Персоны
Ганс Штейнберг
Биография
Штейнберг Ганс Уильям / Hans Wilhelm Steinberg – немецкий и американский дирижер.
Музыкант-вундеркинд, Ганс Штейнберг с раннего детства выступал как скрипач и пианист, а в 13 лет продирижировал собственной кантатой по «Метаморфозам» Овидия.
Окончив Кёльнскую консерваторию, он поступает в оркестр Оперного театра в Кёльне. Отношения с главным дирижером театра Отто Клемперером поначалу не складываются: в первом же сезоне он смещает Штейнберга с места концертмейстера. Однако через год тот же Клемперер назначает молодого музыканта своим ассистентом.
С 1922 года Штейнберг уже сам ведет несколько спектаклей театра, а после отъезда Клемперера из Кёльна в 1924-м занимает место главного дирижера.
С этого момента и до прихода к власти нацистов Штейнберг успешно работает в разных оперных театрах – в Кёльне, Праге, Франкфурте, где в 1930-м ставит премьеру оперы Шенберга «С сегодня на завтра».
В 1933 году дирижер готовил к постановке опус другого современного композитора – Эрнста Тоха. Прямо во время репетиции в зал ворвались нацисты, вырвали из рук Штейнберга палочку и разломали ее пополам. Как еврею, дирижеру запрещают выступать перед «арийской публикой». Некоторое время он работает с оркестром Культурного союза немецких евреев (Kulturbund Deutscher Juden), а затем навсегда эмигрирует из Германии.
В 1936 году вместе с Брониславом Губерманом Ганс Штейнберг становится со-основателем и дирижером Палестинского симфонического оркестра (будущего Израильского филармонического оркестра). А в 1938 году музыкант переезжает в США.
На протяжении долгих лет он будет работать с ведущими оркестрами Нового Света в Бостоне, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Филадельфии… Наиболее длительное сотрудничество связывает Штейнберга с Симфоническим оркестром Питтсбурга, которым он руководит, с перерывами, с 1952-го по 1976 год.
В послевоенные годы дирижер также активно гастролирует по всему миру, в 1958–1960 является приглашенным дирижером Лондонской филармонии, дает концерты с оркестрами Германии, Голландии, Канады, Австралии. Дирижирует и оркестром Франкфуртской оперы, откуда когда-то начался период его изгнания из Германии.
Невероятно интенсивной была и работа Штейнберга с различными студиями звукозаписи. Он выпускает десятки пластинок, причем репертуар дирижера поражает разнообразием. Наряду с классическими и романтическими австро-немецкими симфониями он записывает много французской (Равеля, Берлиоза), русской (Чайковского, Рахманинова) музыки, часто выбирает для записей и сочинения XX века: Шостаковича, Стравинского, Шенберга, Хиндемита, Гершвина. В Америке Штейнберг получает множество престижных наград, в 1960 году на Голливудской аллее Славы появляется звезда в его честь.
В американский период жизни Ганс Вильгельм Штейнберг предпочитает представляться на английский манер – Уильямом, именно под этим именем он получает известность во всем мире. Но на афишах Ленинградской филармонии дирижер пока еще Ганс Штейнберг.
В Большом зале он дает один концерт в 1931-м и четыре в 1932 году. В программах дирижера – сочинения Брамса, Равеля, Берлиоза, Стравинского. Дважды Филармонический оркестр под управлением Штейнберга аккомпанирует приезжим солистам: виолончелистам Эмануэлю Фойерману (Концерт Дворжака) и Морису Марешалю (Концерт Гайдна).
На последнем выступлении Ганса Штейнберга в Филармонии – в марте 1932-го, впервые в Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Густава Малера.
И. Р.
Концерты
-
19 ноября 1931
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 4
-
19 марта 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»
-
20 марта 1932
(анонс)
Культпоход Дома техники
Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Сборный концерт
-
22 марта 1932
(анонс)
Культпоход Дома техники
Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Сборный концерт
-
24 марта 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Малер. Симфония № 7 «Ночная песнь»