Персоны

Эмануэль Фойерман

1902–1941
© Wikimedia Commons
Эмануэль Фойерман

Биография

Фойерман Эмануэль / Emanuel Feuermann [в программах Филармонии значится как Фейерман Эммануэль – с традиционным для этого имени удвоением буквы «м»] – австро-американский виолончелист, один из известнейших музыкантов своего времени.

Эмануэль Фойерман учился в Музыкальной академии в Вене, куда семья переехала из Галиции. В 12 лет сыграл первый публичный концерт с оркестром Венской филармонии под управлением Феликса Вейнгартнера, в 1929-м стал самым молодым профессором Берлинской консерватории.

В 1933 году Фойерман был вынужден эмигрировать из Германии, жил в Палестине, Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке. Он сотрудничал со многими выдающимися музыкантами, играл в ансамбле с Паулем Хиндемитом, в трио с Артуром Рубинштейном и Яшей Хейфецом (с ними записывал пластинки), выступал с крупнейшими дирижерами, среди которых Томас Бичем, Юджин Орманди, Артуро Тосканини, Сергей Кусевицкий.

В Большой зал Ленинградской филармонии 23-летний виолончелист приехал первый раз в 1925 году и дал два сольных концерта в ансамбле с ленинградским пианистом Михаилом Дуловым. Партнерами в его других камерных программах, а последняя пройдет в ноябре 1931 года, будут американский пианист Михаэль Задора и ленинградцы Исай Рензин, Софья Давыдова, Владимир Ульрих. 3 января 1928 года Эмануэль Фойерман сыграет сонатный вечер с Артуром Шнабелем.

С Филармоническим оркестром виолончелист впервые выступит 25 декабря 1927 года. Во время нескольких гастрольных поездок в Ленинград он исполнит Концерты Боккерини, Шумана, Гайдна, Дворжака, Эрнста Тоха (премьера) в программах под управлением немецкого дирижера Ганса Штейнберга, венца Эгона Поллака, но чаще всего будет играть с Александром Гауком. С ним Фойерман даст и свой последний концерт в Большом зале 15 декабря 1932 года, на котором исполнит Вариации на тему рококо Чайковского. На следующий день Фойерман сыграет сольную программу в Малом зале консерватории, где Филармония проводила камерные концерты.

В Ленинграде чрезвычайно высоко оценили мастерство молодого музыканта. Критика писала о нем только в превосходных тонах, называя «безусловно одним из первых в мире солистов-виолончелистов»«Об искусстве Фойермана, – замечает автор одной из статей, – ... рассказывать почти невозможно – обычный рецензентский лексикон сух и малоубедителен, а "лирика" в отчете неуместна. Фойермана нужно слушать. Достаточно четырех тактов под его смычком, чтобы быть убежденным в его сверх-музыкальности, как достаточно четырех строк из "Скупого Рыцаря", чтобы не усомниться в авторстве гения».

С энтузиазмом к виолончелисту отнеслись артисты Оркестра и руководство Филармонии. Ему, совсем еще молодому человеку, предложили оставить запись в «Золотой книге», где уже были автографы признанных мэтров – Глазунова, Кнаппертсбуша, Клайбера, Клемперера. После концертов в декабре 1928 года Эмануэль Фойерман написал (публикуется впервые):

«С большой радостью я выражаю благодарность каждому музыканту Филармонического оркестра за прекрасную совместную работу, доброжелательность, коллегиальность и взаимопонимание.
Bolshy spasiwo
Ленинград, декабрь, 28 г. Эмануэль Фойерман»

Эмануэль Фойерман умер в 39 лет во время неудачной операции. Его раннюю смерть Пабло Казальс назвал большой потерей для музыкального мира. С 2002 года в Берлине проводится Конкурс виолончелистов имени Фойермана, одним из инициаторов конкурса был Борис Пергаменщиков.

И. Р.


