхен руководит рабочими хорами, с которыми исполняет в том числе и свои обработки русских революционных песен. Но главной сферой интересов Шерхена остается новая музыка. Он создает в Берлине Новое музыкальное общество, учреждает журнал «Мелос», освещающий проблемы современного искусства, преподает в Берлинской высшей школе музыки. Удачно, как и предсказывал Шёнберг, складывается дирижерская карьера Шерхена: он руководит оркестром Концертного общества в Лейпциге, возглавляет Музеум-оркестр во Франкфурте-на-Майне, сменяя Фуртвенглера, в 1928–1931 занимает пост генеральмузикдиректора в Кёнигсберге. Но дольше всего Шерхен работает в швейцарском Винтертуре: в 1922–1950, с перерывами, он руководит оркестром старейшей музыкальной институции Винтертура – Musikkollegium.
В 1933 году Герман Шерхен эмигрирует из нацистской Германии в Бельгию, а в 1937-м переезжает в Швейцарию. Дирижер работает с различными европейскими оркестрами, гастролирует, после войны возглавляет оркестр Цюрихского радио, участвует в фестивалях современной музыки, учреждает журналы, посвященные ей, проводит дирижерские мастер-классы, преподает на «Курсах новой музыки» в Дармштадте, делает записи на пластинки. Он с успехом дирижирует классику и старую музыку, но особенно много исполняет современные партитуры – дает премьеры сочинений Штокхаузена, Даллапиккола, Вареза, Мадерны, Ноно, Хенце, Ксенакиса, Булеза. Шерхен одним из первых представляет в Европе сочинения Прокофьева, Шостаковича, Мясковского и даже советских композиторов второго ряда.
Приехав в 1914 году в Российскую империю, начинающий музыкант, несомненно, мечтал, выступить в зале Дворянского собрания. В мае 1932-го Шерхен, уже именитый дирижер, дает четыре концерта с Ленинградским филармоническим оркестром в Большом зале.
Под его управлением звучат «Дон Кихот» Рихарда Штрауса, Половецкие пляски Бородина, «Пульчинелла» Стравинского и, впервые, сюита «Хари Янош» Кодаи и Румынские танцы Бартока.
В этот приезд Герман Шерхен на ломаном русском языке, освоенном за годы плена, со старой орфографией, пишет в «Золотой книге»:
«Уважаемые товарищы!
Совмѣстная работ с Вами достал мнѣ болшое удевлеторенiе:
я хорошо Вас соблюдал и мы в конце концов констатироват что состав ваш
превосходныи и что возможно было еще совсѣм другiе художественные успѣхи с вами
достигат чѣм мы уже достигали.
Люблю Вас и благодарю
Г. Г. Шерхен».
В следующем сезоне, в декабре 1933 года, Шерхен вновь приезжает на гастроли в Ленинград, но на этот раз у него лишь одни концерт – монография Бетховена: увертюра «Кориолан», Симфония № 4 и Четвертый концерт, в котором солирует Мария Юдина.
И. Р.
Концерты
-
5 мая 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижеры – Герман Шерхен (Германия), Александр Гаук
Штраус. Р. «Дон Кихот». Берлиоз. Траурно-триумфальная симфония
-
7 мая 1932
(анонс)
Культпоход завода «Шток»
Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Бородин. Половецкие пляски
-
8 мая 1932
(анонс)
Закрытый концерт для рабочих организаций
Дирижер – Герман Шерхен (Германия)
Кодаи. «Хари Янош». Бородин. Половецкие пляски
-
10 мая 1932
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Герман Шерхен (Германия)
Стравинский. «Пульчинелла». Шуберт-Вебер. Венские танцы. Барток. Румынские танцы. Бородин. Половецкие пляски. Кодаи. Сюита «Хари Янош»
-
20 декабря 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Цикл Бетховена
II концерт
Дирижер – Герман Шерхен (Страсбург)
Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 4