Персоны

Ганс Штейнберг

1899–1978
Источник изображения: Judicshes Museum Berlin Online-Sammlungen
Ганс Штейнберг

Биография

Штейнберг Ганс Уильям / Hans Wilhelm Steinberg – немецкий и американский дирижер.

Музыкант-вундеркинд, Ганс Штейнберг с раннего детства выступал как скрипач и пианист, а в 13 лет продирижировал собственной кантатой по «Метаморфозам» Овидия.

Окончив Кёльнскую консерваторию, он поступает в оркестр Оперного театра в Кёльне. Отношения с главным дирижером театра Отто Клемперером поначалу не складываются: в первом же сезоне он смещает Штейнберга с места концертмейстера. Однако через год тот же Клемперер назначает молодого музыканта своим ассистентом.

С 1922 года Штейнберг уже сам ведет несколько спектаклей театра, а после отъезда Клемперера из Кёльна в 1924-м занимает место главного дирижера.

С этого момента и до прихода к власти нацистов Штейнберг успешно работает в разных оперных театрах – в Кёльне, Праге, Франкфурте, где в 1930-м ставит премьеру оперы Шенберга «С сегодня на завтра».

В 1933 году дирижер готовил к постановке опус другого современного композитора – Эрнста Тоха. Прямо во время репетиции в зал ворвались нацисты, вырвали из рук Штейнберга палочку и разломали ее пополам. Как еврею, дирижеру запрещают выступать перед «арийской публикой». Некоторое время он работает с оркестром Культурного союза немецких евреев (Kulturbund Deutscher Juden), а затем навсегда эмигрирует из Германии.

В 1936 году вместе с Брониславом Губерманом Ганс Штейнберг становится со-основателем и дирижером Палестинского симфонического оркестра (будущего Израильского филармонического оркестра). А в 1938 году музыкант переезжает в США.

На протяжении долгих лет он будет работать с ведущими оркестрами Нового Света в Бостоне, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Филадельфии… Наиболее длительное сотрудничество связывает Штейнберга с Симфоническим оркестром Питтсбурга, которым он руководит, с перерывами, с 1952-го по 1976 год.

В послевоенные годы дирижер также активно гастролирует по всему миру, в 1958–1960 является приглашенным дирижером Лондонской филармонии, дает концерты с оркестрами Германии, Голландии, Канады, Австралии. Дирижирует и оркестром Франкфуртской оперы, откуда когда-то начался период его изгнания из Германии.

Невероятно интенсивной была и работа Штейнберга с различными студиями звукозаписи. Он выпускает десятки пластинок, причем репертуар дирижера поражает разнообразием. Наряду с классическими и романтическими австро-немецкими симфониями он записывает много французской (Равеля, Берлиоза), русской (Чайковского, Рахманинова) музыки, часто выбирает для записей и сочинения XX века: Шостаковича, Стравинского, Шенберга, Хиндемита, Гершвина. В Америке Штейнберг получает множество престижных наград, в 1960 году на Голливудской аллее Славы появляется звезда в его честь.

В американский период жизни Ганс Вильгельм Штейнберг предпочитает представляться на английский манер – Уильямом, именно под этим именем он получает известность во всем мире. Но на афишах Ленинградской филармонии дирижер пока еще Ганс Штейнберг.

В Большом зале он дает один концерт в 1931-м и четыре в 1932 году. В программах дирижера – сочинения Брамса, Равеля, Берлиоза, Стравинского. Дважды Филармонический оркестр под управлением Штейнберга аккомпанирует приезжим солистам: виолончелистам Эмануэлю Фойерману (Концерт Дворжака) и Морису Марешалю (Концерт Гайдна).

На последнем выступлении Ганса Штейнберга в Филармонии – в марте 1932-го, впервые в Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Густава Малера.

И. Р.


Концерты

  • 19 ноября 1931

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 4

  • 19 марта 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»

  • 20 марта 1932

    (анонс)

    Культпоход Дома техники

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Сборный концерт

  • 22 марта 1932

    (анонс)

    Культпоход Дома техники

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Равель. «Испанская рапсодия». Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Сборный концерт

  • 24 марта 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Малер. Симфония № 7 «Ночная песнь»




Другие материалы

Лев Штейнберг

Лев Штейнберг

Дирижер 1870–1945
Герман Шерхен

Герман Шерхен

Дирижер 1891–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»