Концерты

  • 10 марта 1925

    Вечер виолончели и фортепиано
    Эмануэль Фойерман, виолончель
    Михаэль Задора, фортепиано
    Михаил Дулов, фортепиано

    Бетховен. Соната для виолончели и фортепиано № 2. Чайковский. Вариации на тему рококо. Григ. Соната для виолончели и фортепиано. Лист. «Фонтаны виллы д'Эсте». «Блуждающие огни». Венгерская рапсодия № 2

  • 12 марта 1925

    Celloabend
    Эмануэль Фойерман

    В программе: Локателли, Лало, Нардини, Поппер, Сарасате–Фойерман

  • 25 декабря 1927

    3-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Симфонический концерт
    С участием Лидия Липковской и Эмануэля. Фойермана
    Дирижер – Александр Гаук

    Гендель. Concerto grosso си минор. Россини. Ария Розины из оперы «Севильский цирюльник». Боккерини. Концерт для виолончели с оркестром. Шуман. Концерт для виолончели с оркестром ля минор. Шрекер. Вступление к драме «Меченые»

  • 26 декабря 1927

    Концерт Лидии Яковлевны Липковской
    С участием:
    Александра Каменского
    Эмануэля Фойерман

    В программе: Равель, Шуберт, Моцарт, Дамбе, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Кшенек–Каменский, Экклз, Сарасате, Тома, Шуберт, Дебюсси, И. Штраус

  • 30 декабря 1927

    Концерт Лидии Яковлевны Липковской
    С участием:
    Николая Эйгенсона
    Эмануэля Фойермана

    В программе: Лист, Сен-Санс, Римский-Корсаков, Чесноков, Мусоргский, Даргомыжский, Блох, Данбе, Поппер, Лассен, Шопен, Массне, Форе, И. Штраус

  • 3 января 1928

    4-й концерт 1-го абонемента

    Сонатный вечер
    Артур Шнабель и Эмануэль Фойерман

    Брамс. Соната № 2. Бетховен. Соната № 4. Соната № 5. Соната № 3

  • 12 декабря 1928

    3-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук
    Солист – Эмануэль Фойерман

    Бах–Шенберг. Две хоральные прелюдии. Тох. Концерт для виолончели и камерного оркестра. Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Шуберт. Симфония № 4 «Трагическая»

  • 16 декабря 1928

    3-й концерт 7-го утреннего абонемента

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Сюита для оркестра № 1. Вариации на тему рококо. Симфония № 4

  • 23 декабря 1928

    3-й концерт 5-го утреннего абонемента

    Концерт виолончельной музыки
    Эмануэль Фойерман

    В программе: Брамс, Локателли, Хиндемит, Моцарт, Сеналье, Дворжак, Пьятти

  • 25 декабря 1928

    3-й концерт 6-го утреннего абонемента

    Концерт виолончельной музыки
    Эмануэль Фойерман

    В программе: Боккерини, Бах, Шуберт, Блох, Тартини, Давыдов

  • 13 ноября 1931

    (машинописная программа)

    Вечер виолончельной музыки
    Эмануэль Фойерман (Германия)

    Валентини. Соната № 10 ми мажор. Шуберт. Соната ля минор. Лало. Концерт ре минор. Фрескобальди–Кассадо. Токката. Форе. «После грез». Гранадос. Испанский танец. Кленгель. Скерцо

  • 19 ноября 1931

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ганс Штейнберг (Германия)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брамс. Симфония № 4

  • 10 декабря 1932

    (анонс)

    Вечер вокальной и виолончельной музыки

    В программе: Р. Штраус, Дворжак, Сгамбатти, Харти, Поппер, Тома, Гуно, Россини, Бенедикт, Дюран

  • 13 декабря 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эгон Поллак (Вена)

    Кшенек. Маленькая симфония. Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Р. Штраус. Симфония № 2

  • 15 декабря 1932

    (анонс)

    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Ромео и Джульетта»

  • 16 декабря 1932

    Зал Глазунова, Консерватория

    Концерт Ленинградской филармонии
    Концерт (Celloabend)
    Эмануэль Фойерман (Германия)

    В программе: Бетховен, Д'Альбер, Тессарини, Шопен, Мусоргский, Поппер, Сарасате



«Рабочий и театр»‎

Концерт 25 декабря 1927 в БЗФ 1 января 1928

«‎Ленинградская правда»‎

О концертах 25 декабря 1927, 1 и 3 января 1928 в БЗФ 6 января 1928

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 3 января 1928 в БЗФ 6 января 1928

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 3 января 1928 в БЗФ 17 января 1928

«‎Жизнь искусства»‎ № 2

О концертах 2 ноября, 12 и 16 декабря 1928 в БЗФ Январь 1929

«Красная газета»

О концерте 13 декабря 1932 в БЗФ 15 декабря 1932


Эммануэль Фойерман

Эммануэль Фойерман

Виолончель Декабрь 1928



Другие материалы

Мария Крылова

Мария Крылова

Меццо-сопрано ?–1937
Ольга Добрынина-Мильк

Ольга Добрынина-Мильк

Сопрано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»